Газета "Боровский просветитель" № 2 (2010)
О Русском языке замолвите слово...
8 сентября во всем мире по инициативе ЮНЕСКО вот уже 44 года отмечается День грамотности. В данном случае под грамотностью понимается умение читать и писать простые тексты. Оказывается, сегодня в мире более 700 миллионов человек на такое не способны.
В современной России другая беда - малограмотность, то есть неумение писать и говорить без ошибок при наличии среднего или высшего образования. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на любой Интернет-форум, внимательно почитать нашу прессу или послушать политиков. А можно просто включить телевизор: что греха таить, сейчас с ошибками нередко говорят даже журналисты. Но не будем о грустном...
Побеседовать на тему грамотности мы пригласили священника Игоря Прекупа, выпускника Санкт-Петербургской Духовной академии, одного из тех, кто бережно относится к русскому слову.
- Отец Игорь, как вы думаете, в чем причина повальной малограмотности населения, причем нередко с ошибками пишут люди, даже имеющие не одно высшее образование?
- Причин тут много, в том числе и психологического плана. Однако к всевозможным «обстоятельствам» нельзя сводить безграмотное письмо и, тем более, речь. Не хочу обидеть никого, особенно тех, у кого проблемы как раз психологического характера, только, думаю, основная причина находится совсем на другом уровне: это не психика и не среда (в том числе и семейная), не низкое качество преподавания в школе, не отсутствие врожденных способностей, не гиперактивность - это (если речь идет о русских) неуважение и нелюбовь к себе и своему народу, культуре, духовной традиции. Поэтому когда замечаю, что человек, разглагольствующий о величии своего народа, о том, как он любит свою родину, при этом говорит и пишет безграмотно, то становится грустно. Потому что вранье это. Любишь свою родину, свой народ - так потрудись над собой, хоть язык свой родной не погань, я уже не говорю о сквернословии, а просто не уродуй его безграмотной речью.
Внятная речь, как и разборчивый почерк, издавна считались формой вежливости. Небрежное отношение к слову - это небрежное отношение к языку в целом, а язык - душа народа. Это и небрежное отношение к душе: своей, своего ближнего, своего народа. Это общая наша проблема. Конечно, по грамотности речи, по ее внятности и разборчивости не стоит делать далеко идущих выводов о человеке. Но каждому о себе стоит задуматься и рассмотреть себя на предмет отношения к Богу, давшему нам способность мыслить и дар речи для воплощения мысли, к себе - носителю этого священного дара, к ближним, общающимся с нами, внимательно вникая в их мысли и стараясь внятно доносить до них свои. Каждому следует помнить, что родной язык - это ценность его национальной культуры, и человек соучаствует либо в ее созидании, заботясь о грамотности своей речи (будь то устной или письменной), либо в разрушении, просто не предпринимая усилий, просто не задумываясь, а как правильно вот это сказать, как правильно написать.
Вопрос не в том, кто и сколько ошибок делает, а кто и как старается их избежать.
- Как стать грамотным человеком и что помогло лично вам?
- Не считаю себя особо грамотным человеком, порой тоже допускаю ошибки. Особенно не дружу с запятыми. Становится неприятно, когда обнаруживаю ошибки. Что же до причины хоть такого сносного уровня, как у меня, то она, думаю, в том, что мне с детства привили уважение к культуре. Я билингв. С детства говорю на русском и молдавском. Мама всегда обращала мое внимание на внятность речи, на произношение: не с точки зрения погони за оценкой, а как бы с этической, что ли. Ну, неприлично, просто неприлично коверкать язык, проглатывая звуки или размазывая слова, как слизь! Некрасиво (не в эстетическом, а в этическом отношении), стыдно, некультурно писать безграмотно и коряво. Но, должен признаться, почерк у меня был неважный, про такой в народе говорят: пишет, «как курица лапой». Так продолжалось до тех пор, пока я не поступил в семинарию. Это был конец 80-х. Тогда еще трудно было представить, что святоотеческая литература вскоре начнет печататься и распространяться в храмах и светских магазинах. Поэтому я подолгу сидел в читальном зале и переписывал отрывки из Святых Отцов в большую тетрадь, старался писать красивым мелким почерком, с таким расчетом, чтобы это можно было кому-нибудь давать почитать. Вот и выправил, с Божией помощью, почерк. Мотивация была, как говорится (улыбается).
- А на чем, по вашему мнению, должна быть основана методика преподавания русского языка?
- Я не филолог, чтобы рассуждать о методике преподавания языка. А основа, думаю, - то, о чем я уже говорил: любовь и уважение к русскому народу, его культуре, духовной традиции. В этом надо быть трепетными до щепетильности. Не до обсессивно-компульсивного невроза (невроза навязчивых состояний), а именно до щепетильности, побуждающей останавливаться, буквально, на полуслове и задумываться: «А правильно ли так по-русски? Или надо так?..» Для текучести речи и быстроты доведения информации до собеседника это, может, и минус, а вот для хранения, возрождения и созидания языковой культуры - несомненный плюс.
Беседовал Андрей Сигутин