Hor

Пойте Богу нашему, пойте

Мир, в котором мы живем, является творением премудрого и благого Создателя – Господа Бога. Господь создал этот мир прекрасным и гармоничным, так что всякий внимательный человек по красоте этого видимого мира познаёт и его невидимого Творца. Но и сам человек содержит в себе тайны, которые напоминают ему о Боге. Это и голос совести, обличающий злые поступки человека и награждающий миром за добрые. Это стремление творить и создавать, что делает его похожим на своего Создателя. Это и премудрое строение самого человека, тоже говорящее о Высшем Божественном Разуме.

Но есть в человеке еще одна неизведанная тайна, которая также напоминает ему о небесном мире – это стремление петь. Наверно нет ни одного человека на земле, у которого никогда не возникало желание спеть. При этом наличие слуха и голоса не имеет значения, душа сама непонятным образом стремится к пению и с радостью внимает ему. Что же это за таинственное явление человеческой природы? Откуда в человеке живет такое неудержимое стремление к пению?

Можно с уверенностью сказать, что пение это не просто дар Божий, но это такой дар, который говорит о вещах небесных и уподобляет человека ангелам. И происходит это потому, что пение имеет своей Родиной Небо, и именно с Небес оно спустилось к нам на землю. И даже более того, пение существовало еще задолго до того, как на земле появился первый человек. Сам Господь сказал праведному Иову, что когда сотворил Он звезды на небе, все ангелы воспели Ему радостную песнь хваления (Иов.38:7). И поскольку стремление к небесному и радостному вложено в саму природу человеческой души, то и становится понятно такое сильное тяготение человека к пению.

Многие святые в божественных откровениях видели на небе ангелов Божиих славословящих Творца. Например, пророк Божий Илия был восхищен на небо и видел у престола Божия шестокрылых серафимов, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3). Святой Игнатий Богоносец (IIв.) видел на небе ангельские хоры, которые воспевали Бога попеременно. Именно после этого видения по примеру бесплотных сил он ввел в Антиохийской церкви антифонное (поочередное) пение.*

В 439 году в Константинополе было страшное землетрясение, унесшее жизни многих людей. Царь Феодосий Младший (II) вместе с Патриархом и всем народом обратились к Богу с мольбой о прекращении этой напасти, которая обычно постигает людей за их грехи. Во время общего молебного пения один благочестивый отрок невидимой силой на глазах у всех был поднят на небо и через некоторое время невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что видел на небе ангельские лики, которые пели Богу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ воспринял это как указание свыше и присовокупил к этой славословной триаде покаянное прошение «помилуй нас». После этого землетрясение прекратилось. С тех пор Трисвятая ангельская песнь навсегда вошла в богослужебный церковный обиход.

Начало Нового Завета, принесшего человечеству множество благ и самое главное вечное спасение, также тесно связано с ангельским пением. Когда родился Младенец Христос, то Господу было угодно не просто возвестить об этом пастухам, но и явить им многочисленное небесное воинство, славящее и воспевающее Бога: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14).

Сам Спаситель показал пример духовных песнопений. После Тайной вечери, отправляясь на гору Елеонскую, Господь воспел с учениками псалмы, чем освятил эту традицию на все последующие века (Мф.26:30: Мк.14:26).

Таким образом, можно сказать, что пение действительно имеет неземное происхождение, оно было подарено человечеству Богом через Его верных служителей – ангелов. Не случайно византийское пение, пришедшее на Русь из Константинополя, так и называлось – ангелоподобное или ангелогласие. Человек же переняв это ангельское делание (пение), научился использовать его и в земных целях, и простое чтение стихов превратил в пение. Благодаря этому появился новый вид искусства, который часто становился выражением национальной самобытности того или иного народа (напр., итальянское пение).

В древности израильский народ хорошо понимал важность пения и прилагал особое попечение о певцах, которых при храме служило несколько тысяч человек. По царскому повелению они получали специальное содержание (Неем.11:23), имели для себя отдельные комнаты (Иез.40:44). Во время баталий певчих ставили перед войсками, чтобы они пением воодушевляли своих соратников и наводили страх на вражеские полки (2 Пар.20:21).

Пение помогает с радостью выдерживать продолжительные церковные службы и лучше усваивать смысл богослужебных песнопений. Именно поэтому Иоанн Златоуст и говорит, что: «поскольку это утешение весьма близко к нашей природе, то, дабы дьявол не развращал людей сладострастными песнями, Господь установил пение псалмов, дабы из этого мы получали и удовольствие, и пользу» (беседа на 41 псалом).

 Не только в древности, но и во все времена человек стремился к пению. Кто-то пел так, как мог, а кто-то посвящал этому всю свою жизнь. Были и такие, которые получали этот дар от Бога, например, преподобный Роман Сладкопевец. Он от самóй Божией Матери получил дар и сочинять духовные песнопения и прекрасно их исполнять. Другим любимцем Богоматери был преподобный Иоанн Кукузель, который с детства обладал прекрасным голосом. Его пение было настолько волшебным, что изумляло не только людей, но и животных, которые как завороженные слушали его.

Пение изменяет человека, наполняет его душу радостью и восторгом. Оно  преображает тех, кто прикасается к нему и помогает перенести земное горе и несчастье. Духовное пение является своего рода проповедью о Боге. Оно похоже на приоткрытую дверь в духовный мир, через которую к нам грешным струится тихий свет вечности, просвещающий и освящающий всякого человека.  

Иеромонах Роман (Крóпотов).



*  С греческого антифóнос – звучащий в ответ

 

Видео

Аудио

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.