Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 23 - 2016 г.

«Берегитесь закваски фарисейской…»

Продолжение. Начало в №22.

 

В широком понимании фарисей – это хитрый лицемер, использующий высокие духовно-нравственные идеи для прикрытия низменных дел, служащих удовлетворению его властолюбия и корысти. Фарисеем обычно называют гордого и самолюбивого человека, который проповедует моральные и нравственные учения, но сам при этом ничего хорошего не делает, ибо больше заботится о достижении собственной выгоды. В религиозном понимании, фарисей – это «праведный в своих глазах», «благочестиво-показной», «сверхнабожный» и «преданный только на словах» ханжа.

Зачастую в нашем восприятии фарисеи ассоциируются с отъявленными негодяями, так как они пытались противодействовать Христу. Однако все не так просто: апостол Павел писал, что они «имеют ревность по Богу» (Рим. 10:2). Фарисеи, жившие в первом веке, имели хорошую репутацию у народа: они усердно изучали Писания, часто молились и постились. Древний историк Флавий писал: «Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу». Вероятно, они были одними из самых уважаемых людей в обществе того времени, богословами и духовными учителями народа. К фарисеям принадлежали наиболее активные и благочестивые верующие Ветхозаветной Церкви, которые духовное развитие и спасение  сводили к безукоризненному исполнению обрядового закона. Из-за «механичного» и поверхностного понимания веры человеческая душа становится безжизненной и черствой, как у Снежной Королевы. И учителям закона не доставало искреннего и открытого к Богу сердца. Господь же смотрит именно на сердце человека, поэтому Христос, в отличие от большинства, не был обманут внешним видом фарисеев. Спаситель сравнил их с «окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матфея 23:27). Они подолгу молились, стоя в людных местах, но лишь для того, чтобы это видели люди, как сказал Христос. Их поклонение было просто фарсом и симуляцией. Тщеславные фарисеи любили возлежать на почетных местах за трапезами и сидеть впереди в синагогах. Они своей «верой» старались производить впечатление на других, прикрываясь благочестивыми намерениями, и жили напоказ. Их благочестие и добродетельность была, на самом деле, праведностью в их собственных глазах. Вот почему Христос предупреждал: «Берегитесь закваски фарисейской» (Лк. 12:1). А значит, и нам сегодня тоже необходимо «беречься» праведности в собственных глазах, и остерегаться стать религиозными ханжами. А что такое ханжество?

Это показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Причем такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.  Причем ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Если немного коснуться психологии ханжества, то можно отметить его следующие основные характеристики: демонстративность поведения; несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности; крайности в отрицании аморальности. То есть ханжа по отношению к другим любит обильно использовать оценочные суждения, особенно эмоционально окрашенные. Это он любит в чужом глазу выискивать «сучок», не замечая в своем -  «бревна». Вот почему Господь учил: не суди и не судим будешь.

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика демонстрируемой «маске». Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение.

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Нередко ханжами становятся те, кто пытается оправдывать себя перед самим собой. Согласно психологии, часто ханжество представляет собой скрытый внутриличностный конфликт, который может привести к неврозу. Иными словами, ханжа — это человек, у которого внешняя добродетельная сторона не соответствует его внутреннему содержанию. Как правило, он всячески демонстрирует свое негативное отношение к поступкам и мнениям других людей, «неправильных» с его точки зрения. При этом в отношении себя действует двойная мораль, которая оправдывает его в аналогичных ситуациях.

Человека, склонного к ханжеству,  еще в народе называют: «святоша», «пустосвят», «лицемер».

«Пустосвятство» – форма религиозного поведения, занимающая промежуточное положение между ханжеством и суеверием. Как писал Фонвизин, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В общем, из современной церковной практики  известно, где есть «обрядоверие», «младостарчество», «лжестарчество» и прочее – там везде присутствует «закваска фарисейская». Повторюсь, Господь Иисус Христос призывал: «Берегитесь закваски фарисейской». Опасность этой закваски в том, что эта «добавка» зачастую благочестива на первый взгляд и очень похожа на истину, но на самом деле – ложь. Те ветхозаветные хитроумные фарисеи постоянно прикрывались законом Божиим, а дошли до того, что отвергли живого Бога, Того, Кто и дал им Свой Закон.  Закваска фарисейская – это всё, что не Божие, что не от Бога. В  вопросе спасения души это всякое самоволие, самостоятельность и самодостаточность. Христос же говорил: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5)

Всеведующий Господь знал, что современные фарисеи будут носить имя христиан, будут проповедывать заповеди Божии, но при этом их учение не будет иметь жизни и силы Божией, ибо оно человекоцентрично. Иллюзорное учение нынешних фарисеев строится как бы на Боге, но в конце концов всё сводится к человеку. В их учении человек возвеличен до уровня самовластного господина, Богу же выделена роль наблюдателя и помощника по требованию. Воистину,  «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Мф. 23:12).

Однако вернемся к фарисеям времен земной жизни Спасителя. В Новом Завете отношение к некоторым фарисеям неоднозначно. В Евангелии они описываются как противники Спасителя. Вместе с тем, когда апостол Павел и другие ученики Христа были арестованы, благодаря заступничеству фарисейского лидера Гамалиила их освободили из-под стражи (Деян. 5:34–40). К слову, апостол Павел говорил о себе: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Среди фарисеев было немало глубоко верующих и благочестивых людей, приблизившихся к осознанию христианского  смысла. Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Фарисеи (в отличие от саддукеев) признавали существование добрых и злых духов, воскресение. В этом плане Спаситель не обличал их учение, но предостерегал от слепого подражания им, поскольку фарисеи полагались на собственную праведность, а не на Господа. Таким образом, против  содержательной стороны учения фарисеев Христос не имел ничего – «все, что говорят фарисеи, делайте, но не поступайте по делам их» – учил Господь (Мф. 23:3).

Наверное, неправильно было бы думать, что все как один члены фарисейского сообщества являлись лицемерами. Вероятно, кто-то из них и сам делал то, чему они учили, не зря, например, в притче о мытаре и фарисее последний воздает хвалу Богу за то, что все необходимые предписания исполнил. Значит, у некоторых фарисеев  формальная религиозная честность была, хотя, безусловно, многие предпочитали «бремена неудобоносимые» вешать прежде всего на других. Основной порок, настоящее фарисейское лицемерие – в том, как они делали то, чему учили. Фарисейское «законничество»  отвергает в самом законе именно его направленность на реальное добро, таким образом, игнорируется дух Закона. Фарисей честен относительно буквы закона, но не его духа, добра («доброго плода», по выражению Христа), а значит, фальшивит перед своей совестью. Так как у фарисеев не было живой направленности на «добрый плод», то в поступках попускалось даже очевидное зло, причем  в облике подчеркнутой праведности. Не случайно Христос учил приносить «плод добрый», и Новозаветное Писание гласит, что «милость превозносится над судом». Ибо от фарисейства до жестокости – один шаг.

Ко всему прочему фарисеи любили заниматься миссионерской деятельностью вкупе с    морализаторством. Нередко своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь  к Богу и спасение души тем, кто действительно искал Господа (Мф. 23:13), и вели обращенного ими язычника к верной духовной смерти (Мф. 23:15). Поэтому Христос называет их сынами дьявола (Ин. 8:44).

В фокусе внимания фарисеев всегда были: дела, заповеди, обряды, правила, традиции и т.д. Они ошибочно считали, что только их соблюдение и есть праведная жизнь, угодная Богу. В определенной степени «чистый» консерватизм, хранящий церковные традиции и утверждающий церковную дисциплину, необходим для существования земной Церкви. К примеру, здоровый консерватизм присущ и Православию. Но роковая ошибка фарисеев заключалась в том, что они ставили средства спасения на первое место, забывая о главенстве любви к Богу и людям. В результате, возникала некая магическая религия формального поста и молитвы.

Это опасная форма религиозности, ибо в ней нет переживания личной встречи с Богом, а это часто приводит к фанатизму и экстремизму. Формальная религиозность заглушает жажду истинного Богоискания, познания Господа, и дает ложное успокоение совести. Человек, живущий в подобной форме религиозности, по сути, становится идолопоклонником. В этом смысле присоединение к Церкви будет чисто механическим, не дающим человеку спасения. Просто посещение храма и формальное участие в богослужении еще не гарантирует спасения.

Вот почему Христос дает нам заповедь: беречься закваски фарисейской. Это очень конкретное предупреждение. Если Господь предостерегал беречься чего-то, значит Он понимал, что это для  нас очень опасно и чревато бедами. «Берегитесь» – потому, что это может нанести большой вред, и даже разрушить здоровое внутреннее устроение души. Причем этот вред всегда малозаметен, потому что подается под видом «правильности» и благочестия.

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, касаясь темы фарисейской закваски, писал:  «Христианство есть религия духа, а не плоть, область внутреннего, а не внешнего делания, — внешнее само непременно придет при наличии внутреннего надлежащего настроения; ибо христианство есть бесконечное нравственное совершенствование… Ибо образ (идеал) совершенства, указанный христианину, — образ вечный, безграничный, всегда недостижимый: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный.  И с этой точки зрения, при такой оценке поведения человека, разве возможна, разве допустима и уместна какая-либо гордыня и самомнительность? Напротив, чувство глубокого смирения, самое скромное мнение о себе, о своих качествах, достоинствах и силах, о своих делах и заслугах, постоянное сознание своего недостоинства и малых успехов в нравственной жизни, — вот что естественно является в человеке, вот что характеризует истинного христианина и показывает в нем истинный духовный вкус и широту понимания нравственного совершенства…. Так и самомнение, гордыня и лицемерие, эта закваска фарисейская, проникая и в небольшом количестве в нашу душу, действуют с силой, распространяются далеко, губят всю душу, проходя во все ее движения, отравляя мысли, чувства и намерения, и отсюда отражаясь в действиях»…

Продолжение следует.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь