Газета "Боровский просветитель" № 2 (2010)
Мы -православная страна
Итоги круглого стола, проходившего 31 марта 2010 года в школе №1 г. Балабаново
А.В. Бородина, Л.С. Силаева, Т.В. Королева
«Сегоднямыстановимсядействительнорелигиознымнародом, нодлятого, чтобырелигиясталаобразомжизнилюдей, отвремениконстатации «яверующий» домоментареальноговоцерковления - путьвеличинойвжизнь... Нужнотерпеливоикропотливоработать. Ноужесегоднямыдолжнысвидетельствовать, чтомы - православнаястрана, большинствонашихлюдейсвязываютсебясправославнойтрадицией, иэтовеликаяБожиямилость». Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла в интервью телеканалу «Россия 24» 4 апреля 2010 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, удивительно точно отражают тенденцию возрождения духовной традиции в калужском регионе, в частности, в Боровском районе.
Об этом говорили участники и гости круглого стола «Возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры в системе образования Боровского района», который проводился в соответствии с программой Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании». Открытие конференции состоялось 30 марта 2010 г. в Государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского, где с приветственным словом выступил митрополит Калужский и Боровский Климент, а 31 марта 2010 г. участники ее выехали по трем маршрутам: Боровский район, Козельский и Мещовский, чтобы познакомиться на местах с практическим опытом преподавания курса «Основы православной культуры» и посетить святыни Калужской земли.
Открыла круглый стол Татьяна Валентиновна Королева, главный специалист Министерства образования и науки Калужской области. Она не понаслышке знает историю введения ОПК, поэтому ее позиция, взгляд, оценка боровского опыта имеют особое значение для перспектив духовно-нравственного возрождения региона.
С основным докладом «Опыт и перспективы возрождения духовно-нравственной традиции в системе образования района» выступила Людмила Сергеевна Силаева, заведующая отделом образования. Она рассказала о том, что хотя предмет ОПК был введен в районе еще в 1994 г., системноевнедрение началосьв 2007 г. после «запуска» всистемеобразования специальноразработанногосучетомсоциокультурныхусловийБоровскогорайонамуниципальногопроекта «Развитиекультурнойпедагогическойсредынаосноведуховнойтрадицииотечественнойкультуры». ВпроектепредусмотренонетолькоизучениеОПКпопрограммеАллыВалентиновныБородиной, ноицеленаправленноеформированиекультурнойпедагогическойсредынаосноведуховно-нравственнойтрадицииПравославия. Автором пректа является Тамара Викторовна Анохина, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО. Организационно-управленческуюфункциюреализациипроектаосуществляетотделобразования, анаучно-методическую - авторпроекта.
Л.С.Силаева обратила внимание участников круглого стола на то, что хотя ценности личности формируются в семье, в социуме, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, обеспеченного всем укладом школьной жизни, культурной педагогической средой. Недостатки развития и воспитания в школьном возрасте трудно будет восполнить в последующие годы. О том, что педагогическое сообщество района не только хорошо это понимает, но и активно работает в этом направлении, говорят такие показатели:
- в текущем 2009-2010 учебном году курс ОПК преподается в 15-ти образовательных учреждениях (из 16-ти дневных);
- количество школьников, изучающих «Основы православной культуры», составляет 31,3% от общего числа обучающихся.
Болеенаглядноотемпахработысистемыобразованияговоритследующеесравнение: количествошколиколичествоучащихся, изучающих «Основыправославнойкультуры» посравнениюс 2005 г., т.е. доначалареализациипроекта, увеличилосьсоответственнов 2, 5 и 3 раза.
Еще одним показателем успешности работы является факт отсутствия жалоб или иных сигналов недовольства преподаванием ОПК со стороны родителей.
В завершение своего доклада Л.С.Силаева предложила участникам посмотреть фрагмент видеозаписи урока ОПК в 4-ом классе по учебнику А.В.Бородиной «Православие - культурообразующая религия России». Учебник с 2005 г. допущен Федеральным экспертным советом Министерства образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных школах. Урок вела Валентина Алексеевна Филина, учитель начальных классов школы № 3 г. Балабаново, которая преподает ОПК с 2007 г. Фильм о сотрудничестве учителя и детей стал лучшим подтверждением важности и необходимости проводимой в районе работы.
На круглом столе по проектированию условий эффективного преподавания курса «Основы православной культуры» выступила Т.В. Анохина. Она рассказала о стратегических условиях, задающих образовательную политику, о базовых, которые обеспечивают реализацию этой политики в системе образования, а также о дополнительных условиях, которые позволяют повышать качество образования детей, изучающих ОПК. Среди них особое место занимает педагогическая поддержка ребенка в понимании О.С.Газмана, как технология духовно-нравственного развития растущего человека. Специфическим условием для боровской системы образования оказывается новый образовательный ресурс, который удалось сформировать на базе редакции газеты «Вестник» Свято-Пафнутьева монастыря.
О том, как образовательные учреждения выстраивают свои модели культурной педагогической среды, рассказали Виктор Иванович Локтюхин, директор школы № 3 г. Балабаново, и Инесса Геннадьевна Харитонова, директор ноосферной школы. Как организуется работа школьного методического объединения учителей начальных классов школы №3 г. Балабаново рассказала его руководитель Наталья Олеговна Криволуцкая, подчеркнув, что все учителя ведут ОПК и что большинство из них широко используют современные информационно-коммуникативные технологии не только на уроках, но и в методической работе по освоению курса ОПК. Выступление Веры Юрьевны Даниловой, учителя русского языка и литературы школы №2 г. Балабаново-1, по теме «Интеграция содержания ОПК с уроками литературы» явилось отражением того, что в районе новое содержание внедряется не только отдельным самостоятельным предметом, а входит в содержание базовых предметов.
Перед участниками круглого стола выступила А.В. Бородина, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого, кавалер ордена преп. Сергия Радонежского РПЦ, президент Международного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор и разработчик курса «Основы православной культуры», кандидат культурологи.
Она кратко остановилась на том, что говорили на пленарном заседании научно-практической конференции, где она выступала с докладом, а также о семинаре-презентации в Калужской Духовной семинарии своего учебно-методического комплекта, в который входит 37 наименований. Алла Валентиновна не скрывала своей радости от успехов системы образования района и отметила важностьличногоучастия ВиктораНиколаевичаТерникова. Она рассказала, как в 2007 г. глава района сам лично слушал ее выступление, сидя в зале, рядом с учителями и директорами школ. Это был второй день Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Вникнув в суть проблемы, понимая сложность сегодняшней ситуации в политическом, идеологическом смысле, онподдержал внедрение ОПК именно по ее программе. Поддержал потому, что увидел именно то духовно-нравственное содержание, которого не хватает детям.
А.В.Бородина высказала слова благодарности за организацию работы в системе образования района Л.С.Силаевой, Т.В.Анохиной, З.А.Лузгачевой, А.М.Даниловой, Е.Ю.Мурашовой, а также игумену Марку, насельнику Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
В Боровский район А.В. Бородину пригласили не только для участия в круглом столе, но и для того, чтобы провести очередное занятие со слушателями курсов, которые организованы на базе района по программе «Православная культура и образование. Психолого-педагогические аспекты», автором которой является Марина Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии и педагогики Калужского областного института повышения квалификации работников образования. Известно, что подобные курсы КОИПКРО проводит в Тарусском, Мещовском, Козельском районах.
Радует, что, подводя итоги работы на круглом столе, Т.В.Королева сказала, что большинство наших людей связывают себя с православной традицией. «Убеждатьвтом, чтолюдидолжныбытьнравственновоспитанные, образованныеикультурные, наверно, никогоненужно. МожнолиэтосделатьбезПравославия? - традиционнойрелигиидлянашегорегиона? Ядумаю, чтонет. ВКалужскойобласти 98 % населения - русские, унасрелигия - православная. ВрегиональноеминистерствообразованиязавсегодыпреподаванияОПКнепоступалониодногообращения родителей, чтопредметОПКвведенбезихсогласия, противихволи».
Т.В. Королева привела лишь один результат, полученный в ходе социологического исследования 2009 г., с материалами которого министр образования недавно познакомил всех специалистов. Из 800 детей, которым задали вопрос: «Можете ли вы себе представить, что в Калужской области, в вашем районе, в вашей школе возможны преступления на религиозной почве?» - утвердительно ответили только неполных 2%. Из 800 детей! Для сравнения она напомнила, что в 2005 г. утвердительно на этот вопрос ответили 20%. Какой вывод делает главный специалист министерства образования? «Такая большая разница появилась из-за того, что в области ведется значительная работа по внедрению курса «Основы православной культуры». НасегодняшнийденьОПКпреподаетсяв 193-хшколахобластиизтрехсотвосьмидесяти. Итеперьмногиедетисталиписать, что «веравБогаспасетобществоотправонарушений». Раньше таких ответов мы практически не имели...» Это ли не подтверждает слова Патриарха, что мы постепенно становимся религиозным народом?
Нельзя не сказать, что Т.В. КоролеваотметиласистемностьподходакпреподаваниюОПКвБоровскомрайоне. Она назвала «высшим пилотажем» то, что показали в Боровске, когда все школы работают по одному учебно-методическому комплекту А.В. Бородиной: одна программа, ей соответствующие учебники и рабочие тетради для детей, начиная с 1-го класса, пособия для учителей, словарь, хрестоматия, демонстрационные таблицы. Не надо думать о том, как сохранить преемственность при переходе учителя или ученика в другую школу или в другой класс. «Не надо изобретать велосипед, - подчеркнула Т.В. Королева, - велосипед изобретен, можно пользоваться этими готовыми учебниками, особенно теми, которые имеют грифы Министерства образования и науки РФ. Только при этих условиях можно будет говорить о системе работы в школе».
Читателям будет интересно узнать отзыв о боровском опыте педагога из одного района Калужской области. Имя его мы не будем называть, и вы поймете почему.
«Низкий поклон вам, люди добрые. Хочется сказать, дай Бог бы нам таких заведующих отделом образования, таких директоров. У нас в школе директор сказал: «Хорошо, если вы хотите, то мы введем урок, но не «Основы православной культуры». Нет! Православие - это страшное слово. У нас будет урок «Основы духовно-нравственной культуры». И вы не должны показывать иконы»... Школа у нас малокомплектная. Я занимаюсь с детьми с 1-го по 9-ый класс. Сложно. Ни одного учебника, ни одной тетрадочки, ничего. Все, что нахожу, нахожу сама... А тут я увидела систему обучения и воспитания детей именно на основе православной традиции. Поэтому я преклоняюсь перед всеми здесь присутствующими. Спасибо вам большое, низкий поклон. Дай Бог вам всем здоровья, дай Бог вам всем выдержки и успехов! Ну, а мы будем за вами тянуться, я вам обещаю!»
В заключение круглого стола Т.В. Королеваобратилавниманиегостейиучастниковнато, «чтопостояннововсехвыступлениях, изаведующейотделомобразования, иучителей, звучиттемаобразовательнойсреды, укладашкольнойжизни. Средакакэлементобязательногосодержанияобразования, обязательноговоспитаниявшколе. Об этом говорил наш министр на итоговой коллегии в январе этого года. В стандартах нового поколения есть три аспекта: стандарт на содержание образования (образовательные программы), стандарт на результат, стандарт на условия. А это кадры и среда образовательного учреждения. Такой стандарт будет вводиться в 2011 году. А здесь, в системеобразованияБоровскогорайона, уже работаютпоновомустандарту!»
И далее Т.В. Королева призвала всех: «Не бойтесь прокладывать дорогу ОПК. Мы не видим сопротивления общества в нашей Калужской области. Поэтому, коллеги, давайте вместе работать, приходите к нам в Министерство. У нас есть рычаги. Правильно делает директор Виктор Иванович Локтюхин, что доплачивает учителям, преподающим ОПК. Такая деятельность нуждается в доплате. К сожалению, на других директоров мы повлиять в этом отношении можем только в личной беседе, потому что норматива нет. Эти вопросы руководство образовательных учреждений решает самостоятельно. Может быть, Людмила Сергеевна может издать такой приказ? Мы на уровне министерства - нет. Пока нет. Хотя я не исключаю, ведь у нас есть Постановление Правительства по культурно-историческому компоненту, возможно аналогичное Постановление правительства по «Основам православной культуры». Не исключаю. Надо подумать. Спасибо всем вам. Спасибо каждому учителю, ведущему этот предмет. Спасибо Людмиле Сергеевне и ее команде. Алле Валентиновне Бородиной большое спасибо за то, что она находит время приезжать в Боровский район и проводить семинары».
Таким образом, участники и гости круглого стола были единодушны в высокой оценке боровского опыта внедрения курса ОПК. После подведения итогов гости посетили Свято-Пафнутьев монастырь. На прощанье гостям вручили в подарок номера журнала «Кораблик» и пригласили принять участие в научно-практической конференции «Уроки Смутного времени», а также в других мероприятиях, которые пройдут осенью этого года в связи с 400-летней годовщиной героической обороны Пафнутьева монастыря.
Специалисты отдела образования и директор школы № 1 г. Балабаново, где состоялся круглый стол, Людмила Романовна Князева обеспечили высокий уровень организации мероприятия. В актовом зале, где проходил круглый стол, была устроена районная выставка творческих работ детей, посвященная предстоящему празднику Пасхи Христовой, в библиотеке школы подготовили выставку учебной, методической и детской художественной литературы, которая необходима в процессе внедрения основ православной культуры, были также открыты для посещения школьные музеи. Перед началом мероприятия показали фильм «Дорога к храму» о Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре.
Т.В. Анохина,
автор муниципального проекта
Фото Г.П. Крупиной