Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 16 - 2016 г.

Великий пост – путь к осознанности и трезвению

В наше время на православных интернет-ресурсах и в церковной литературе можно найти много информации о том, что такое Великий пост и как правильно его проводить. Тем не менее, встречаю немало людей, которые  пока не осознали сути Великого поста и по-прежнему скатываются к его внешнему восприятию, как диеты. Как бы это парадоксально ни звучало, но, возможно, такое поверхностное понимание смысла поста в какой-то мере связано еще и с тем, что с наступлением постного времени информационное пространство сразу заполняется подробнейшими гастрономическими указаниями: что теперь можно, а что нельзя вкушать православным. Как-то я спросил у священника, книги какой тематики пользуются наибольшим спросом у прихожан? Батюшка немного смутился и сказал: православные кулинарные рецепты. К слову, недавно один из сотрудников редакции православного сайта задал мне вопрос: «Как вы думаете, что сейчас больше всего интересует народ, так сказать, какой тренд?» Я честно ответил, что было бы интересно узнать. И он рассказал, что обычная суточная посещаемость их сайта сравнительно небольшая. Однако один талантливый маркетолог «промониторил» вопрос тренда в православной среде и сделал материал «Рецепты постных блюд на Первой неделе Великого поста». Каково же было удивление редакции, когда посещаемость их сайта резко возросла в десятки раз, благодаря только одной этой статье.

Глядя на всю эту постную «кулинарную аскетику», вспоминается изречение преп. Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». Основная идея такова: пост – это не ритуал вкушения разрешенной пищи, а наша жертва Богу. Пост призван дисциплинировать, однако при этом должен быть посильным. Самонадеянное и горделивое решение взять на себя подвиг воздержания от пищи выше сил, стать этаким городским супераскетом, вкушающим только хлеб и воду, может плачевно сказаться на здоровье. Лично знал одного строителя, который, по восемь часов в день укладывая кирпичи, из самых благочестивых мотивов решил строго поститься. Его запала хватило на пару дней, а потом ему стало плохо прямо на рабочем месте, носом пошла кровь… Поэтому в плане еды любое отхождение от золотой середины в сторону послабления либо ужесточения, нужно обязательно согласовывать со своим духовником.

Однако, что греха таить, в основном в посте люди ищут для себя всевозможных послаблений. По выражению одного священника, ему уже надоели часто задаваемые вопросы, типа, «можно ли пить водку во время поста?» Самое печальное, что это непридуманные истории. К примеру, знаю одного руководителя, который ждет Великого поста, чтобы иметь уважительную причину не выпивать с коллегами и друзьями, а заодно поправить здоровье. Пост дает ему возможность не пить спиртного в этот период. И подобных случаев, когда пост воспринимается, в лучшем случае, только как диета, к сожалению, немало. Сам стал невольным свидетелем разговора мужчины и женщины, в котором она уговаривала его попоститься, чтобы «поправить здоровье». По ее словам, пост – «лучшая диета». Кто-то использует это время как раз для того, чтобы сбросить лишние килограммы, совершенно не задумываясь о глубоком смысле и спасительном предназначении поста, особенно Великого.

Недавно мне удалось побеседовать с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, коснулись и темы Великого поста. Мне надолго врезались в память слова владыки о том, что «Великий Пост – это наша маленькая дистанция к Богу, необходимый шаг для встречи со Христом. Мы постимся для того, чтобы очистить свое сердце, ибо только «чистые сердцем Бога узрят». Благодаря Крестному подвигу Христа, Рай теперь – на земле, в наших храмах. А храм – это духовное Небо на земле, где реально и ощутимо присутствует Бог…

Адам в Райском саду не исполнил всего лишь одну заповедь: не вкушать плодов от Древа познания добра и зла. Святые учат, что Адам питался от Древа Жизни (а Древо Жизни – Христос) и именно поэтому был бессмертен и мог жить вечно. Не тленными плодами, материальными и вещественными, скажем, яблоками, как многие ошибочно понимают, питался Адам, а Самим Богом. Именно это, благодаря Искупительной жертве Христа, жертве Любви, и происходит в таинстве Причастия. Так, верующие имеют возможность соединиться с Богом, чтобы наследовать вечную жизнь. Поэтому во время Великого поста надо чаще исповедоваться и причащаться, стараясь приблизиться к Богу с помощью молитвы и добрых дел». 

Владыка Климент очень тепло рассказывал о своей маме: «Я помню, когда мне было лет девять, у мамы произошло обострение язвы желудка, а был Великий пост. Ей говорили, что надо употреблять молоко и прочую скоромную пищу, но она категорически отказалась нарушать пост… Пост прошел, и язва пропала. Глядя на маму, мы навсегда запомнили важность соблюдения постов, поняли, что они – не формальность».

Особенно в дни Великого поста необходимо чаще читать Евангелие. Священное Писание святой Тихон Задонский называл «письмом Бога к нам». Великий пост – очень благоприятное время для этого, когда человек меньше думает о хлебе насущном, а больше – о пище духовной. Без духовной составляющей «великопостное неядение» теряет всякий смысл. Каждому постящемуся в первую очередь стоит правильно расставить приоритеты: духовное стоит во главе угла, а телесное лишь его сопровождает.

Слово “пост” имеет два смысла: как время воздержания и как место, где дежурит солдат. Пост – это время, когда человек стоит на страже чистоты своей души, когда каждый христианин осознает, что он воин Христов. Великий пост – это путь духовного поприща, время испытания, покаянного подвига, сознательного упражнения воли. Пост – не просто набор духовно-телесных упражнений, –  это образ жизни, позволяющий сделать душу более независимой от плоти. Пост истончает плоть, делает человека более прозрачным для духовного. И тогда наружу могут начать вылезать такие страсти, которые обычно человек в себе не замечал. Здесь необходимо мужество, чтобы узнать горькую правду о себе, и, конечно же, призывание помощи Божией.

Господь Иисус Христос постился 40 дней в пустыне, и православные христиане, помышляя о том, что Спаситель перенес ради нас, трудятся на ниве своей души. Стараются отодвинуть на второй план привычную повседневную суету, чтобы повнимательнее наблюдать за собой и, осознав свою духовную немощь, стать хоть немного ближе к Богу через покаяние. Великий Пост – это еще послушание Церкви, знак общецерковной солидарности и единства.

О том, что главное в православном посте, хорошо сказано в стихире богослужения первого Великопостного дня: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». В этой стихире говорится о самом главном в посте. О том, что мы забываем, когда детально изучаем надпись «состав» на упаковках продуктов: а нет ли там непостного ингредиента… Итак, неосуждение, прощение обидчиков, решительное обращение к Богу с покаянием, внимательное отношение к своей внутренней жизни – все это гораздо важнее гастрономических ограничений. Однако и в другую крайность впадать не стоит: некоторые считают, что можно не изменять свой рацион, а ограничиться более важной частью поста – духовной. Причем с их точки зрения, все сводится к деланию добрых дел, молитву такие «подвижники» обычно не имеют в виду. Конечно же, этот путь ошибочный. Важно осознать: пост – это средство для достижения цели. А если человек пока не видит этой цели, то куда, спрашивается, он идёт?

Можно ли достичь подлинного видения себя без молитвы? Святые писали, что молитва – показатель духовного состояния человека. Очищение души происходит при содействии Благодати Божией и с нашего произволения, выражающегося в соответствующих действиях. Без молитвы, без Богообщения невозможна сама цель Великого поста, то есть правильное видение себя. Святые, приближаясь к Богу, в Его Свете видели себя подлинных, сознавали, насколько они все еще далеки от Его совершенной святости, поэтому искренне называли себя различными неприглядными эпитетами. И в этом было их настоящее смирение. По сути, это есть цель поста. И эта самая цель как раз нужна для того, о чем говорит преподобный Серафим Саровский, что пост, молитва и милостыня – всего лишь средства для стяжания Святаго Духа. Вот, что самое главное в жизни христианина. И нужно всеми силами стараться держать перед глазами эту глобальную цель. Приблизиться к Богу человеку позволяет смирение, его можно стяжать через Богообщение, глубинное покаяние, милостыню,  внимательную молитву к Богу и видение своей греховности, а молиться и трезветь нам помогает пост. «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны», – учил преподобный Исаак Сирин. Заметим, вознаграждается именно смирение, а не труды и добродетели, потому что Бог Сам – величайшее Смирение.

Как изрек один мудрый человек, истина в том, что каждый из нас действительно хуже всех остальных, хотя бы потому, что в глубине души считает себя лучше хотя бы одного. Опыт Церкви свидетельствует, что видение себя ниже других, вообще видение своих немощей и недостатков – очень душеполезно: «Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет видеть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку», – пишет святой Петр Дамаскин. Покаянное чувство – это тот настрой, который должен сопровождать человека всю его жизнь.  Именно покаяние в Великий Пост – главный мотив всех молитв, богослужений, всего постного делания. А главный признак присутствия в человеке покаянного духа – неосуждение ближних. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «смиренный человек – это тот, который расчищает своё внутреннее пространство, теснит своё собственное "я" и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека – забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя».

Православие отличает удивительная трезвость во всем. Пост не только для того, чтобы заниматься лишь собой любимым (своим духовным развитием), но и для того, чтобы лишний раз вспомнить о ближних, проявить заботу, сострадание, милосердие к ним. В пост самое время наладить отношения и взаимопонимание с окружающими. Святитель Иоанн Златоуст так пояснял смысл поста: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим”. То есть, чтобы, сэкономив на себе, образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку.

Для православного христианина Великий Пост – это не диета, а жизненно важный, спасительный путь к Пасхе. 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь