Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 10 - 2016 г.

Быть, а не казаться

Когда человек твердо решает стать православным христианином, то понимает, что для этого необходимо, с Божией помощью, кардинально изменить свой образ жизни. Так как сознает: по-старому, по законам мира сего, жить больше нельзя. Выражаясь философским языком, необходимо поменять свое бытие, ибо «вера без дел мертва». Иначе говоря, по тому, как человек живет, можно понять, во что он на самом деле верит. Не случайно главная мысль огласительных бесед перед Крещением такова: чтобы жить в Боге и с Богом, необходимо исполнять заповеди, то есть нужно изменить прежнюю модель поведения, греховный стиль жизни.

Итак, у верующего качественно меняется жизнь: в  нее приходит полнота Бытия, «жизнь с избытком». Благодаря воскресению Христа, теперь «жизнь жительствует» – торжество жизни объемлет собою весь мир. Сейчас специально делаю акцент на слове «жизнь», так как для верующих оно имеет глубинный смысл и ценность. Ведь от Господа каждый из нас получил священный дар жизни, причем от того, как человек им распорядится, зависит его вечная жизнь.

Трагедия в том, что наше секулярное общество потребления не способствует научению человека искусству, мастерству правильной жизни. В результате многие светские люди не могут и боятся отвечать себе на вопросы: «Зачем я живу?», «Что хорошего я сделал в этой жизни?», «Как жить дальше?». Когда люди не знают, зачем они живут, каков смысл их жизни, то вполне закономерно, что рано или поздно они впадают в депрессию, уныние, которое нередко заканчивается суицидом. Обычно и приходу в храм предшествует экзистенциальный (жизненный) кризис. Однако не у всех дорога в храм прямая и короткая: кому-то требуются годы, чтобы созреть, дорасти до веры. В этом смысле для определенной части современников неким мостиком к вере (через познание себя и мира) может стать, помимо христианской, еще и экзистенциальная психология, которая также занимается вечными вопросами и человеческим бытием. Наверное, она в какой-то степени может быть полезна и для воцерковленных людей, так как может помочь им лучше разобраться в себе и своей жизни.

Вспоминаю один эпизод, рассказанный знакомым, имеющим богословское образование. Он с группой таких же богословов принял участие в семинаре по христианской психологии, где была затронута тема покаяния. Они с внутренней улыбкой, снисходительно слушали преподавателя: мол, чем ты можешь нас удивить, мы и так все это давно знаем. Однако после того как преподаватель раздал этим ученым мужам психологически грамотно расписанный перечень грехов и попросил поиследовать себя по этому списку, то постепенно их ученая спесь сошла, как пена. Они увидели, что в этом списке грехов есть те пункты, за которые их обличает совесть… 

Зачастую воцерковленные православные спрашивают: «Зачем нам вообще нужна психология?» В какой-то степени ответ на этот вопрос дает православный психолог Наталья Инина: «…Человек является в огромной степени психологическим существом. Человеческая психика работает 24 часа в сутки даже тогда, когда человек спит и видит сны. Все, что мы чувствуем, воспринимаем, отражаем, осознаем, отвергаем, все, чего мы боимся, чем восхищаемся, к чему стремимся, обо что спотыкаемся, – все это и есть наша психология. Через психологию мы взаимодействуем с собственным телом, благодаря ей мы переживаем и духовные состояния. Психология – наш способ связи с реальностью, и от того, насколько она здорова, прозрачна и гармонична, зависит тот образ мира, который мы воспринимаем своим сознанием. Мы сталкиваемся с бесконечными подменами, бесчисленными «кривыми зеркалами» именно психологического, а вовсе не духовного плана…»

Психология начинается там, где появляется человек и зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни. «Психология — это умение жить».

Экзистенциальная психология (от лат. – существование; если по-простому, «экзистенция» – это жизнь) – одно из направлений современной психологии, центральной фигурой которой выступает «человек живущий», его жизненный мир, рефлексия и переживания в отношении смыслов и ценностей своего существования. Ее отличительной чертой является обращение к анализу таких феноменов человеческого существования, как: «Я» и «Мир», жизнь и смерть, общение и одиночество, смысл, свобода и ответственность, выбор и поступок, призвание и долг, любовь и счастье, вера и безверие, вина и стыд и т.д. И бытие каждого человека рассматривается в четырех измерениях: физическом, социальном, психологическом (душевном), духовном. Основным предметом терапевтической работы экзистенциального консультанта является жизнь клиента в целом. В процессе терапевтической работы поднимаются вечные вопросы: осмысление или переосмысление собственного жизненного опыта, собственной жизни вообще, в целом, и конкретных трудностей в частности. Поскольку жизнь – понятие очень обширное, то для облегчения ее изучения и описания было решено разложить ее на составляющие.  В результате были введены такие понятия, как экзистенциалы (или экзистенция) – это своего рода некие универсальные единицы жизни, то есть те «кирпичики», из которых складывается жизнь каждого человека. Самые универсальные феномены жизни – наши переживания. Именно они и составили основу рассматриваемого здесь языка экзистенциалов, например, таких, как: одиночество, смерть, свобода, ответственность, любовь, вера, надежда, обида, радость, благодарность, счастье, выбор, осмысленность и т.д. Это одна из форм экзистенциального анализа, когда глубокому и всестороннему исследованию подвергаются отдельные из них или их совокупности. Так, например, никогда не рассматриваются по отдельности такие экзистенциалы, как свобода и ответственность, одиночество и благодарность и т.п. Другими словами, используя в работе язык экзистенциалов, психолог предлагает пациенту обратить внимание на те или иные экзистенциалы его жизни, точнее, на отношение человека к ним для последующего их осознания и принятия. Шаг за шагом происходит переосмысление полученного опыта и интеграции его в дальнейшую свою жизнь.

С точки зрения Православия, положительные аспекты экзистенциальной терапии в том, что она учит: быть в полной мере ответственным за свою жизнь и жизнь своих близких; прожить полноценную, осмысленную жизнь. Случайностей в жизни не бывает, поэтому все, что происходит с нами в жизни, имеет свой смысл. А значит, трудности, болезни и другие испытания – это уроки, основная цель которых – показать нам наши заблуждения, ошибки и жизненные тупики. Причем все трудности, проблемы и испытания в жизни даются нам только по нашим силам. (Это практически  прямая параллель с Писанием, где сказано: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).)

Основными вопросами экзистенциального анализа являются: зачем мне даны эти испытания? Что они мне показывают? Какой урок, какую пользу для построения дальнейшей своей жизни я могу извлечь из сложившейся ситуации? Что я могу изменить в своей жизни для улучшения ее качества? Примерно в таком ключе строится терапевтическая беседа в рамках экзистенциального анализа.

Как видим, вполне православные вопросы. Целью экзистенциальной психотерапии является прояснение, обдумывание и понимание жизни. Задача психолога состоит в том, чтобы научить человека уверенно смотреть в лицо неизбежным проблемам, трудностям, огорчениям, разочарованиям и кризисам человеческого существования.

Стоит отметить, что к экзистенциальной терапии в своих работах обращаются видные православные ученые, например, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов и психотерапевтов Санкт-Петербургской митрополии Лариса Филипповна ШЕХОВЦОВА. В прошлом году для специалистов вышла ее книга  «Концепция личности в православной психологии». Позвольте процитировать несколько мест, связанных с «жизненной психологией», которые будут интересны широкому кругу читателей:

«Главная особенность экзистенциальной психотерапии – ее направленность на человека как «бытие-в мире», то есть на его жизнь, а не на его личность. (Это похоже на то, как Шерлок Холмс, глядя на жизнь незнакомого человека, по неброским мелочам, характерным для его поведения, мог много сказать о нем самом – прим. А.С.)

Экзистенциальная психотерапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это, скорее, философское исследование жизни человека, обучение дисциплине жизни. Изменения связывают прежде всего с расширением сознания клиента, с новым пониманием у него своей жизни. Экзистенциальные психологи описывают глубинные потребности человека, к которым они относят: потребность в любви, истине, красоте, радости, идеале, самоуважении, аутентичности. Быть аутентичным (подлинным) – это значит осуществить Замысел Бога о себе, своем призвании…»                        

Продолжение следует.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь