Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 2

Опыт и перспективы внедрения курса «Основы православной культуры» в социокультурных условиях Боровского района: организационно-управленческий аспект

Выступление Людмилы Сергеевны Силаевой, заведующей отделом образования администрации МО МР «Боровский район», заслуженного учителя  РФ

Л.С.Силаева 

 

Уважаемые участники круглого стола!

На сегодняшний день Боровский район - один из районов, где осуществляется социокультурный подход выстраивания взаимодействия всех социальных институтов, органов муниципальной власти и Церкви  для целенаправленного формирования духовно-нравственной личности средствами образования. Именно это требование предъявляется государством к содержанию образования и  закреплено  в Законе РФ «Об образовании» с 2007 года. В системе образования Боровского района такой ориентир имеет свою историю, которая начиналась  задолго до внесенного в Закон государственного требования. 

1994 г. В двух школах района начался процесс приобщения детей к  основам православной культуры в рамках дополнительного образования.

1995 г. В Боровске состоялось совместное с командой Олега Семеновича Газмана проектирование условий овладения учителями и классными воспитателями педагогической поддержкой как новой технологией воспитания и саморазвития личности.

2000 г. Успешно  прошли первые районные Свято-Пафнутьевские образовательные  чтения, где проблема духовно-нравственного воспитания и целостного развития ребенка стала обсуждаться совместно с представителями Русской Православной Церкви.

2004  г. В одной из школ района, которая ближе других расположена к Свято-Пафнутьевому монастырю, учитель Альбина Михайловна Данилова, опробируя программы разных авторов, остановила свой выбор на программе  Аллы Валентиновны Бородиной «История религиозной культуры». Курс ОПК был введен как предмет регионального компонента.

2005г. Специалистами отдела образования разработана районная целевая Программа «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района».

2006 г. В рамках этой Программы «запущен» муниципальный образовательный проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».

2007 г. В ряде школ района начался переход на системное внедрение нового историко-культурологического содержания курса «Основы православной культуры» по программе Аллы Валентиновны Бородиной «История религиозной культуры».

2008 г. Определены две базовые (опорные) школы по внедрению ОПК  и  в системе образования района стартовала Всероссийская Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!».

2009 г. Выявлены условия эффективности преподавания ОПК в  специфических моделях-прообразах  культурной педагогической среды школы.

2010 г. Стали очевидны первые позитивные результаты внедрения ОПК, которые характеризуются  не только количественными показателями, но и свидетельствуют о восполнении подлинными ценностями отечественной культуры педагогической среды, уклада школьной жизни.

В боровской истории внедрения ОПК значителен вклад  автора курса «Основы православной культуры»  Аллы Валентиновны Бородиной. С декабря 2006 г. сотрудничество с ней строится в соответствии с муниципальным образовательным проектом «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры». Проектом предусмотрено не только системное изучение в школах и детских садах курса ОПК, а и целенаправленное   восполнение культурной педагогической среды нравственными и духовными ценностями Православия. Этот проект разработан по моей инициативе Тамарой Викторовной Анохиной, старшим научным сотрудником Института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии образования, в рамках районной целевой Программы «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района». Отдел образования осуществляет организационно-управленческую функцию, а Тамара Викторовна - научно-методическое обеспечение.

Важно, чтобы наши педагоги увидели в содержании курса ОПК своего рода  золотой ключик, которым можно открыть дверь для детей и взрослых в родной дом отечественной культуры, дом, в котором наши отцы и деды хранили и передавали своим детям самое дорогое,  что у них было: образ жизни в православной традиции.

Два приказа по отделу образования содержат рекомендации руководителям образовательных учреждений по реализации проекта в педагогических коллективах.

Один из них организационно упорядочивает методическую работу в районе, а второй приказ, датированный октябрем 2009 г. регулирует переход на более глубокий уровень приобщения детей к основам православной культуры. Каждое образовательное учреждение, участвуя в проекте,   выстраивает свою специфическую  модель культурной педагогической среды. Это одно из перспективных направлений развития системы образования района.

Какие  на сегодняшний день наметились тенденции?

1. Завершились дискуссии по вопросу «вводить - не вводить ОПК». Точку в этом вопросе поставили на круглом столе 31 марта сего года, который был организован в соответствии с программой Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании». Ответ однозначный: вводить. Вводить, но в каждом образовательном учреждении своим темпом, масштабом,  зависящим от внутренних условий и ресурсов.

2. На место прежних дискуссий пришел конструктивный обмен  опытом, обсуждение перспектив работы, а также совместный поиск недостающих ресурсов.

3. Увеличивается число школ, где по желанию родителей все дети с 1 по 4 класс изучают ОПК. Таких школ в районе 5. Но их число будет увеличиваться, потому что уже сейчас в 12-ти школах  к основам православной культуры приобщаются по крайней мере дети нескольких классов начальной ступени образования.     

4. Заметно активизировалась деятельность в этом направлении дошкольных образовательных учреждений. Раньше такого не было.

5. В педагогических коллективах образовательных учреждений формируется потребность  приобщения к духовной традиции Отечества. Есть яркие примеры восполнения духовно-нравственными ценностями православия  уроков истории, литературы. Татьяне Ивановне Абрамовой, учителю литературы Ворсинской школы, в этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Диплом I степени за авторскую программу «Интегрированная программа духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе», признанную лучшей в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Большой и интересный опыт накоплен Ярославой Иосифовной  Грибачевой, учителем истории этой школы.

6. Стабильно высокое число дошкольников и школьников участвуют в ежегодных районных  Рождественском и Пасхальном фестивалях.  Стали заметными индивидуальные успехи школьников в  православно-ориентированных конкурсах и фестивалях разного уровня.

7. Родители одобрительно отзываются о внедрении нового историко-культурологического содержания. Нет ни одного негативного сигнала от  родителей в связи с преподаванием ОПК. 

8. На новый этап сотрудничества выходят взаимоотношения образовательных учреждений района и Православной церкви (готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве между 1-ым Боровским благочинием и отделом образования).

Таким образом, педагогическое сообщество района не только  понимает важность внедрения нового религиозно-познавательного содержания для формирования духовно-нравственной личности, но и активно в этом направлении действует. С нового учебного года  курс ОПК  преподается  в каждой из 16-ти дневных школ, разница в масштабе внедрения ОПК (от  одного класса до всех классов начальной ступени образования, а также выборочно для детей с 5 по 9 класс).

Особо подчеркну, что мы никого не принуждаем, понимая, что в каждом отдельном случае  должны сложиться необходимые внутренние условия эффективного приобщения детей к основам православной культуры. В таком деле спешка только навредит. Однако отдел образования четко удерживает свой организационно-управленческий аспект внедрения ОПК, поэтому практически  одновременно были организованы курсы повышения квалификации учителей, пожелавших преподавать ОПК, создано районное методическое объединение и были выделены средства для приобретения школами и детскими садами учебно-методического комплекса по ОПК. 

В апреле 2010 года завершились очередные курсы 2 уровня обучения по программе Марины Николаевны Мироновой «Православная культура и образование. Психолого-педагогические аспекты». В настоящее время ведут ОПК  педагоги, которые имеют педагогическое образование и окончили курсы повышения квалификации по ОПК в объеме 72 часов. Таких педагогов в районе  58 человек, что составляет 10% от общего числа учителей и воспитателей района.

Подробно о работе в этом направлении рассказывается в четвертом выпуске научно-методического сборника серии «Новое в образовании Боровского района». Выпуск называется «Возрождение духовно-нравственной традиции в системе образования». Вступительное слово написано архимандритом Серафимом, наместником Свято-Пафнутьева монастыря. В основе сборника -  материалы состоявшегося  31 марта круглого стола, уже упомянутого мною.

Уважаемые участники встречи! Не буду скрывать, что эффективность и результативность  большой и многоплановой работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию, которая проводится у нас  в районе, зависит от того, какие приоритеты в работе выстраивает руководство района, какой настрой задает глава администрации. За годы работы Виктора Николаевича Терникова мы видели в нем  пример личного приобщения к истинным источникам нравственной чистоты, добра, порядочности,  когда не на словах, а на деле проявлялась его забота о школе и о духовно-нравственном  развитии подрастающего поколения.

С середины июля месяца этого года администрацию района возглавляет Геннадий Станиславович Новосельцев, который уже на первой встрече с депутатами районного собрания сказал, что приложит свои силы для дальнейшего духовно-нравственного возрождения района. И я в этом не сомневаюсь. Когда накануне нового учебного года мне задали вопрос о преемственности  образовательной политики муниципалитета,  я ответила, что  приоритеты в образовании со сменой главы района будут  прежними, потому что их расставила сама жизнь. Основы православной культуры прочно вошли в муниципальную систему образования и у нас есть яркие положительные примеры   продуманной организации в школах внедрения нового содержания.  Теперь:

  • стоит задача качества преподавания нового курса,
  • обеспечение преемственности при переходе из начальной ступени образования к основной,
  • интеграция ОПК с другими дисциплинами,
  • усиление духовно-нравствен-ного компонента в базовых предметах,
  • расширение внеурочной право-славно-ориентированной деятельности.

 Другое дело, какое место этому направлению будет отведено в каждом конкретном образовательном учреждении.  Это уже внутренняя работа педагогического коллектива во главе с директором школы. В общем,  надо совершенствовать практику преподавания ОПК на местах.

В заключение приведу слова Патриарха  Московского и всея Руси Кирилла, услышанные мною в Большом Кремлевском дворце, где проходили XVIII Международные Рождественские образовательные чтения:   «Курс «Основы православной культуры», наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной... Это курс о базисе нашей культуры и национальной идентичности...»

Печатается в сокращении

Другие статьи номера
Православный календарь