Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 22 - 2016 г.

"Берегитесь закваски фарисейской..."

В Евангелии Христос  всех верующих неоднократно предостерегал о том, что нужно беречься закваски фарисейской. Это предупреждение актуально на все времена и для всех людей, так как «фарисейская закваска» свойственна самой человеческой природе. А значит, она может быть даже у воцерковленного православного, который всю свою жизнь связал с храмом, с церковным укладом.

Фарисейство и поныне одна из главных «религиозных» болезней. Несмотря на предельно ясные обличения и предостережения Господа, фарисейство все-таки проникло в христианскую Церковь. Уже в первые века христианства  появились «христианские» фарисеи, которые мало отличались от ветхозаветных с их корыстью и «духовным» тщеславием. Фарисейская закваска – это как вирус, от которого никто не застрахован. Кто, положа руку на сердце, может о себе сказать с полной уверенностью, что в нем нет ни в какой степени фарисейской закваски? 

Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно может, к примеру, начинаться тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает при этом, что он угождает Богу. Также человек, чтобы быть «своим» в церковной среде, начинает кривить душой: формально молиться и исполнять Божественные заповеди,  не затрагивая их внутреннюю сущность.

 Духовное превозношение и гордыня, уверенность в своей праведности, морализаторство, показное благочестие  и лицемерие – все это фарисейство. Православное вероучение в борьбе с этой опасностью, чтобы не впасть в это «супердуховное» состояние предлагает пример кающегося мытаря с его смиренной молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному». Только одно дело понять это интеллектуально, а другое искренне пережить сердцем. Без помощи Божией, без благодатного возрождение человека для новой духовной жизни с Богом бороться и изжить в себе заразу фарисейской закваски невозможно. А что уж говорить про религиозную гордость, которая неминуемо затмевает суть истинной веры,  превращая ее в формальное фарисейское обрядоверие и начётничество. Невольное фарисейское искажение христианства начинается с потери верующим благодатного духа смиренного покаяния, с отвержения ценности праведной жизни и самоотверженной любви, составляющих основу Православия. 

В нашем мире подделывается все, что представляет собою хоть какую-то ценность. А подделка, имитация, симуляция, внешнее лицедейство и есть признаки фарисейства. Сейчас для православных, в отличие от атеистических советских времен, быть верующим не только безопасно, но и почетно, престижно, а для кого-то и модно (в силу политической конъюнктуры). А значит, искренне верующему необходимо быть еще бдительнее, еще трезвее, чтобы не играть в Православие, а подлинно жить им. Как правило, фарисейской закваске больше подвержены те, кто приобщается к силе, почету, славе. Проведем аналогию. Если я играю в сильной спортивной команде, то у меня больше шансов возгордиться, нежели если бы я играл в нерезультативной команде. В первом случае чувство собственной значимости многократно увеличивается. В этом смысле тому, кто позиционирует себя представителем социально одобряемой, статусной религии, проще запустить в свою душу процесс «фарисейского брожения».

Заразиться «фарисейской закваской» легко может каждый верующий человек, так как никто из нас до конца не свободен от этой закваски. Как сказано во второй главе Послании Галатам, даже апостолы Петр и Варнава были уличены апостолом Павлом в этом (Гал. 2;11–14). Если величайшие апостолы увлекались лукавыми играми и интригами в Церкви, то тем более нам необходимо трезвиться и наблюдать за собой. Фарисейская закваска – это вирус «ветхого человека», с которым православный христианин борется на протяжении всей своей жизни. Причем чем сильнее болен этим человек, тем более праведным он себя считает, то есть игнорирует свою «кривизну» души.  Опасность фарисейской закваски в том, что она маскируется под «правильность», духовность, патриотизм, ревностную веру в Бога. Причем опасность фарисейской закваски в том, что это не явное лжеучение, а лишь малозаметная (часто неосознаваемая) его составляющая, но которая запускает мощный процесс духовного разрушения. «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор. 5:6). И выявить эту болезнь можно только по косвенным признакам во время общения и взаимодействия с другими людьми. Повторюсь, необходимы трезвение и большая мудрость, чтобы в свое сердце не допустить эту разрушительную энергию гордыни и тщеславия.

 С целью лучше понять, что такое «фарисейская закваска», разберем подробно каждое из понятий данного словосочетания и постараемся это связать с современной жизнью. Тем более, что Христос предостерегал Своих последователей от закваски фарисейской (Мф. 16:11). Ибо самая страшная и опасная подделка (читай, закваска фарисейская) – это вопрос наших взаимоотношений с Богом. Трагичность этой подделки в том, что она определяет нашу дальнейшую вечную жизнь.

 

Что такое закваска?

 

Закваска  — микробиологический (чаще всего бактериальный) состав, вызывающий брожение, который используется для приготовления теста и разнообразных напитков. Раньше хлеб пекли на закваске, сейчас в основном на дрожжах. Дрожжи – это та же самая закваска, но с высокой концентрацией дрожжевых бактерий. Разумеется, с духовной точки зрения, в закваске и дрожжах нет ничего нечистого и плохого, напротив, всё, что от Бога – хорошо. Просто Спаситель использовал этот пример, чтобы пояснить, как распространяется учение. Закваска в Священном Писании – это символ незримого влияния и умножения. Более того, учение о Царстве Божием также распространяется по тому же принципу. Например, Христос говорил: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матф. 13:33).

В общем, «малая закваска  квасит все тесто». В духовном смысле закваска – это концепция, или учение. Если сказанное слово истинное, тогда оно умножается и приносит добрый плод. Когда же слово или вероучение ложное, тогда оно так же размножается и приносит уже другие плоды – грех и смерть. Причем фарисейская закваска – это ложное учение, но на первый взгляд оно кажется благочестивым. Через Евангелие Господь неоднократно предупреждает, чтобы верующие не увлекались лжеучениями. Это как ложка дёгтя портит бочку мёда, так и небольшая доля лжи, проникнув в душу человека, приводит его к духовному краху.

 Кто такие фарисеи? 

Фарисеи (с древнеевр. – «отделившиеся») были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудее,  это партия ревностных защитников отечественных традиций и веры. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту, точнейшее исполнение закона, а также боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Эта религиозная партия возникла задолго до Рождества Христова.

Тогда это были самые ревностные, самые посвященные Богу люди. Они ревновали за четкое соблюдение закона Моисея и противостояли всему, что чуждо духу Ветхозаветного Писания. Это своего рода каста праведников, особо ревниво и дотошно исполняющая религиозный закон, и вольно или невольно сделавшая это предметом своей гордости и признаком обособления.

Однако со временем они удалялись от богооткровенного источника веры, в их учении все больше стало проявляться человеческое начало: формализм и обрядовость. Это им говорил Христос: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7:8). Фарисеям было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным, то есть невеждам в Законе. Во время Спасителя было много грешников, но только о них Христос говорил так обличительно: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях». Господь обличал бездушный формализм фарисеев, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя больных людей, говоря: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). То есть Спаситель на первое место ставил дух закона –  дела любви и милосердия, а не мертвую букву закона.

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными стяжать добродетель смирения. Не случайно величайшие кротость и смирение Спасителя вкупе с живой духовной силой и небывалой нравственной высотой – все вызывало у фарисеев лютую ярость.  В результате между Спасителем и фарисеями разгорелся непримиримый конфликт. Самые жесткие слова, которые говорил Христос, были обращены именно к фарисеям, только в Евангелии от Матфея он обличает их 15 раз!

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, тем самым они все больше удалялись от истинной воли Божией. Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, превозношение, лицемерие и самолюбование. Самое интересное, что частично фарисейские предписания по исполнению Закона были направлены на то, чтобы обойти  ими же привнесенные «бремена неудобоносимые»  в Закон.  Например, во время поездки в субботу (Шабат) на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в Шабат преодолевать по воде большее, чем по суше (в настоящее время с этой целью садятся на пластиковую бутылку с водой, типа «путешествуют по водам», когда едут на автомобиле). При всем этом «отцеживании комара» фарисеями забывались главные заповеди о любви к Богу и ближним. Да и само понятие «ближний» у  фарисев распространялось только на своих «отделившихся» единоверцев.

Продолжение следует.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь