Газета "Боровский просветитель" № 2 (2010)
В чем миссия православного педагога?
«Существует два способа распространять свет - быть свечой или ее отражением в зеркале»
Эдит Вартон
А.Ф. Чернавский
Так получилось, что ехал на Свято-Пафнутьевские чтения из Белоруси. На вокзале в Могилеве в наше купе зашли в шумном окружении провожающих две стройные девушки лет двадцати. Высокие молодые люди атлетического сложения из их компании занесли чемоданы и сумки неподъемного вида и упаковали ими все свободное пространство под сиденьями, столом, на третьей полке.
Для полуночного времени поражало число и эмоциональный подъем провожающих. На платформе было человек тридцать. Возбужденные от проводов и песен под гитару, люди разных возрастов с малыми детьми - все это напоминало проводы после свадьбы или какого-нибудь семейного торжества. Еще почему-то вспомнились стройотрядовские прощания советского времени: вокруг создавалась атмосфера оживления, сердечной поддержки, важности происходящего. Перед отправлением, когда провожающие покинули вагон, вся возбужденная от происходящего группа переместилась к окну, где молодые люди долго жестикулировали, передавая сердечные напутствия.
Наконец поезд тронулся. Несколько молодых людей на перроне побежали, размахивая руками, а один подросток мчался почти до конца платформы, пока поезд не набрал скорость.
Я сказал девушкам: «Вас провожают как звезд эстрады. Кто же вы и куда отправляетесь?» - «Мы едем с миссией на Север, за Воркуту».
Миссионерки с огромным багажом религиозной литературы, отправлявшиеся в далекую Республику Коми, оказались представителями одной из протестантских «церквей».
Молодые, грамотные, модные, энергичные, одним словом, живые. От них исходила энергия решимости и действия.
Я сидел и размышлял с белой завистью, как бы нам вот так зажечь нашу молодежь огнем Православия? Как пробудить в ней такое же горение и рвение, готовность служить родной Церкви Православной? Почему мы, православные педагоги, безответственно теряем нашу молодежь из-за своей теплохладности, почему отдаем ее лживым соблазнителям, отрывающим ее от веры истинной?
Еду в Москву. Через день буду в Боровске участвовать в XI Образовательных Свято-Пафнутьевских чтениях, посвященных грядущему 400-летию героической обороны Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков и Году учителя.
Тема чтений: «Духовно-нрав-ственное и патриотическое воспитание молодежи в современном обществе на основе героического наследия русского народа».
Одна из целей чтений - способствовать пробуждению гражданской активности педагогической общественности на основе духовно-нравственных ценностей Православия.
В чем же современная миссия православных педагогов?
Постараюсь в своих размышлениях о прошедших чтениях дать ответ на этот вопрос.
Почитав материалы предыдущих Свято-Пафнутьевских чтений и программу предстоящих, увидел, что выступают видные педагоги, общественные деятели и богословы.
С волнением ожидал встречи с участниками чтений и не разочаровался.
Приподнятая атмосфера царила в фойе Дома культуры. Участники чтений регистрировались и получали раздаточные материалы. Особо бросался в глаза первый номер «Боровского просветителя» - это новая газета для учителей и родителей. Знаю, что поддерживают Православие в Белгородской области, но даже там такому изданию позавидовали бы. Андрей Сигутин, высокопрофессиональный журналист, увидев эту 32-страничную «толстушку» на отличной бумаге формата А-3 с качественной полиграфией, фотографиями, дизайном, назвал это настоящей газетой.
Красочные большие плакаты с героями-освободителями К. Мининым и Д. Пожарским, которые привезли из нашего Центра духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания «Национальное достояние», напоминали о героических событиях прошлого.
После молитвы и торжественного открытия чтений на трибуну поднялся глава муниципального образования муниципального района «Боровский район» Терников В.Н., он последовательно и подробно рассказал, что сделано в районе и что намечается сделать.
Приятно было услышать решительное слово руководителя: «Моя позиция как главы администрации: изучение в школе и в детском саду основ православной культуры в условиях современного мира, противоречивого и порой непредсказуемого окружения имеет первостепенную важность. Будут дети знать наши истоки - будет у них жизненная опора. Если подрастающее поколение не пропитается солью традиции, не будет будущего ни у страны, ни у Боровского района».
Как можно не согласиться со словами из приветствия участникам Пафнутьевских чтений Митрополита Калужского и Боровского Климента: «Ни территория, ни полезные ископаемые и экономический потенциал сделали Россию Россией: дух народа творит историю и спасает страну от упадка и унижения».
Думаю, что в Российской Федерации найдется не так много районов, где главы администраций, как Виктор Николаевич Терников, сумели сплотить педагогическую общественность на основе наших традиционных национальных ценностей. Этот пример говорит о том, что в нашем народе есть люди, которые не на словах, а на деле заботятся о сохранении святого наследия наших героических предков.
Потом было мое выступление «Героическое наследие христолюбивого воинства в укреплении и развитии мужественности подрастающего поколения».
Патриотизм, мужественность, самоотверженность, подвижничество, самопожертование, служение - как не хватает сейчас понимания этих черт нашего национального характера в воспитании современной молодежи, которая 24 часа в сутки слышит: «Бери от жизни все».
В словаре Даля ГЕРОЙ - это витязь, храбрый воин, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец.
Доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире - это тот человек, который крепок в Добре, силен и тверд в высоких добродетелях, своими активными действиями настойчиво и упорно преобразовывает окружающий его внешний мир, противостоит злу, растлению и насилию.
Православное понимание героизма - это подвиг святости. А героическое наследие христолюбивого воинства - это немеркнущий идеал стояния в Вере Православной, это историческое наследие - наказ всем нам, ныне живущим, в отличие от суррогатного геройствования, повсеместно насаждаемого с экрана и уже прочно вошедшего в образ жизни современной молодежи, значительная часть которой научилась изображать из себя эдаких «авторитетов».
Способны ли мы, современные православные педагоги, следовать историческому наказу отцов наших? По силам ли нам создать подлинную героическую воспитательную среду? Есть ли среди нас доблестные сподвижники, чтобы понести свет веры православной нашим детям? Способны ли мы проявить решимость, чтобы вырваться из обволакивающего болота комфортолюбия, сластолюбия, чревоугодия? Вырваться самим и повести за собой детей, будущее нашей страны.
С радостью узнал о проекте Т.В. Анохиной «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры», реализуемом с 2006 года в Боровском районе. Проект уникальный для России, и его нужно всячески поддерживать в каждом Муниципальном образовании, в каждой школе.
Хорошо, что нынешнее руководство Боровского района понимает его значение и содействует созданию подлинно культурной среды в районе.
Я воспитывался в семье сельских учителей. Педагоги на селе были самой уважаемой интеллигенцией. Мои родители, да и многие сельские учителя 60-х, были настоящими Учителями, которые не только учили детей, передавая им знания, они были подлинными воспитателями детских душ. Воспитывали не только детей, но и их родителей. Они несли свет культуры, нравственности и человечности. Приезжая через десятки лет в те вологодские деревни и села, где они работали, мы, их дети, чувствуем, с каким теплом и благодарностью хранят память о них уже постаревшие их ученики.
Герой - самоотверженец. Сейчас как-то не принято говорить о самоотверженности, о жертвенности, о служении, об этих исконно русских качествах нашего национального характера. Самоотверженец ... кто как не русский учитель, педагог из глубинки, из самого сердца России, «не жалеет живота своего», ни времени, ни сил на работу с молодежью.
Антивирусной программой против духовного растления детей и молодежи в нынешние времена является курс А.В. Бородиной «Основы православной культуры». Системное и целенаправленное внедрение этого курса в Боровском районе - это тоже реализация героического духовного наследия защитников Пафнутьева монастыря.
В год, объявленный Президентом России Годом учителя, хочется верить, что все педагоги объединятся для защиты национальных ценностей своего Отечества, духовной и нравственной скрепой которого является наша Православная вера.
Как нам преодолеть смуту в наших сердцах?
Основным мировоззренческим и богословским докладом был доклад послушника Георгия Грачева «Преодоление смуты XVII века и новомученики и исповедники Российские XX века». Георгий ответил на многие духовные вопросы поставленные чтениями.
Думаю этот доклад, будет опубликован во многих авторитетных православных СМИ.
«То, чего не было у интервентов во все смутные времена - это образа святости и понимания идеи спасения. В противовес западному представлению, православная идея мироустройства в XVII веке - это идея соборности и симфонии светской и духовной власти. Если что-то отнять от этой красоты, например, власть царя-помазанника, гармония погибнет».
Об актуальности проблемы, поднимаемой на образовательных чтениях в Боровске, свидетельствуют основные мысли и выводы из доклада Георгия Грачева.
«По мере того, как Европа ускоряла темп развития, главным образом, в горизонтальном материальном направлении, на Руси оставалось иное понимание целей жизни. Русское православие ориентировало человека на духовную вертикаль, на преображение внутреннего мира человека, призывало к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам.
Эта разнонаправленность порождала конфликт. Конфликт между проявлением в жизни людей идеи прогресса, почти всегда приходящей с Запада, и идеи Преображения, характерной для русского человека. Этот же конфликт и ныне присутствует в попытках модернизации общества.
И поэтому Смута - русское явление и явление XXI века. Оно близко нам не только по подобию внешней ситуации, но и по современному кризису национальной идентичности, то есть кризису внутренней, нравственной позиции человека»
Преодоление Смуты в XVII веке стало возможным при возрастании внутреннего нравственного напряжения ответственной части общества. Преодоление Смуты начинается с преодоления в себе своих пороков и страстей. И здесь - и один в поле воин, каждый на своем месте, здесь и сейчас, в брани как внутри себя, так с внешней средой, за свою личность, за будущее наших детей. Об этом говорит опыт новомучеников и исповедников российских XX века.
Самой ответственной частью нашего общества должны быть учителя, а примером стойкости - православный педагог. Замечательны слова И.А. Ильина «Судьба будущей России лежит в руках русского (читай - православного) учителя».
В подтверждение справедливости этих слов на Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях принято решение: организовать в Боровске в 2010 г. накануне государственного праздника День народного единства Всероссийскую научно-практическую конференцию «Уроки Смутного времени». Эта конференция может стать судьбоносным событием в жизни нашей страны, в которой еще не перевелись решительные и доблестные сподвижники, отстаивающие национальные интересы Отечества.
Гражданская позиция: «Если не я, то кто же? Кто же, если не я?..» Нужно горение!
Я не буду говорить сейчас о важности духовного самосовершенствования, уверен, что только оно дает то внутреннее горение, которое зовет к созиданию. Мне хочется сказать об аполитичности многих православных людей, когда внешняя деятельность воспринимается ими как суета и тщеславие. Если бы граждане России, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, так считали, то давно не было бы России как независимого государства. Мы, православные граждане России, имеем трезвый взгляд на многие социальные и политические вопросы, наши умения и жизненный опыт просто необходимы при решении насущных проблем. Пора отставить в сторону ложную скромность и смело идти на сражение с угрозами и вызовами нашего смутного времени. Православные христиане, имеют ответственное отношение к жизни, правдивость, мужественность и стойкость, которых так не хватает многим современным политикам. Наша святая Вера помогает определять - во Имя Кого и для чего стоит жить, за что можно умирать. Слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мат.10:34), - помогают каждому христианину определиться в своем отношении ко злу. Господь спросит о жизненных плодах с каждого из нас. Нам всем, в наше замутненное время, нужно учиться гражданской активности, решительности, политической культуре по защите православных святынь, ценностей и интересов. Пусть высшим судьей в этом вопросе будет наша совесть.
Пример из подготовки к Чтениям. Ждали приезда из Балашова заместителя директора института Рудневой Л.М., но за несколько дней до чтений сменилось руководство Балашовского пединститута, филиала Саратовского государственного университета им. Чернышевского, и все позитивные начинания по межведомственному взаимодействию Центра патриотического воспитания института, о которых Л.М. Руднева собиралась рассказывать на Чтениях в Боровске, оказались под угрозой. Вот тебе и роль личностного фактора в истории.
Гражданственность воспитателя, которым каждый из нас является в той или иной степени, - это нравственная позиция, поддержка ростков Добра. Это способность нас, взрослых, ограждать подрастающее поколение от соблазнов. В этом подвижническом доблестном педагогическом деле велика роль законодательных и исполнительных властей всех уровней и нас с вами, тех, кто их выбирает и поддерживает.
Лет десять назад, участвуя в президентской выборной компании, мне пришла идея по-общинно-соборному, «от сердца, к сердцу» объединить единомышленников.
Мы втроем сидели в приемной одного из кандидатов в президенты. Я спросил у сидевших людей: «Есть ли среди ваших близких, знакомых хотя бы два человека, которые вам полностью доверяют и поддержат вас? Двое! которые в дальнейшем могут спросить с вас и с того, за кого вы сами ручаетесь и поддерживаете?» Все подтвердили: «Есть!»
Для выбора президента нужно было 40 млн. голосов. Три умножить на два в девятнадцатой степени. Вот она соборная самоорганизация. Ни денег, ни рекламы не нужно, нужно поручительство и доверие - «от сердца к сердцу». Синергийный резонанс мог бы быть удивительный! Можно было запускать процесс, но достойных кандидатов не было. Я использовал частично эту «арифметику» при региональных выборах.
Думаю, и во всей России-матушке, не только в Боровском районе, православные педагоги - самая ответственная за будущее страны часть гражданского общества. Они будут поддерживать на выборах и в работе тех депутатов, управленцев, кто за Православие и за курс ОПК А.В. Бородиной стояли и будут стоять горой. Посмотрите свои телефонные книжки, сделайте запуск общинно-соборной поддержки достойных! Звоните во все колокола! Забудьте о партийных знаменах, стоящих сзади. Не рассматривайте их, это веяние века сего, мы выбираем людей. Ведь партия (party) - от английского part - часть. Не спешите делать выбор по «части», сделайте выбор по Человеку, по его Личности, по его гражданской позиции. «По плодам их узнаете их...». Давайте, наконец, становиться соборным Целым, и тогда по молитвам Новомучеников и Исповедников российских настанет на Руси наше новое 4-е ноября, наше новое чудо. Верю, что для Бога ничего невозможного нет! Православному педагогу нужно самому поверить в это и помочь прийти к вере другим.
Желаю решимости и сплоченности.
Чернавский А.Ф., координатор Центра «Национальное достояние» при Патриаршем подворье Храма Рождества пророка
Иоанна Предтечи в Сокольниках