Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 2

Женщина в христианстве и исламе

Дискуссия по поводу положения женщины в христианстве и исламе - явление не новое. Каждая из этих религий всегда пыталась (а в наше время особенно) отстоять статус женщины и свое положительное отношение к ней и тем самым опровергнуть нападки в свой адрес по вопросам дискредитации женского пола. Несмотря на то, что выражение «униженная женщина» всегда априори ассоциировалось именно с исламом, а не с христианством, ислам продолжает утверждать обратное. «С приходом ислама слово «женщина» стало звучать гордо и часто упоминаться, так как этим словом названа одна из большъх сур Корана - «Ан-Ниса'». Религия Аллаха дала право женщине на наследство, так же объявила имущество женщины неприкосновенным... С приходом ислама женщина обрела права. Она стала достойна называться женщиной. Она уравнялась в правах с мужчинами,... Ислам пришел с тем, что предостерег мужчину от несправедливости в отношении женщины»(1). То есть выходит, что ислам освободил бесправную женщину и вернул ей ее права, уравняв ее с мужчиной. Но и про  христианство сказано, что оно вернуло женщине ее права: «И только лишь в христианстве, религии искупления, жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права»(2).

Кто же прав? Понятно, что простым «перетягиванием одеяла» ничего не докажешь, необходимы факты, которые могли бы бесстрастно свидетельствовать о деле. Обратимся к фактам и попутно развеем основные аргументы ислама против женщины в христианстве.

Что же говорит христианство (Православие). Богу было угодно, чтобы в основе любых взаимоотношений была положена иерархия, определенная субординация. Но кроме соподчиненности существует и другое явление - равноправие при разности призваний. Богом были созданы два существа, мужчина и женщина, не только одной природы и одного достоинства, но и имеющие равные права на обладание и владычество этим миром (Быт.1:26). Но при общем достоинстве у каждого из них было свое призвание в жизни. Первоначальное призвание Адама было хранить и возделывать рай (Быт.2:15), куда он был помещен Богом. Что же касается женщины, то она была задумана как помощница своему мужу (Быт.2:18). Причем понятие «помощник» «в сфере религиозного сознания не означает какой-либо подчиненности или порабощения. Помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в общем деле»(3). Женщина не только участвует в общем деле с Адамом, но и полностью соответственна ему, т.е. разделяет с ним общую ответственность. Наличие одинаковой степени ответственности может присутствовать только в случае абсолютного равноправия по всем показателям. Так и было до грехопадения.

После же грехопадения ситуация изменилась. Люди нарушили единственную заповедь Божию. Вместо покаяния (вопреки Корану,  свидетельствующему о покаянии согрешивших людей (К.2:37)) они стали оправдываться и возлагать всю ответственность за происшедшее на Бога (Быт.3:12,13), в результате чего и были изгнаны Им из рая сладости. При этом жена услышала в свой адрес странные слова: «... и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Мусульмане очень любят приводить этот текст в качестве аргумента в пользу якобы униженного положения женщины в христианстве. Однако к христианству как таковому этот текст не имеет никакого отношения. Христианство начинается с воплощением Бога Слова, а точнее - с Пятидесятницы. А то, что до этого момента женщина действительно была унижена, об этом мусульмане знают не хуже христиан, хотя бы на примере своих же арабов-язычников в период джахилии (до ислама). Древняя история человечества подтверждает истинность Божественных слов.

Причина, по которой женщине были сказаны слова о господстве над ней ее мужа, состоит, по мнению некоторых богословов (прп. Ефрем Сирин), в излечении Богом ее желания господствовать над своим мужем. Эта мысль могла родиться в ней под воздействием змея-искусителя. Будучи одна, без своего мужа, жена услаждается вражьим прилогом о возможности стать «знающей богиней», т.е. обладать и господствовать над всем, в том числе и над мужем. И тогда она соглашается и вкушает от запретного плода. После этого женщина «идет к Адаму, чтобы показать ему свое новое качество: "Вот, видишь, я начинала свой славный жизненный путь всего лишь в качестве твоего ребрышка, а сейчас я -богиня. Я возвращаюсь к тебе, чтобы научить тебя жить". В женщине пробуждается жажда власти и господства»(4). А поскольку порочное стремление души излечивается противоположной ему добродетелью, то и становятся понятны слова Бога о том, что вместо господства жены над мужем он будет господствовать над ней. Это подтвердилось тем, что именно после грехопадения (но не раньше) Адам нарек своей жене имя Ева, что и свидетельствует о его праве главенства над женой. То, что до грехопадения Адам не давал своей жене имени, не было случайностью. Просто он и не мог его дать, то есть не имел на это права.

В этом положении женщина пребывала до прихода в мир Спасителя, Который через Крест примирил нас с Отцом (Кол.1:20) и искупил от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (Гал.3:13), так что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Поэтому христианство (Православие) и свидетельствует о равноправии мужчин и женщин в деле спасения. Но это равноправие не исключает разности жизненных функций и обязанностей (призваний) мужчин и женщин, которые у каждого свои. «С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде «жена в Церкви да молчит» (1Кор.14:34) и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни.  Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины - семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий»(5).

Мусульмане любят приводить цитаты из посланий апостола Павла, в которых он указывает на повиновение жен своим мужьям, как Господу (Еф.5:22), на их молчание в церкви (1Кор.14:34), запрет на властвование над своим мужем (1Тим.2:12) и т.д. Удивительно слышать это именно от мусульман, у которых женщина вообще не участвует вместе с мужчинами в общественном намазе (разве только через перегородку). Мусульманка не только учить, но и разговаривать с посторонними мужчинами не имеет права, даже просто находиться вдвоем с незнакомым мужчиной в безлюдном месте. В христианстве же, кроме священнических обязанностей (совершение Таинств и церковная проповедь), которые самим Спасителем изначально были вручены мужскому полу, женщинам предоставлена полная свобода. Они присутствуют в храме наравне с мужчинами (причем составляют большинство), участвуют в социальной жизни - как церковной, так и светской, возглавляют воскресные школы (фактически проводят детскую катехизацию). По примеру древнего института «диаконис», они могут помогать при крещении женщин, ухаживать за больными и престарелыми, распоряжаться церковным имуществом, следить за чистотой и порядком в храме Божием и т.д. Что же касается молчания женщин в церкви (излюбленной темы мусульман), то они уже давно не молчат в ней. Женщины поют в церковном хоре, участвуют в различных организованных при храмах службах, где отвечают на вопросы случайных прихожан и объясняют элементарные азы церковной этики, выполняют роли чтеца и канонарха, при необходимости читают Апостол. О высоком достоинстве женщины-христианки свидетельствует также и тот факт, что издавна в Церкви существует целая категория святых жен именуемых равноапостольными (св. Ольга, св. Нина, св. Мария Магдалина св. Фекла, св. царица Елена и др.), миссионерское служение которых было равно служению апостолов-мужчин (кроме священнических обязанностей). В случае же критической ситуации (смерти), когда священника поблизости нет, женщина-христианка может даже совершить Таинство Крещения умирающего.

Не менее важной в мусульманском понимании цитатой, за которую они цепляются, как за неопровержимый довод, чтобы опорочить женщину-христианку, являются слова Апостола: «... жена да боится своего мужа» (Еф.5:33). Приводя этот текст, мусульмане считают себя нашедшими «слабое звено» в христианстве: «Жена оказывается, мало того, что безмолвна, и в абсолютном подчинении, но должна еще и бояться мужа... Посмотрим комментарий Толковой Библии: «Здесь имеется в виду не рабский страх, а страх, когда мы боимся оскорбить любимого человека». Ничего, кроме юмора, подобный комментарий не вызывает»(6).

Пока мусульмане смеются над толкованиями Библии профессора Лопухина, психологи уже давно пришли к выводу, что муж (причем, независимо от степени своей религиозности) подсознательно ощущает свое главенство в семье, которое, как бы вложено Богом в мужскую природу. Не случайно Священное Писание представляет семью, как строго иерархичную структуру: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (1Кор.11:3). ««Жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), - сказано в Священном Писании. «Боится» - это, прежде всего, уважает, почитает. Но почитание мужчины сейчас, к сожалению, практически утрачено.

Женщина берет на себя мужские функции, но в семье от этого, как правило, счастливее никто не становится: муж начинает выпивать, заводить  внебрачные связи и часто совсем уходит из семьи»(7). Подсознательно ощущая свое верховенство и не имея возможности реализовать его по причине того, что активная жена доминирует в семье, мужчина не чувствуя себя  главой семьи, находит отдушину на стороне. Не видя уважения матери к отцу, и дети, естественно, перестают подчиняться своим родителям.

Таким образом, из-за нарушения установленной Богом семейной иерархии: Бог - муж - жена - дети -  в семье происходит внутренний разлад, который может привести к ее совершенному уничтожению.

Главенство мужа - это отнюдь не проявление деспотизма и тирании по отношению к жене. Главенство - это, в первую очередь, ответственность, которая лежит на муже. Поскольку он главный, то и отвечать будет за все. Это и есть богоугодное распределение семейных полномочий (ролей), когда при равном природном достоинстве, мужчина и женщина имеют не только разное призвание в жизни, но и неодинаковые роли в семье, поскольку: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7).

Несмотря на декларируемую свободу женщин-мусульманок, бесстрастные нормы шариата остаются беспощадными к женщине. По шариату, жена в исламском браке должна жить в доме мужа, не может без его разрешения устроиться на работу, нанять прислугу, приобрести имущество. Ислам не только не предоставляет замужней  женщине свободу, но и отсутствие у мужа ревности приравнивает к одному из 70 великих грехов (даюс - человек, не ревнующий свою жену) (Из книги имама Аз-Захаби (Аль Кабаир)). То есть в исламе муж обязан ревновать свою жену. Без разрешения мужа она не может совершить хадж (паломничество в Мекку). Более того, женщины до 40 лет могут совершить хадж только в сопровождении родственников мужского пола. Без разрешения мужа ей запрещено поднимать на себя дополнительный (добровольный) пост, она также не может совершить азан (призыв на молитву). Также без сопровождения незапретного (махрам) мужчины ислам запрещает женщине совершать путешествия. Жена должна спрашивать разрешение мужа даже на то, чтобы просто выйти из дома. Если жена-мусульманка путешествует без разрешения мужа, то поблажка шариата, касающаяся сокращения молитвенного правила на нее не распространяется. Свидетельство одного мужчины по Корану приравнивается к свидетельству двух женщин (К.2:282). Тоже касается и наследства - доля сына соответствует доле двух дочерей. Акъикъа (жертвоприношение по случаю рождения ребенка) тоже не равноценно. Так за мальчика полагается заколоть две овцы, а для девочки достаточно одной. Без разрешения мужа жена не может давать клятву, если же это произошло муж вправе расторгнуть ее. Только муж в семье может самовольно дать обет; жена и дети такого права не имеют. Если жена все же дала  обет без согласия на то мужа, такой обет считается недействительным. Осуждая христианскую практику ношения женщинами платков в храмах, ислам не только предписывает своим женщинам то же самое, но и вообще укутывает их с ног до головы в паранджу (широкий халат с длинными рукавами) с чачваном (сетка для сокрытия лица). Мусульманке запрещается участвовать в похоронных процессиях . Ей вообще нежелательно посещать кладбище. Мухаммед проклинает тех женщин, которые часто посещают кладбища. По Ибрагиму М.Кунне, ей не следует даже целовать черный камень (мусульманская святыня), также им запрещается быть судьями. Жене запрещается вести мужа в молитве (намазе) даже в том случае, если она больше него образована и лучше разбирается в правилах совершения намаза .

Изыскивая все возможности унизить женщину в христианстве, мусульмане забывают, что именно Коран (священное писание мусульман - прямая речь Аллаха) предписывает мужу бить своих непокорных жен: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и... ударяйте их» (К.4:34). Существуют специальные правила битья жен. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «это крайнее унижение не для той, которую бьют, а для того, кто бьет». Но самое печальное то, что даже после такой вопиющей дискриминации женского пола, санкционированной Аллахом (Мухаммедом), ислам продолжает утверждать, что женщина в исламе уравнена в правах с мужчинами. Для христианского сознания подобные вопросы немыслимы и дики. В христианстве мужчины имеют заповедь диаметрально противоположного направления: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол.3:19), «любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28).

Иллюзия о равноправии женщины и мужчины в исламе не выдерживает даже элементарной критики, во-первых, «потому, что Аллах дал мужчинам преимущества перед женщинами» (К.4:34), а во-вторых, благодаря общеизвестному факту многоженства. «Полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более чем недоброкачественным рекламным трюком» . Если ислам утверждает, что женщина-мусульманка может участвовать в социальной жизни, учиться, занимать высокие посты и, что самое главное, иметь автономный источник заработка, почему же до сих пор у них так и не поднят вопрос о полиандрии (многомужство)? Ведь business-women в исламе вполне была бы в состоянии содержать четырех мужей. Естественно, что такая постановка вопроса лишь шокирует исламских ученых, потому что никакого «равноправия» полов в исламе нет: оно в корне противоречит самой природе ислама. «Вопрос: Если женщина отрицает многоженство, как отнусится Ислам к такой женщине? Ответ: Это -богохульство, так как это является божественным Законом, а не выдумкой человека»(8).

Что же остается делать женщине-мусульманке в своем положении? Не имея никакой возможности изменить свою ситуацию в лучшую сторону, а также уйти из ислама, мусульманка вынуждена смириться со своим бесправием и «кричать» о том, что они (женщины) на самом деле счастливы в исламе. «Я хочу обратиться ко всем женщинам мира и сказать: нет никакой религии, и нет никаких законов, которые делают женщину счастливой в полной мере, кроме Ислама!» Задумайтесь! Женщина отказалась от мнимой свободы в пользу свободы в Исламе, и она счастлива оттого, что нашла то, что миллионы и миллионы обманутых женщин (вероятно, подразумеваются христианки - авт.) не могут найти»(9).

На самом деле это не счастье, а состояние эйфории, которое испытывает пойманная дичь заглотившая приманку, но которой уже нет пути назад (из ислама). Что может доставлять женщине в исламе чувство счастья? Неужели постоянная необходимость делить своего мужа с другими женами? А может унизительная практика мусульманского развода? Или ее вдохновляют слова Мухаммеда о том, что «большинством из обитателей огня будут женщины?»  (Муслим. 1879). Или другие его слова, в которых он назвал женщин «самым вредоносным искушением для мужчин?» (Аль-Бухари. Муслим) «Женщина - шайтанова петля» (Мин ахадис ан-наби, 14). Или же все-таки ей импонирует то, что «одна из большъх сур Корана» названа в ее честь? (Ан-Ниса - Женщины 4 сура). Или может ей стоит «купиться» на то, что шариат разрешает женщинам украшать себя и носить золотые и серебряные вещи? Хотя если разобраться, то это сделано как раз для бульшего удовольствия мужчин, дабы усладить их ненасытный взор. А может ее утешает то, что Коран не обещал им в раю никаких гурий и вечно юных отроков? На том свете несчастной мусульманке опять придется делить своего мужа, но уже помимо трех других жен (земных) еще с 72 неземными (гуриями), по другой версии со 124 тысячами.

По Корану, женщины, дети, золото, серебро, породистые кони, верблюды, овцы, коровы, посевы - все это создано «для пользования и удовольствия в ближайшей, а не в вечной жизни» (К.3:14). Как можно заметить, взгляд на женщин, которые поставлены здесь в одном ряду со скотом и другими благами этого мира, вполне потребительский, лишенный элементарного человеческого уважения. Таким образом, по Корану, женщины созданы «для пользования» и обеспечения мужчинам «удовольствия». Такой циничный взгляд на прекрасную половину человечества вполне соответствует всему семейно-брачному духу ислама. Видя подобные коранические цитаты, становится понятна причина такой легкой практики мусульманского развода, - это отсутствие правильных представлений о семейном счастье и истинной любви, которые зиждутся не на потребительских, а на жертвенных началах.

Поэтому обходя стороной очевидное мусульманское лукавство и нелепые доводы, можно с определенностью сказать, что свобода женщины-христианки не идет ни в какое сравнение с бесправием женщины в исламе, которая может только мечтать о свободе, но реально не имеет ее. 

Иеромонах Роман  (Кропотов)

1,9. Ибрагим Махтибеков. Ислам - праздник для женщин каждый день.

2. Толковая Библия под редакцией профессора А.ПЛопухина. Ветхий Завет. Том I. «Дар» М.2008Г. С.67.

3. Николай Иванов. Протоиерей. И сказал Бог... Толкование первых глав книги Бытия. Христианская

жизнь. Клин. 2005. С.248

4. «И оставит человек отца и мать...» Тайна пола в православной традиции. Беседа с диаконом Андреем Кураевым.

5. Андрей Ткачев. Протоиерей. Что христианство подарило женщине?

6.Христианство и Ислам - несколько сравнений. http://www.whyislam.ru/index

 7.Е.Морозова. Психолог. Гармония в семье и браке. Даниловский благовестник. М.2009г. С.41.

8.Ибрагим М. Кунна. 500 вопросов для мусульманских женщин.  Вопрос 39

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь