Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 2

Два разных по масштабу, но единых по замыслу события…

Размышление после встречи учителей и воспитателей с главой Боровского района

 

В.Н. Терников 

 

26 мая 2010 г. в старинном городе Боровске состоялась  встреча учителей и воспитателей, преподающих курс «Основы православной культуры», с Виктором Николаевичем Терниковым, главой администрации Боровского района. В этот же день, в  Москве, участники XIV Всемирного Русского Народного Собора,  рассмотрев тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», обратились к согражданам и соотечественникам с Соборным словом, содержащим призыв «преодолеть культурный разрыв молодежи с традиционной Россией...   и направить все усилия государства, школы, семьи и Церкви на  формирование гармоничного и ответственного общества, сочетающего интересы личности, народа и государства».

Собор неизменно рассматривает острые, актуальные темы, говорится в Приветствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. «Сегодня - это развитие и совершенствование системы образования, роль Русской Православной Церкви и других традиционных религий в воспитании подрастающего поколения, утверждении семейных ценностей, сохранении культурно-духовного наследия страны».

Совпадение по времени двух мероприятий, разных по масштабу, но единых по духу и замыслу,  еще раз подтверждает, что процесс возрождения духовной традиции отечественной культуры прочно вошел в жизнь нашего общества. Боровская встреча - отклик на Соборное слово, конкретное выражение обеспокоенности за судьбу растущего человека, безопасность России и призыв к активной ответственной деятельности.

«Затаив дыхание, весь мир ждет, чем закончится борьба за «нового нового русского», - сказала в своем выступлении на XIV Всемирном Русском Народном Соборе Ольга Николаевна Куликовская-Романова (супруга Его Высочества Тихона Николаевича, внука Императора-миротворца Александра III и родного племянника Царя-мученика Николая II). Ведь широка натура нашего народа. Амплитуда характера колеблется от пушкинского Ленского с его «плодами немецкой учености и вольнолюбивыми мечтами» до блоковского скифа «с раскосыми и жадными очами». Кого выберет себе в вожди «племя младое, незнакомое»: святых и подвижников, строителей и защитников Руси или «грядущего вселенского хама». Исход этой гигантской битвы за будущее России - «сердца мира», как называют ее геополитики, зависит от того, что завоюет сердца и умы молодого поколения россиян».

В Соборном послании говорится о том, что подрастающее поколение, молодежь, имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм,  предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов. В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающими целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная отечественная культура.

Эти факторы видит и к ним обращается  педагогическая общественность Боровского района: учителя, воспитатели, родители, а также руководители учреждений образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты. В этом деле важна поддержка  глав администраций городских, сельских поселений, депутатов органов  местного самоуправления, которая является продолжением на местах последовательной гражданской позиции главы района. Во вступительном слове к участникам встречи В.Н. Терников еще раз изложил свою неизменную позицию, что основы православной культуры необходимо доносить до детей с малого возраста, потому что в этом сокрыты истоки подлинной нравственности. Развитие нашего района  Виктор Николаевич видит в укоренении в русском народе веры, которая была на протяжении многих веков жизненной опорой и отдельного человека, и великой Руси. Призывая педагогов уделять пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию, глава района говорил  простыми  и понятными всем словами: «Чтобы было кому подать нам на старости лет кружку с водой, надо позаботиться сейчас о подрастающем поколении. Уважение старших, милосердие, добро - вот что несет в себе духовная традиция православия».

Педагогическое сообщество Боровского района, разделяя с участниками Всемирного собора   обеспокоенность за судьбу подрастающего поколения, уже несколько лет занимается практическим преодолением культурного разрыва, то есть  приобщением современных детей и подростков к  духовно-нравственной традиции России  через системное преподавание курса «Основы православной культуры». В этом нам видится спасение и отдельного человека, и всего российского государства.

Образовательная политика в районе, проводимая в последние годы, является  стратегически выверенным курсом, о чем свидетельствует состоявшаяся встреча. Идея ее была  предложена  на XI Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях. В резолюции Чтений реализация идеи сформулирована  так: организовать в администрации района в рамках мероприятий, посвященных Году учителя, встречу  главы администрации В.Н.Терникова с  лучшими учителями и воспитателями, преподающими курс «Основы православной культуры» с приглашением архимандрита Серафима, наместника Свято-Пафнутьева монастыря, для обсуждения перспектив соработничества в муниципальном образовательном проекте «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».

Участниками встречи стали более 30 педагогов во главе с Людмилой Сергеевной Силаевой, заведующей отделом образования. Все эти педагоги преподают курс ОПК в школах и детских садах по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры». Пришли на встречу также Л.Р.Князева и В.И.Локтюхин, директора школ, Е.А.Кузина, заведующая детским садом, И.А.Башкирева, заведующая отделом культуры, А.Н.Ракитин, зам. главы района по социальной работе. По благословению архимандрита Серафима, наместника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, во встрече принимал участие протодиакон Николай Комогоров, помощник наместника. Присутствовали также иерей Александр Падылин с матушкой, которые недавно приехали к нам в район из Екатеринбургской епархии и теперь занимаются возрождением храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, расположенного в г. Ермолино,  ул. Русиново.                

Протодиакон Николай Комогоров рассказал о собрании 1-го Боровского благочиния, состоявшемся 11 апреля 2010 г, на котором владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский,  дал высокую оценку результатам работы системы образования Боровского района по внедрению курса «Основы православной культуры».

Владыка призвал священство к тесному взаимодействию с учителями, воспитателями, родителями. Отец Николай познакомил собравшихся со списком священников, закрепленных за образовательными учреждениями, и подчеркнул важность организации живого общения педагогов и родителей со священником, а не формальной работы. Такое общение можно, например, организовать в непринужденной обстановке чаепития, приуроченного к церковному празднику, а также к другим событиям школьной и детской жизни. «Архимандрит Серафим, - подчеркнул отец Николай, - дает благословение на обращение священника в монастырь за продуктами для организации подобной встречи».

О необходимости и своевременности такого действия сказала Светлана Вениаминовна Васина, воспитатель детского сада «Бригантина», вспоминая свой давнишний педагогический опыт взаимодействия со священником.

Тема живого общения взрослого и ребенка не первый раз звучит среди тех, кто изучает с детьми ОПК. Мне довелось участвовать  по приглашению В.И.Локтюхина, директора  школы № 3 г. Балабаново, в практико-ориентированном семинаре, где ярко звучала следующая мысль: на уроке ОПК первостепенную роль играют не знания сами по себе, а эмоционально-ценностное отношение к ним, которое формируется непосредственно на уроке, «здесь-и-теперь», в живом разговоре педагога и детей, которые едины в том, что они несут в себе образ Божий. Об этом нам напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV Всемирного Русского Народного Собора: «Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства - вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания. Образование - процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых».

Альбина Михайловна Данилова, учитель ОПК ноосферной школы, уже не раз участвовавшая в рождественских  встречах педагогов с главой района, которые проходят в редакции нашего монастыря, на этот раз очень трепетно напомнила о первых шагах, которые были сделаны много лет назад по введению ОПК. Она от имени всех педагогов поблагодарила игумена Марка, отсутствовавшего на этой встрече  по уважительной причине,  за большую работу с педагогами, родителями, детьми.

Всем людям, которые пришли  в зал заседаний, наверняка, хорошо знакомы материалы круглого стола, состоявшегося 31 марта 2010 г. в Боровском районе в соответствии с программой  Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании» (см. «Вестник» № 15 -2010 и № 17-2010, //http://pafnuty-abbey.ru), поэтому встреча  не предполагала обсуждать достижения. Понимая это,  Альбина Михайловна как руководитель районного методического объединения учителей и воспитателей, преподающих ОПК, коснулась некоторых проблемных моментов в деятельности детских садов, сказала о необходимости постоянного пополнения школьных библиотек учебными пособиями, а также  высказала пожелание, адресованное всем педагогам и директорам: быть активнее и смелее в таком важном и нужном деле. 

Л.С.Силаева акцентировала внимание на том, что предмет ОПК необходим для формирования подлинно культурной педагогической среды школы, детского сада.  И эта задача специфична для боровского подхода решения проблемы духовно-нравственного развития взрослых и детей.

Все сошлись во мнении что «точка невозврата» в системе образования района пройдена: с нового учебного года курс ОПК начнут преподавать и в той школе, которая в этом году была единственной, где у детей не было возможности изучать ОПК. Тем не менее, настораживает тот факт, что отдельные крупные школы района до сих пор не находят возможностей широкого преподавания детям «Основ православной культуры», на протяжении десятка лет ограничиваются несколькими классами и мотивируют это отсутствием возможности «вставить» ОПК в учебный план. «Как же  эту задачу решают другие директора школ района?» - недоумевает Виктор Николаевич.

Известно, что в других регионах до сих пор встречаются противники широкого введения курса «Основы православной культуры», которые выдвигают в качестве основного аргумента то, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная, а поэтому надо, мол, изучать и другие религии. Вот почему главе района важно было услышать от педагогов подтверждение проводимой образовательной политики. Для этого он  обратился к педагогам с вопросом: «Может быть, я не прав? Может быть,  я излишне настойчиво призываю вас заниматься с детьми  изучением основ православной культуры?» Услышав в ответ аргументированное одобрение и поддержку директора школы Л.Р. Князевой, учителя А.А. Гранковой, методиста Е.Ю. Мурашовой, Виктор Николаевич подчеркнул свое положительное отношение к учебникам Аллы Валентиновны Бородиной, по которым работают боровские педагоги: «Именно такие учебники нужны и детям, и родителям». И его утверждение не голословное, потому что весь подаренный ему учебно-методический комплект он, насколько можно было, прочитал и потом передал через Людмилу Сергеевну Силаеву в одну из школ района.

Уверенность в правильности позиции В.Н. Терникова и своевременности управленческих решений Л.С. Силаевой, уделяющей в эти годы особое внимание внедрению курса ОПК,  придают слова митрополита Калужского и Боровского Климента, которые прозвучали совсем недавно на боровской земле. Это было 14 мая во время научно-практической конференции Оптинского форума, проходившей в зале нового гостиничного комплекса Свято-Пафнутьева монастыря. «...Во всех религиях понимание зла и добра разное. «Око за око» - православие не принимает.

А это один из постулатов некоторых  религий. Добро понимается по-разному. Поэтому на основе того, что во всех религиях заложено понятие добра, нельзя создавать единую систему. Нравственность также есть во всех религиях, но понимание нравственности - разное. Наша православная нравственность -  есть понятие религиозное. Поэтому для нас нравственность основана на любви Божией, на любви человека к Богу и  ближнему. На этом зиждется весь закон. Но не у всех религий в основе заповедей лежит любовь... Поэтому совмещение религиозных норм и разных религиозных традиций невозможно. Если мы создадим какую-то общую систему, то мы создадим какую-то новую религию.  Православие в этом отношении занимает твердую позицию. То, что сейчас в экспериментальном порядке  вводятся разные компоненты, модули религиозной культуры - это просто для того, чтобы не ущемлять других людей... Но не может преподать человек религиозную культуру,  если он не живет этой культурой, если он говорит о Православии и не понимает, что такое Православие. Если для него Православие «одна из...» - это неправильно. У нас на Руси до 1917 года Православие не было конфессией, это была вера народа. А когда сейчас говорят: «Православие - одна из конфессией» - это  неправильное понимание...»

Упоминание о введении различных модулей означает идущий в 19 регионах страны эксперимент. Его проводит Министерство образования и науки РФ. В соответствии с программой эксперимента с апреля 2010 г. в 4-ом классе детям начали преподавать один из модулей новой образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Преподавание продолжится  в сентябре 2010 г. в 5 классах. Какой  модуль   изучать ребенку - решали его родители. Выбрать надо было один из шести: Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры. Основы мировых религий. Основы светской этики. Объем преподавания исчисляется двумя часами в неделю: на протяжении четвертой четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса.

Калужская область не участвует в эксперименте, потому что в региональной системе образования сложился свой уникальный опыт изучения духовной традиции через курс «Основы православной культуры». Вот что об этом  говорит Татьяна Владимировна Королева, главный специалист Министерства образования и науки Калужской области: «На сегодняшний день ОПК преподается в 193-х школах области из трехсот восьмидесяти. И теперь многие дети стали писать, что «вера в Бога спасет общество от правонарушений». Раньше таких ответов мы практически не имели. В региональное министерство образования за все годы преподавания ОПК не поступало ни одного обращения  родителей, что предмет ОПК введен без их согласия, против их воли... Убеждать в том, что люди должны быть нравственно воспитанные, образованные и культурные,  наверно, никого не нужно. Можно ли это сделать без Православия, традиционной религии для нашего региона? Я думаю, что нет».

В заключение встречи  Виктор Николаевич всех поблагодарил и предложил Людмиле Сергеевне и впредь проводить подобные мероприятия.  После встречи состоялось рабочее совещание с участием протодиакона Николая по обсуждению возможности использования Фонда культуры, зарегистрированного в Боровском районе, для того, чтобы материально поддерживать преподавание основ православной культуры в школах и детских садах района.

Все прозвучавшие предложения записаны Зинаидой Алексеевной Лузгачевой, заместителем заведующей отделом образования.  Они будут в ближайшее время рассмотрены и послужат основой для разработки мероприятий по дальнейшему  соработничеству  в муниципальном проекте Т.В. Анохиной «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры». Особо подчеркнем, что данный проект предусматривает не только введение ОПК как отдельного курса, но и усиление духовно-нравственного компонента всего комплекса гуманитарных дисциплин. Острая необходимость такой работы в системе образования Боровского района выявилась дважды: в 2009 г. и в 2010 г., когда отдел образования организовывал муниципальный этап Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры, содержание заданий которой основывалось  на програмных произведениях  литературы и истории. К такому подходу в Год учителя содержится призыв участников XIV Всемирного Русского Народного Собора. «Высокая миссия учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть нравственный потенциал этих предметов, построить через них мост к духовному наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории, которое является важнейшим компонентом патриотического воспитания и сохранения народной памяти. Особую актуальность это приобретает в нынешнем году, когда отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Разгром фашизма стал возможен, благодаря героизму и самопожертвованию народов нашей страны, в массе своей, вопреки гонениям, оставшихся верными традиционным нравственным и религиозных ценностям. Сегодня эти ценности, имеющие свой исток не в нынешнем временном бытии, а в вечности, прививают надежный иммунитет к криминальному и безнравственному поведению, служат прочным фундаментом развитого правосознания и социальной ответственности. Именно из людей, которым в полной мере присущи такие ценности, только и могут сложиться крепкие семьи и ответственное общество».

Завершая размышление о временном и содержательном совпадении двух разных по масштабу событий, состоявшихся в Москве, центре России,  и в провинции, городе Боровске, приходишь к такому выводу. Подавляющее большинство граждан Российской Федерации, а в их числе жители Калужской области,  считают себя русскими людьми, укорененными в православной вере. И пусть еще невелик процент людей, живущих церковной жизнью, но уже четко видна позитивная динамика его роста. А поэтому недалек тот час, когда новый пробужденный молодой русский человек пойдет навстречу миру с Крестом и Евангелием для  спасения и сохранения Отечества.

Т.В. Анохина

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь