Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 2

Движение “Переправа” как современная форма воцерковления молодежи

Доклад отца Михаила Ходанова на XI районных Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях.

 

Протоиерей Михаил Ходанов 

 

Дорогие участники!

Я представляю культурно-просве-тительское сообщество «Переправа», а точнее - его печатный орган, журнал «Шестое чувство», главным редактором которого являюсь. «Переправу» мы называем еще «духовно-светским сообществом», в воспоминание духовно-светского пути воцерковления людей, изложенного в трудах русского философа Константина Леонтьева.

«Переправа» была основана к конце 2006 года. Ее концептуальный стержень и главная задача - вносить посильную лепту в возрождение интереса соотечественников к своим духовным истокам  - к святому Православию. Специфика работы заключается в следующем: наша основная аудитория - представители социально активной части населения, которые так или иначе влияют на состояние дел в государстве. Это -  бизнесмены, предприниматели, работники банковской системы, чиновники, госслужащие и работники аппарата президента на местах, образованная молодежь, в том числе и та, что вовлечена в современную политическую деятельность.

Вот только один штрих нашей работы: по согласованию с одним из наших единомышленников по «Переправе», ректором Волго-Вятской академии госслужбы при Президенте РФ, мы проводим там для ее слушателей семинары и встречи, цель которых - пробудить искренний и честный интерес молодых людей к своему внутреннему миру, обнаружить в себе потребность в покаянии и вере, понять основные причины проблем, мучающих человека и общество. Так мы постепенно выходим с ними на тему Православия, и как знать, может, в недалеком будущем среди выпускников Академии появятся верующие госслужащие.

Способ работы с аудиторией - личные контакты, встречи, семинары. Возглавляет «Переправу» Александр Нотин, общественный деятель, кандидат исторических наук, советник по экономике губернатора Нижегородской области. Он же был советником Шанцева в бытность того вице-мэром Москвы, председательствовал в одном из известных российских банков, который подвергся дефолту в 1998 году, пережил тяжелые времена и только в святом Православии обрел подлинное утешение и смысл жизни. Своей радостью прихода к осознанной вере он делится теперь с другими предпринимателями - и не только с ними. Мы познакомились на подворье Марфо-Мариинской обители под Волоколамском.

Александр Нотин оказывает активное содействие в восстановлении подворья, возглавляет его Попечительский совет. Наша встреча была неслучайной. Мы разработали концепцию «Переправы» и его печатного органа и в 2007 году встретились со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он внимательно изучил его содержание и одобрил нашу инициативу, сказав при этом, что журнал «Шестое чувство» и его главный редактор должны быть гарантом богоугодности деятельности «Переправы». Дело в том, что в течение шести лет я нес послушание референта Патриарха и, по существу, будучи выпускником журфака МГУ, был его личным журналистом. Напутственное письмо Святейшего мы бережно храним как знак высокого Патриаршего доверия и стараемся его оправдать.

Лекторами «Переправы» на сегодняшний день являемся мы все: Александр Нотин, литредактор «Шестого чувства; известный писатель Василий Ирзабеков, азербайджанец по национальности и наш брат во Христе, издавший недавно прекрасную книгу «Тайна русского слова»; мое недостоинство, а также наши единомышленники на местах. Переправа имеет свои филиалы в нескольких городах - в Питере, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове-на-Дону. Это, как правило, священнослужители и образованные миряне. Мы используем возможности радио и телевидения, выступаем по «Радонежу» и «Народному радио». Особенности работы с людьми - опора на рациональный способ богопознания, постепенная подготовка аудитории к восприятию основ святоотеческого наследия.

Особое внимание мы уделяем молодежи. Сегодня весьма распространен стереотип, что молодежь нас не слушает, что она сама во всем разберется и все как надо поймет, что у нас нет с ней общего языка. Что ж, есть обкуренная и пьяная, развратная молодежь - но даже и на ней нельзя ставить крест. Есть молодежь, поклоняющаяся мамоне. С ней сложнее, потому что там царствует молодая и неуемная гордыня, но мы работаем и с ней. Есть учащаяся, университетская молодежь. Там преобладает рационализм. Есть молодые люди, организованные в партии и движения. У них, как говорится, своя идеология. В общем, проблема отцов и детей существовала всегда, но преодолевалась любовью, мудростью и правдою взрослых.

Правда же в этом мире для нас, христиан, неотделима от Господа Иисуса Христа, от святой Православной Церкви, от православного святоотеческого духовного образа жизни, который открывает человеку глаза на себя, на мир и на Бога и дает возможность все правильно понимать, искать верные ответы на все вопросы и не впадать ни в иллюзии, ни в отчаяние.

Сегодня существует важный фактор, помогающий навести мосты с молодыми Это всеобщий глобальный кризис. Его финансовая составляющая - лишь малая надводная часть айсберга. Но именно в этой сфере происходят одни из самых серьезных разочарований молодежи, нацеленной на удачу и богатство. Оказывается, много денег у всех быть не может. Жить так, как живут сегодня в США, всем невозможно (они потребляют 40 процентов всей мировой продукции и выбрасывают при этом в атмосферу 60 процентов всех отходов... и если мы хотя бы отчасти начнем приближаться к их образу жизни, весь мир взлетит на воздух). Оказывается, что деньги сегодня совершенно не имеют должного золотого обеспечения, обесцениваются и теряют всякую силу. Банкротство банков, дефолты, падение курса рубля и самого доллара выбивают почву из-под пьедестала всесильного мамоны. Всеобщая материальная удача оказывается мифом и блефом. Люди, в том числе и молодые, чувствуют великую фальшь в финансовой сфере, всю ее эфемерность, жестокость и ненадежность. Фетиш золотого тельца, богатства и изобилия рушится и не оставляет никаких надежд. И молодежь все это интуитивно ощущает и ищет выход.

Но где выход? В политике? Да, сейчас образуются молодежные движения типа «Наших». Там есть хорошие ребята, многие из них имеют организаторские способности, могут руководить людьми. «Переправа» знает об этом не понаслышке. Мы общаемся с политизированной молодежью, периодически встречаемся с ней на Селигере. Но в их деятельности нет четких программ и конкретных общественных задач. Большей частью их политическая активность связана с созданием массовки для поддержки той или иной акции партии-куратора, им разрешают кричать политические «кричалки», размахивать плакатами перед теми или иными консульствами, проводить междусобойные сборы и так далее. Все это выглядит, увы, очень поверхностно и во всяком случае весьма далеко даже от тех акций, которые проводил в свое время советский комсомол. Кроме того, во всех современных движениях нет по-настоящему конструктивной идеологии, потому что идеи Православия и патриотизма там являются либо маргинальными, либо их вообще нет.

Общаясь с думающей молодежью, «Переправа» приходит к выводу, что в молодежной среде ощущение кризиса постепенно рапространяется и на политическую область. Молодежь ощущает банкротство всех современных политических форм власти: тоталитарной, коммунистической и либерально-демократической - как совершенно чуждых 1000-летней исторической традиции государственного устройства России.

В области идеологии тоже  глубочайший кризис. С момента развала СССР и до сих пор нет никакой созидательной и консолидирующей всех граждан идеологии, хотя весь предшествующий опыт России показывает, что вне христианства все в России рано или поздно распадается и рушится. Но нынешние идеологи России из-за вовлеченности в общеглобалистские процессы не спешат воспользоваться светлыми принципами Православия в устроении жизни общества. А без Христа мы все приближаемся к мучительному и бесславному концу. Это - исторический факт. Сегодня идеология многих молодых - «все и сейчас», дух потребления. Однако ветер событий в финансовой сфере, как уже было сказано, заваливает и этот очередной карточный домик на песок. Массовое превращение молодежи в олигархов не состоялось. Я - бывший арабист, и на Ближнем Востоке у арабов по этому случаю есть очень уместная пословица: Ана амир ва анта амир, ва манн ясуку-ль хамир?! «Я эмир, и ты эмир... А кто же погонит ослов?»

В качестве грубой ответной реакции на невозможность всеобщего обогащения молодежь генерирует идею тотального угара, бешеного веселья, желания, как они говорят, «зажечься и оттянуться». Но пир во время чумы имеет только один конец - деградацию и суицид. Инстинкт же самосохранения подсказывает молодым, что подобный принцип жизни смертельно опасен и потому неприемлем.

И тогда молодежь обращается к культуре - но там тоже напрочь посечены добрые традиции: нет интереса к книгам классиков русской словесности, все выродилось в детективы и скабрезности, в передачи «ДОМ-2», в эстрадную пошлость и нигилизм армии гнусных юмористов, в безнравственные мультфильмы телеканала 2Х2, в циничную «Школу» Гай Германики.

В религиозной сфере тоже отнюдь не все гладко. Те современные формы религии, которые предлагают молодежи либеральные политтехнологи и психологи, представляет собой эклектику, принцип всеядности и враждебности к традиционной христианской нравственности.

В этих условиях единственный выход из обвального кризиса и духовной бессмысленности - обращение к традиционной вере, ко Христу, к спасительному и созидающему душу святоотеческому наследию. Встречаясь с молодыми, мы видим, что в их душах есть сугубый интерес к миру православной духовности, несмотря на все стереотипы, которые СМИ внедрило в их сознание относительно Церкви и ее людей. Живые встречи рушат предубеждения и показывают, что все мы - живые люди, желающие блага и ближнему и стране в целом. Но залог успеха в работе с молодежью, которая чрезвычайно чутко воспринимает всякую фальшь - это личность лектора и наставника, его собственная жизнь не по лжи, его глубокая вера, его нравственная чистота, широкая эрудиция, доброе сердце, терпение и сострадание к потерянному поколения, имя которому - наши родные дети.

Два слова о журнале: его авторы - известные специалисты в экономике, финансах, политике, дипломатии и религии. В редакционный совет входят замечательный русский писатель Валентин Распутин; известный леонтьевед, главный научный сотрудник института философии РАН, завкафедры философии, политологии и культуры Дипакадемии МИДа РФ Константин Долгов; главный редактор церковно-исторического альманаха «К Свету» игумен Петр Пиголь; редактор одного из старейших образовательных журналов России «Народное образование» Александр Замостьянов; директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников; ректор Волго-Вятской академии госслужбы при Президенте РФ Владимир Мальцев. Не так давно ушел из жизни Савва Васильевич Ямщиков - яркий общественный деятель, главный реставратор России, член редсовета журнала и один из его постоянных авторов на протяжении всех трех лет нашего существования.

В фойе вы можете взять номера журнала и ознакомиться с его содержанием. Заранее прошу прощения за некоторые корректорские неточности. У нас очень маленькая редакция и иногда не хватает глаз, чтобы за всем уследить. Это, впрочем, не оправдание, а пояснение.

Кстати, в нашем журнале вы найдете конструктивную карикатуру на министра образования и науки А. Фурсенко, перепечатанную из журнала «Человек и закон». Несколько лет назад министр в интервью журналу «Профиль» сказал следующее: «Ребятам совсем необязательно быть религиозными, им достаточно соблюдать десять заповедей». А первая заповедь гласит: «Аз есмь Бог твой...». Вы представляете, ЧТО он сказал? Вот так. Но сопротивление в министерских структурах введению ОПК сегодня по-прежнему сильное - и статья доктора юридических наук Игоря В. Понкина - тому яркое подтверждение.

Борьба продолжается.

Протоиерей

Михаил Ходанов,

главный редактор

журнала «Шестое чувство»

Другие статьи номера
Православный календарь