Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Объединение ресурсов в формировании культурной среды на основе отеческой традиции
На протяжении четырех лет работы по муниципальному проекту «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» все отчетливее проявляется тенденция сближения людей, конструктивный поиск твердых опор, открытое выражение людьми своих намерений осуществлять согласованные действия. Это ярко подтвердилось на заседании круглого стола «Пути соработничества в поддержке инициатив Форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области»», состоявшемся вчера в конференц-зале Мисионерско-просветительского центра монастыря.
На смену бесплодного параллельного движения представителей некоторых структур, а также разрушительного несогласия, наконец-то пришло согласие разногласного, звучащее открыто и искренне. И поэтому основной задачей очередного этапа муниципального проекта справедливо будет назвать «устремленность к гармонизации». Думаю, будет нелишним напомнить, что в переводе с древне латинского одно из значений слова «гармония» - это согласие разногласного.
Намерение гармонизировать общество через приобщение к основам православной культуры уже несколько лет ярко видно на Тарусской земле. И это повлияло на то, что наконец-то Боровск и Таруса объединились. Сначала на тарусской земле 14 декабря 2011 года, когда по инициативе Тарусы состоялась культурно-просветительская встреча «Образовательный ресурс издательской деятельности Свято-Пафнутьева монастыря», а спустя всего лишь месяц, 14 января 2011 года, здесь, на земле Боровской, произошло событие, которое эксперты-аналитики склонны рассматривать как инновационное явление в новой истории России. В этот день был подписан четырехсторонний Договор о сотрудничестве в культурно-просветительской деятельности и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Толчком к его появлению послужило мало кем замеченное событие в жизни Калужского региона: подписание не соглашения, а Договора о сотрудничестве между Губернатором Калужской области А. Д. Артамоновым и Митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
С каждым годом сторонников приобщения к традиции нашего Отечества, к культуре наших прародителей становится все больше, мы, можно сказать «прирастаем» друг к другу. И даже с каждым месяцем нас становится больше. Вчера представитель Мещовска заявил о намерении присоединиться к Договору, люди готовы приступить к разработке своих обязательств, спрашивают у нас совета, детально знакомятся с нашими документами. И это не может нас не радовать.
Что касается Боровского района, то стоит обратить внимание всех участников Чтений, что сегодня речь идет не только о формировании культурной среды образовательного учреждения: школы, детского сада, а и среды учреждения культуры, и даже города. Авторский проект «Отечество и отечественная культура» (для детей 6-10 лет), разработанный Татьяной Алексеевной Лукьяновой, заведующей музыкальной частью Культурного центра отдела культуры администрации Боровского района явился наглядным тому подтверждением. Несомненно, эффективность этого проекта связана с многолетним прежним опытом педагогической деятельности Татьяны Алексеевны, а также тем содержанием, которое предлагается в учебниках по основам православной культуры, которые разработаны А.В.Бородиной. Заслуживает внимание и то, как педагоги школы №1 г. Боровска откликнулись на культурную инициативу. Перед нами достойный образец сотрудничества специалистов разных ведомств, но объединивших свои усилия и ресурсы в приобщении детей к непреходящим ценностям духовной традиции русского народа.
Нас это радует, потому что, если говорить о социокультурной среде города, района, то, безусловно, она формируется через межведомственный подход, который предполагает координацию и концентрацию всех здоровых сил. И это нашло отражение во взаимных обязательства двух районов Т.и Б, которые подходили к преподаванию ОПК из разных точек: из учреждений культуры (известные музеи тарусские) и учреждений образования (боровские две школы с 1994 г. ввели ОПК). И теперь мы, присоединяясь к Тарусе, говорим, что да, именно, в гармонизации общества играет важнейшую роль курс ОПК, который может придти к детям через учреждения культуры и учреждения образования.
Именно в значении слова гармония как согласие разногласного сокрыт, на мой взгляд, и еще один ответ на постоянно звучащий вопрос, КТО же должен преподавать Основы православной культуры? Кому доверить вхождение детей в Отеческую традицию? Кто хочет, чтобы дети жили радостно и счастливо? Кто и как может на практике это обеспечить? Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Вспомните, что написано в учебном пособии «Мы и наша культура»: «Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети – своим детям. Так сохраняются отеческие традиции», - пишет А.В.Бородина. Святая Русь в основу своего Бытия положила Православие, поэтому отцы передавали своим детям образ жизни по вере православной. В полной семье, в которой совместно проживали несколько поколений, растущий человек впитывал в себя все, что его окружало: повседневный быт, отношения между детьми и родителями, между мужем и женой, братьями и сестрами, что есть добро, а что зло, что есть, а что добродетель, как строятся отношения с Богом и к Богу. Есть фотография, на которой запечатлена большая крестьянская семья, в которой отец семейства, расположился сидящем на стуле по центру. Одной рукой он придерживает сидящего у него на коленях самого маленького сына, а вторая рука удерживает руку старшего сына, рядом с которым стоит его невеста в свадебном белом наряде. И эта буквальная связь запечатлена как-будто специально для нас, потомков, которым необходимо знать свои корни, свой уклад семейной жизни. Так в старину воспитывался растущий человек. Но сегодня эта межпоколенная связь разрушилась. Традиция прервалась и в обществе, и в культуре, а значит и в образовании. Семья перестала выполнять функцию передачи накопленного за века уклада жизни русского народа. Традиция не прервалась только в Церкви. И поэтому только человек, живущий жизнью Церкви, или устремленный к такому образу жизни, с может передать Отеческую традицию. Но таких еще очень мало. Но и малое стадо может многое.
Итак, с каждым годом появляется все больше людей, не только озабоченных проблемой ДНР, но и активно действующих. Заметно пополняется методическая копилка. Если совсем упрощенно сказать о ресурсах, то это люди. Люди, которые создают необходимое для качественного преподавания методическое обеспечение, организационное, управленческое. И в этом ряду ресурсов, безусловно следует назвать материальные ресурсы. (Наместник на подписании Договора про мизерные материальные вклады).
Люди: дети (победители Олимпиады по ОПК, авторы лучших работ Конкурсов, участники заключительных праздничных этапов Фестивалей, посвященных Рождеству и Пасхе) и взрослые (члены редакции газеты «Вестник», зав. отделом культуры, зам. главы администрации района ( управляющий делами), священнослужители) с их опытом
Организационно-методические и управленческие ресурсы (Договор 26 ноября 2010 г., Договор от 14 января 2011г., Координационный совет по ДНР при администрации района; школьные кабинеты ОПК и кабинет «Основы православной культуры» в «Центре творческого развития», УМК (учебно-методические комплекты) в школах и ЦТР г.Боровска, печатная продукция(материалы круглого стола 31 марта 2010 г., почти собранные материалы калужских мастер-классов и др.)
Нормативно-правовые ресурсы (Договор от 26 ноября 2010 г., от 14 января 2011г., Положение о православно-ориентированном Фестивале, Положение о ВТК «Духовно-нравственное развитие», Приказы по отделу образования; Постановления администрации района)
Интернет- ресурсы (сайт А.В.Бородиной, раздел «Просвещение» на сайте монастыря, тема ОПК на Русской народной линии, формируемый раздел на сайте района)
Комментарий каждого раздела.
Далее остановлюсь, чтобы прокомментировать несколько слайдов, отражающих тенденцию выделения специального пространства в образовательном учреждении, которого восполняет среду школы. И это восполнение действительно соответствует духовной традиции Отеческой культуры.
С чего начинали в школах? На стене в школьном коридоре стенд. Теперь уже кабинет основ православной культуры. К чему приходят в отдельных школах и детских садах? В Тарусе Детско-юношеский центр духовно-эстетического воспитания и развития.(про очередь на проведение в нем классного часа) Нет, к сожалению, фотографии у меня Мещовского центра «Воспитание». К чему приходят в отдельных школах и детских садах? Иконостас подарили в детский сад г. Гомеля (заболела Наталья Васильевна Тимошенко и не приехала к нам. И уже совсем трудно себе предстваить, что в школе может быть домовый храм. Наталья Олеговна Криволуцкая делится своими впечатлениями от посещения этой школы. Есть и еще консультативный кабинет в ЦТР в Боровске, где сосредоточены все материалы по ОПК.
Таким образом, даже родители, приходящие в школу, а не только дети и учителя, про себя читая табличку на кабинете, невольно вынуждены будут задуматься: А что ЭТО? Вот он новый пробуждающий ресурс. Кому он покажется малозначимым, напомню, что если задать чиновникам вопрос про то, как они предполагают решать задачу, прописанную в Законе «Об образовании», где черным по белому предписано каждой школе формировать духовно-нравственную личность, внятного ответа никто не услышит. Поэтому все, о чем говорим сегодня, является инициативой и творчеством, которое идет снизу, от учителя и директора школы. В этом весь пафос нашего призыва, чтобы сами школы не ждали указаний сверху, а действовали.
Государство, с одной стороны, спускает сверху указания, а с другой стороны, образно скажу, «руки связывает». И заложниками оказываются учителя и директора школ, которые понимают важность духовно-нравственного воспитания и развития, и ищут лазейки, вы слышите меня? в муниципальной школе ищут лазейки, чтобы формировать духовно-нравственную личность. Ну как вам это нравится? Уверена, что не нравится. Но придется согласиться с тем, что бывают в истории такие времена. Как назвать с точки зрения культуры среду, питающую наше образование, в целом? Скажу просто «питание плохое», и даже вредное. А где же в это время питание здоровое, питание полноценное? Предлагаю самим ответить, обращая внимание на то, чему посвящены наши чтения. 20-летию возрождения монашеской жизни в Свято-Пафнутьевом монастыре. Сегодня, спустя 20 лет, пред нашими очами предстает восстановленная и благоукрашенная обитель. И уже не из истории, а из реальной жизни убеждаешься, что монастыри на Святой Руси остаются и по сей день духовными и культурно-просветительскими центрами. Эта дата удивительным образом совпадает с двадцатилетием выхода в свет небольшой брошюры О.С.Газмана, в которой ученый изложил впервые основные направления содержания деятельности освобожденного классного руководителя, который войдет в историю образования как «классный воспитатель», как специалист, основной работой которого в школе является воспитание и педагогическая поддержка нравственного самоопределения. И невольно напрашивается сравнение, которое явно не в пользу образовательной политики государства и федерального министерства, которые так и не создали условий, обеспечивающих приоритет воспитания не на словах, а на деле. О чем это свидетельствует? Только об одном: мы не извлекаем уроки из Смутного времени. Смута в умах наших еще не прошла, она продолжается, как и 400 лет назад. И она будет продолжаться, пока в глубине сердца своего русский народ, учительство наше будет чувствовать себя ущербным, будет преклоняться и раболепствовать, пока не совесть, а другие ложные ценности будут мерилом всех наших поступков, пока земные блага, а не духовные будут подвигать нас на добрые дела. Уверена, что каждый сидящий в зале знает слова из Евангелия: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). То, к чему мы страстно прилепляемся, тому и становимся рабами.
К какому образовательному результату нас все больше и больше склоняют? Здоровый физически, ловкий, конкурентоспособный... В быстро изменяющемся обществе все должно изменяться. Договорились до того, что в новогоднем приветствии сообщили нам, что мы, оказывается, живем в новой стране, которой всего 20 лет! Будущее принадлежит молодым, а поэтому все для детей, все для блага детей! 17 января Президент поправил слегка ситуацию при встрече с представителями Федерального Собрания, напомним о необходимости обратиться к русской национальной культуре. СЛАЙД «Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре. Это основной костяк развития всей нашей национальной культуры».
Только мы обрадовались такому заявлению Президента перед калужским Форумом, как нам сразу же дали понять на Госсовете: создаваться в регионах будут рабочие группы для предупреждения межэтнических и межконфессиональных проблем из представителей разных конфессий. И объяснение дали нам через чужое инородное слов толерантность, о котором хорошо было пояснено на форуме А.В.Бородиной. Вчера на круглом столе его участники соединились в том, что предмет ОПК следует рассматривать как профилактическое средство не только предотвращения межэтнических конфликтов, а как средство, способствующее их лучшей интеграции в обществе. Как здесь не привести напоминание владыки Климента: У нас на Руси Православие не было конфессией, это была вера народа. И когда сейчас говорят, Православие – одна из конфессий, это неправильное понимание. Дать цитату владыки с Оптинского Форума.
Результатом искажения является то, уже сегодня отечественные модернизаторы материализуют свои представления о школе и образовании в таком жутковатом «образе образования», как дорожная карта общественно-политического форсайт-проекта – «Детство – 2030». Форсайт-проекты такого рода (не только в образовании, но и в других сферах общественной практики), как можно понять, это очередные окаянные попытки прорыва в «Будущее» и его оккупации уже сегодня. Нет смысла подробно останавливаться на этом «проекте», т.к. он развернуто представлен в Интернете. Газета «Народного Собора» публиковала, читали наши люди: Г.С.Новосельцев, Спиченкова Л.Г. и др.
Обозначим лишь наиболее яркие замыслы и вожделения его «дорожной карты».
Так вот, детям 2030 года не нужно будет учить иностранные языки. Так как уже к 2014 году широко распространится портативное устройство, которое за счет синхронного голосового перевода позволит непосредственно общаться людям, говорящих на разных языках. Дети будут жить в многонациональном обществе, где языковых границ больше нет.
В 2018 появится возможность виртуальной имитации жизни; будет создано устройство для загрузки информации непосредственно в кору головного мозга. Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию — таким образом, школы и вузы могут оказаться не нужными уже к 2025 году.
К этому же времени появится возможность программировать способности и полезные качества детей. Их воспитанием смогут заниматься роботы. А чтобы не травмировать родительские инстинкты, будут созданы «робот-ребенок» и «робот-няня». Вообще перспективы головокружительны, так как к 2030 году будет осуществлена тотальная чипизация человека, а также окажется возможной его генная модификация.
Ну, что же – вполне отчетливая и надежная карта на пути к полному рас-человечиванию человека. И если сидящим в зале участникам наших Чтений все это покажется бредом воспаленного воображения, не спешите браться за «Валидол» или вызывать «Скорую» для меня или для себя. Этот бред активно поддерживается некоторыми функционерами высокого ранга во властных структурах нашей страны. В свете такого рода «проектов» становится очевидным, что происходит кардинальная смена внутренних детерминант жизни современного образования. Главным его ориентиром (явно или – негромко) становится техническое и технологическое протезирование человека, замещение ими всего того, что раньше он делал руками и головой. Вот он современный ориентир: выпускник школы нужен здоровый (физически), ловкий, конкурентоспособный, но простите, безмозглый.
Позавчера уже поздно вечером мне сообщили хорошую новость. Отложено рассмотрение форсайт-проекта и назначена новая дата его рассмотрения. Вы не поверите, когда я назову назначенную дату: 7 апреля! А это церковный праздник Благовещения!! На круглом столе «святые отцы» нам дали надежду…
Зачем я говорю об форсайте-проекте? Только чтобы показать реальные угрозы тому, что мы с вами делаем. СЛАЙДЫ с отрезанной головой. Обратить ваше внимание на тот государственный фон, в котором состоялся Форум в Калуге, воочию продемонстрировавший его участникам единение всех ветвей власти в признании актуальности проблемы духовно-нравственного растления нашей молодежи и единение в первом шаге: ввести ОПК, создать координационный совет при Правительстве области и законодательно все закрепить.
Надежда на регионы, на муниципалитеты, на вас, сидящих в зале. Не стоит ждать милостей от федерального министерства. Ищите другой Источник.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (Евангелие от Матфея)
В формировании культурной среды на основе Отеческой традиции необходим как я говорила в самом начале своего выступления, не бесплодный параллелизм или разрушительные несогласия, а согласие разногласного, то есть гармонизация. И в таком значении сокрыт ответ на вопрос. Кто должен преподавать ОПК в условиях, когда утрачены такие институты воспитания как семья, семья полная многопоколенная, армия, церковная община, крестьянский двор, дворянская усадьба, дворовые, и уличные, разновозрастные детские сообщества и многое другое. Кому доверить вхождение детей в Отеческую традицию? Кто хочет, чтобы дети жили радостно и счастливо? Родители, конечно, но им, родителям, кто сейчас может самим помочь?
Несколько слайдов, иллюстрирующих гармонию в преподавании ОПК в местах, где есть такие святыни как наша обитель. А теперь и Таруса говорит: «Это наша обитель». Учитель и священник взаимодополняют друг друга. У нас широко практикуются уроки-экскурсии в храм. Несколько слайдов это иллюстрируют. Игумен Марк, инок Максим, иеромонах Макарий, наместник, Владыка.
И наши дети. Приведу только один пример из опыта учителя.
Классный час назван «Мой вопрос священнику». Предварительно было обсуждение с о. Максимом, как лучше организовать встречу. Решили, что надо предложить детям записать вопросы, которые они хотели бы задать священнику. А уже потом договориться о дате классного часа. Встреча прошла как говорят иногда «на одном дыхании». Учителя и о. Максима поразила глубина вопросов, которые сформулировали дети, а также то, как они слушали ответы священника. Классный час обычно проводится после уроков, а поэтому никто и не заметил, что встреча продолжалась чуть больше часа! А когда о. Максим объявил, что пора заканчивать, потому что он ответил на все вопросы и что разговор длится более часа, дети удивились этому. На их лицах не было усталости, а прочитывалось желание разговаривать еще.
Приведу несколько детских вопросов к священнику.
Почему люди совершают грехи?
Какие грехи самые большие?
Куда попадают люди, которые в своей жизни сделали половину хорошего и половину плохого - в ад или рай?
Все ли дети попадают в рай от года до 10 лет?
Почему, если виноват один человек, Господь карает другого?
Можно ли избавиться от грехов?
Что надо делать, чтобы попасть в рай?
Чего не надо делать, чтобы не попасть в ад?
Почему простой человек, не священник, не может избавиться от грехов?
Какие грехи называют смертными? Почему?
Куда попадает человек, если в жизни он совершил только один грех, но смертный?
Когда люди ссорятся, это грех?
Когда люди льстят, Бог знает?
Меня мама спросила: кто создал мир? Сначала Бог создал природу, а потом природа создала человека? Или Бог создал человека? Помогите нам ответить на этот вопрос.
Как выглядят демоны?
Скажите, пожалуйста, в раю и в аду такая же жизнь как на земле? А есть вторая жизнь, когда человек умирает и рождается в другом?
Если я совершила грех, но не пошла в церковь, но очень каюсь в этом. Я всё равно попаду в рай?
Мне бы хотелось быть добрее. Как мне таким стать?
Но на этом учитель не остановился и по мой просьбе через месяц на уроке ОПК дети записали свои впечатления от встречи со священником и задали еще один вопрос, на который они хотят получить ответ батюшки.
Что мне больше всего запомнилось после встречи с отцом Максимом?
Если совершишь даже небольшой грех, то он разрастется в большую проблему. Грех влияет на здоровье.
Я спрашивал о том, как избавиться от греха. О.Максим ответил, что это надо делать в храме. Можно и дома, только надо искренне каяться.
Если человек искренне кается, то он плачет…
Подробное объяснение, как надо прожить жизнь, чтобы не попасть в ад.
На каждый вопрос о. Максим давал ответ. Такой разговор понравится даже человеку, который не верит в Бога.
Если ты умер, то твоя душа продолжает жить. И за нее идет спор: куда ее отправлять? На мучение или на вечную (сначала было написано «хорошую», но потом зачеркнуто) жизнь?
Нужно уметь прощать, нельзя на кого-нибудь держать зло.
Самые плохие поступки – убийство, зависть…
Когда родился Сын Божий, то зародилась любовь, потому что Бог есть любовь.
Какие у меня появились вопросы к священнику?
Куда попадает человек, который не верит в Бога?
Откуда на свете появился грех?
Почему боязнь согрешить называют страхом Божьим?
Почему люди заходят в храм и плачут?
Как готовиться к исповеди детям?
Можно ли ходить в церковь только в пост?
Что делать, если во время Дня рождения по календарю пост?
Иисус Христос когда-нибудь придет, вернется в земную жизнь?
Таким образом, курс «Основы православной культуры» осваивается младшими школьниками и через такую форму как урок-экскурсия, где дети непосредственно в храме знакомятся с тем, что представлено в учебнике А.В.Бородиной. Эффективность приобщения детей к духовной традиции достигается проведением классных часов, подобных тому, о котором я рассказала.
И последнее. Каждый участник чтений получил в подарок газету. Как вчера заметил В.С.Бабурин, газета и сегодня исполняет роль мощного средства влияния на человека, и его пока никто еще не отменял. Поэтому скажу несколько слов о газете для учителей и родителей «Боровский просветитель». Появлению газеты способствовали два условия, сложившихся в Боровском районе к началу 2010 года:
1) участившееся размещение в еженедельной газете «Вестник» проблемно-аналитических статей, репортажей, интервью, отражающих системное внедрение курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры» в общеобразовательных школах Боровского района, а также других материалов, рассказывающих о православных гимназиях, детских общинах, кадетских классах Калужской области и других регионов России;
2) привлечение в редакционную коллегию издательства монастыря педагога-исследователя, который ведет научно-методическую работу по формированию культурной педагогической среды на основе духовной традиции Православия в рамках муниципального проекта.
Концепция газеты построена на двух основаниях: 1) сбор материалов, способствующих сближению и согласию светских людей и людей, живущих церковной жизнью в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; 2) донесение смысла обращения «Просвети и настави нас, Богочеловече!» до конкретного адресата (учителей, воспитателей, социальных педагогов, родителей). «Просветить» означает «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце». Известно, что до революции, в России просвещенным называли человека, который согреваемый чистою нравственностью обладал духовным зрением на истину, доблесть, долг, цель и смысл жизни. Мы хотим, чтобы и нашим читателям по их усердию Господь даровал такое зрение, чтобы они посредством еще одной новой газеты Свято-Пафнутьева монастыря получили возможность вкусить пищу из неиссякаемого Источника. Известно, что в христианской традиции под пищей, хлебом понимается не только собственно хлеб и материальная пища, но и пища духовная. Как сказано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Матф. 4, 4). Следуя такому пониманию, мы и назвали нашу новую газету «Боровский просветитель».
Целенаправленность таких материалов очевидна: всеми имеющимися у православных журналистов средствами оказать поддержку созидательным, позитивным процессам в современной школе, помочь школе стать преддверием Церкви, объединить всех, кто сегодня в нарастающей духовной борьбе сражается на стороне Добра, всеми силами стараясь сохранить детские души.
Россия испокон века была социокультурной и духовной средой, питающей и взрослых и детей истинным смыслом жизни в Добре, Радости, Любви. Бог – совершенное благо! Он ничего не выбирает, он всегда свободно пребывает в Добре. А мы люди, постоянно находимся в ситуации выбора. Наивысшая свобода – выбор Добра и пребывание в постоянном делании Добра - доброделании. У человека свобода проявляется в возможности не грешить, не впадать в зависимость, но еще большая свобода – творить Добро. Святые не способны делать зло не потому, что это нельзя, запрещено, а потому, что они достигли такого состояния, что каждое мгновение устремляются к Добру, делают добро, у них деятельное Добро. «Да познайте Истину, и Истина сделает вас свободным», говорил Ап. Павел. Обращаюсь ко всем учителям, преподающим ОПК: Идите и проповедуйте как апостолы, познавайте Истину и творите Добро. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Ев. от Матфея).
Как нелегко консолидироваться вокруг непреходящих абсолютных ценностях! Только вчера на Круглом столе единодушны были в признании проблемы духовно-нравственного состояния наших детей и молодежи. Признали актуальным введение в школах предмета ОПК как спасительного восполняющего дополнения базового содержания школьных дисциплин, как того, что можно назвать солевым раствором, пропитывающим уклад школьной жизни, обеспечивающий сохранность внутреннего мира растущего человека от соблазнов и разрушительных пороков окружающего мира. И вдруг сегодня звучит заявление одного из участников Круглого стола о том, что не все так страшно. Оказывается в нашем государстве, в нашем регионе столько много делается! А никто и не оспаривал вчера, что не делается. Делать можно много. Но совсем не то! Проблема духовно-нравственного состояния общества, человека стоит очень остро. Поэтому не стоит лакировать и оправдывать действия государства. Если бы в верном направлении все делалось, то не прозвучало бы предложение Губернатора ввести предмет ОПК во всех школах. Наш муниципальный проект решает именно проблему формирования духовно-нравственной личности средствами образования. Культурная педагогическая среда образовательного учреждения есть то недостающее условие, которое и обеспечит полноценное качество образования и воспитание и развитие настоящего патриота и гражданина нашего Отечества.