Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

Движение "Переправа" как современная форма воцерковления молодежи

Дорогие участники Чтений!

Я представляю культурно-просветительское сообщество «Переправа», а точнее - его печатный орган, журнал «Шестое чувство», главным  редактором которого являюсь. «Переправу» мы называем еще «духовно-светским сообществом», в воспоминание духовно-светского пути воцерковления людей, изложенного в трудах русского философа Константина Леонтьева.

«Переправа» была основана в конце 2006 года. Концептуальный стержень журнала и главная задача - вносить посильную лепту в возрождение интереса соотечественников к своим духовным истокам  - к святому Православию. Специфика работы определяется  нашей основной аудиторией, которая представлена социально активной частью общества, которая, так или иначе, влияет на состояние дел в государстве. Это - бизнесмены, предприниматели, работники банковской системы, чиновники, госслужащие и работники аппарата президента на местах, образованная молодежь, в том числе и та, что вовлечена в современную политическую деятельность.

Вот только один штрих нашей работы: по согласованию с одним из  единомышленников по «Переправе», ректором Волго-Вятской академии госслужбы при Президенте РФ, мы проводим там для ее слушателей семинары и встречи, цель которых - пробудить искренний и честный интерес молодых людей к своему внутреннему миру, обнаружить в себе потребность в покаянии и вере, понять основные причины проблем, мучающих человека и общество. Так мы постепенно выходим с ними на тему Православия, и как знать, может, в недалеком будущем среди выпускников Академии появятся верующие госслужащие.

Способ работы с аудиторией - личные контакты, встречи, семинары. Возглавляет «Переправу» общественный деятель, кандидат исторических наук, советник по экономике губернатора Нижегородской области Александр Нотин. Он же был советником Шанцева в бытность того вице-мэром Москвы, председательствовал в одном из известных российских банков, который подвергся дефолту в 1998 году. Были пережиты тяжелые времена и только в святом Православии обретено подлинное утешение и смысл жизни. Своей радостью прихода к осознанной вере Александр Нотин делится теперь с другими предпринимателями - и не только с ними. Мы с ним познакомились на подворье Марфо-Мариинской обители под Волоколамском.

Александр Нотин оказывает активное содействие в восстановлении подворья, возглавляет его Попечительский совет. Наша встреча была неслучайной. Мы разработали концепцию «Переправы» и его печатного органа и в 2007 году встретились со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он внимательно изучил  содержание и одобрил нашу инициативу, сказав при этом, что журнал «Шестое чувство» и его главный редактор должны быть гарантом богоугодности деятельности «Переправы». Дело в том, что в течение шести лет я нес послушание референта Патриарха и, по существу, будучи выпускником журфака МГУ, был его личным журналистом. Напутственное письмо Святейшего мы бережно храним как знак высокого Патриаршего доверия и стараемся его оправдать.

Лекторами «Переправы» на сегодняшний день являемся мы все: Александр Нотин, литературный редактор «Шестого чувства»; известный писатель Василий Ирзабеков - азербайджанец по национальности и наш брат во Христе, издавший недавно прекрасную книгу «Тайна русского слова»; мое недостоинство, а также наши единомышленники на местах. Переправа имеет свои филиалы в нескольких городах - в Питере, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове-на-Дону. Их, как правило, представляют священнослужители и образованные миряне. Мы используем возможности радио и телевидения, выступаем по «Радонежу» и «Народному радио». Особенности нашей работы с людьми - опора на рациональный способ богопознания, постепенная подготовка аудитории к восприятию основ святоотеческого наследия.

Особое внимание мы уделяем молодежи. Сегодня весьма распространен стереотип, что молодежь нас не слушает, что она сама во всем разберется и все как надо поймет. Что у нас нет с ней общего языка. Что ж, есть обкуренная и пьяная, развратная молодежь - но даже и на ней нельзя ставить крест. Есть молодежь, поклоняющаяся мамоне. С ней сложнее, потому что там царствует молодая и неуемная гордыня, но мы работаем и с ней. Есть учащаяся, университетская молодежь. Там преобладает рационализм. Есть молодые люди, организованные в партии и движения. У них, как говорится, своя идеология. В общем, проблема отцов и детей существовала всегда, но преодолевается любовью, мудростью и правдою взрослых.

Правда же в этом мире для нас, христиан, неотделима от Господа Иисуса Христа, от святой Православной Церкви, от православного святоотеческого духовного образа жизни, который открывает человеку глаза на себя, на мир и на Бога и дает возможность все правильно понимать, искать верные ответы на все вопросы и не впадать ни в иллюзии, ни в отчаяние.

Сегодня существует важный фактор, помогающий навести мосты с молодыми. Это - всеобщий глобальный кризис. Его финансовая составляющая - лишь малая надводная часть айсберга. Но именно в этой сфере происходят одни из самых серьезных разочарований молодежи, нацеленной на удачу и богатство. Оказывается, много денег у всех быть не может. Жить так, как живут сегодня в США, всем невозможно. Они потребляют 40 процентов всей мировой продукции и выбрасывают при этом в атмосферу 60 процентов всех отходов. И если мы, хотя бы отчасти, начнем приближаться к их образу жизни, весь мир взлетит на воздух. Оказывается, что деньги сегодня совершенно не имеют должного золотого обеспечения, обесцениваются и теряют всякую силу. Банкротство банков, дефолты, падение курса рубля и доллара выбивают почву из-под пьедестала всесильного мамоны. Всеобщая материальная удача оказывается мифом и блефом. Люди, в том числе и молодые, чувствуют великую фальшь в финансовой сфере, всю ее эфемерность, жестокость и ненадежность. Фетиш золотого тельца, богатства и изобилия рушится и не оставляет никаких надежд. И молодежь все это интуитивно ощущает и ищет выход.

Но где выход? В политике? Да, сейчас образуются молодежные движения типа «Наших». Там есть хорошие ребята, многие из них имеют организаторские способности, могут руководить людьми. «Переправа» знает об этом не понаслышке. Мы общались с политизированной молодежью, периодически встречаемся с ней на Селигере. Но в их деятельности нет четких программ и конкретных общественных задач. Большей частью их политическая активность связана с созданием массовки для поддержки той или иной акции партии-куратора, им разрешают кричать политические «кричалки», размахивать плакатами перед теми или иными консульствами, проводить междусобойные сборы. Все это выглядит, увы, очень поверхностно и, во всяком случае, весьма далеко даже от тех акций, которые проводил в свое время советский комсомол. Кроме того, во всех современных движениях нет по-настоящему конструктивной идеологии, потому что идеи Православия и патриотизма там являются либо маргинальными, либо их вообще нет.

При общении с думающей молодежью «Переправа» приходит к выводу, что в молодежной среде ощущение кризиса постепенно распространяется и на политическую область. Молодежь ощущает банкротство всех современных политических форм власти: тоталитарной, коммунистической и либерально-демократической - как совершенно чуждых всей 1000-летней исторической традиции государственного устройства России.

В области идеологии тоже  глубочайший кризис. С момента развала СССР и до сих пор нет никакой созидательной и консолидирующей всех граждан идеологии, хотя весь предшествующий опыт России показывает, что вне христианства все в России рано или поздно распадается и рушится. Но нынешние идеологи России из-за вовлеченности в общеглобалистские процессы не спешат воспользоваться светлыми принципами Православия в устроении жизни общества. А без Христа мы все приближаемся к мучительному и бесславному концу. Это - исторический факт. Сегодняшняя идеология многих молодых - «все и сейчас», пронизана духом потребления. Однако ветер событий в финансовой сфере, как уже было сказано, заваливает и этот очередной карточный домик на песок. Массовое превращение молодежи в олигархов не состоялось. Уместно привести по этому поводу пословицу, которая мне известна как арабисту, специалисту по Ближнему Востоку: «Ана амир ва анта амир, ва манн ясуку-ль хамир?!». В переводе это звучит  так: «Я эмир, и ты эмир... А кто же погонит ослов?»

В качестве грубой ответной реакции на невозможность всеобщего обогащения молодежь генерирует идею тотального угара, бешеного веселья, желания, как они говорят, «зажечься и оттянуться». Но пир во время чумы имеет только один конец - деградацию и суицид. Инстинкт же самосохранения подсказывает молодым, что подобный принцип жизни смертельно опасен и потому неприемлем.  И тогда молодежь обращается к культуре - но там тоже напрочь посечены добрые традиции, нет интереса к книгам классиков русской словесности, все выродилось в детективы и скабрезности, в передачи «ДОМ-2», в эстрадную пошлость и нигилизм армии гнусных юмористов, в безнравственные мультфильмы телеканала 2Х2, в циничную «Школу» Гай Германики.

В религиозной сфере тоже отнюдь не все гладко. Те современные формы религии, которые предлагают молодежи либеральные политтехнологи и психологи, представляет собой эклектику, принцип всеядности и враждебности к традиционной христианской нравственности.

В этих условиях единственным выходом из обвального кризиса и духовной бессмысленности - обращение к традиционной вере, ко Христу, к спасительному и созидающему душу святоотеческому наследию. Встречаясь с молодыми, мы видим, что в их душах есть сугубый интерес к миру православной духовности  - несмотря на все стереотипы, которые СМИ внедрило в их сознание относительно Церкви и ее людей. Живые встречи рушат предубеждения и показывают, что все мы - живые люди, желающие блага и ближнему и стране в целом. Но залог успеха в работе с молодежью, которая чрезвычайно чутко воспринимает всякую фальшь - это личность лектора и наставника, его собственная жизнь не по лжи, его глубокая вера, его нравственная чистота, широкая эрудиция, доброе сердце, терпение и сострадание к потерянному поколения, имя которому - наши родные дети.

Два слова о журнале: его авторы - известные специалисты в экономике, финансах, политике, дипломатии и религии. В редакционный совет входят замечательный русский писатель Валентин Распутин; известный леонтьевед, главный научный сотрудник института философии РАН, завкафедры философии, политологии и культуры Дипакадемии МИДа РФ Константин Долгов; главный редактор церковно-исторического альманаха «К Свету» игумен Петр Пиголь; редактор одного из старейших образовательных журналов России «Народное образование» Александр Замостьянов; директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников; ректор Волго-Вятской академии госслужбы при Президенте РФ Владимир Мальцев. Не так давно ушел из жизни Савва Васильевич Ямщиков - яркий общественный деятель, главный реставратор России, член редсовета журнала и один из его постоянных авторов на протяжении всех трех лет нашего существования.

В фойе вы можете взять номера журнала и ознакомиться с его содержанием. Заранее прошу прощения за некоторые корректорские неточности. У нас очень маленькая редакция и иногда не хватает глаз, чтобы за всем уследить. Это, впрочем, не оправдание, а пояснение.

Кстати, в нашем последнем номере вы найдете конструктивную карикатуру на министра образования и науки А. Фурсенко, перепечатанную из журнала «Человек и закон». Несколько лет назад министр в интервью журналу «Профиль» сказал нечто следующее: «Ребятам совсем не обязательно быть религиозными, им достаточно соблюдать десять заповедей. А первая заповедь гласит: «Аз есмь Бог твой...»». Вы представляете, ЧТО он сказал? Вот так. Но сопротивление в министерских структурах введению «Основ православной культуры» сегодня по-прежнему сильное - и статья в нашем журнале доктора юридических наук И.В. Понкина - тому яркое подтверждение.

Борьба продолжается.

 

Протоиерей  Михаил Ходанов,  

главный редактор журнала «Шестое чувство»

Другие статьи номера
Православный календарь