Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

Выступление Н.О. Криволуцкой

Ваше высокопреподобие,  уважаемые участники чтений!  Мы очень благодарны организаторам чтений за возможность рассказать о результатах работы нашей школы и поделиться накопленным опытом.

За годы ведения  курса «Основы православной культуры» в нашей школе произошли большие позитивные изменения. И они касаются,  в первую очередь,  нашей педагогической культуры. Именно она стала тем скрепляющим материалом, с помощью которого сформировалась модель педагогической среды нашей школы, основу которой составляют духовные и нравственные ценности Православия. Это и позволяет нам сегодня строить взаимоотношения с родителями наших воспитанников на достаточно высоком культурном уровне. Об этом я и расскажу.

Аккуратно и ненавязчиво, но вместе с тем очень убедительно стали мы доводить до родителей тот огромной пласт нашей отечественной культуры, который практически для большинства наших родителей сокрыт. А делаем мы через знакомство родителей   с учебниками А.В. Бородиной. Лично я всегда в таких  беседах  с родителями не боялась признаться, что сама учусь с детьми по этим книгам. Может именно это признание  и помогло  заинтересовать родителей. О том, что это удается делать, свидетельствуют примеры, когда дети могут  не принести учебник по ОПК и на мой вопрос о причине, робко говорят, что мама взяла его  почитать  и не вернула. …

Работа с семьями наших учеников очень обширна . И здесь конечно же хороши все известные формы воспитательной работы:

Родительские собрания (классные, общешкольные). На которых  администрация и кл. руководители  доносят до родителей  всю важность воспитания  детей в Православных традициях и  о той работе, что ведется в нашей  школе уже много лет  Родители стали чаще обращаться к учителям за разъяснениями  

Индивидуальные беседы  с родителями.   Которые происходят всё чаще и чаще… Родители перешли на более доверительные отношения с учителями. Чаще просят совета в воспитании их детей…

Все наши учителя стараются  донести до родителей, что новый, нравственно-ориентированный курс ОПК открывает перед ними  дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для детей.

Просим родителей разговаривать с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

В своих беседах с родителями,  я просила уделить  время ребёнку и в выходные  дни прочитать  пройденный за неделю урок.  Просила задать ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для родителей.

Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Постепенно родители оказались вовлечены во всю нашу урочную и внеурочную деятельность: поддерживают паломнические поездки, стараются  готовить детей к участию в районных фестивалях «Вифлеемская звезда» и «Пасха красная», помогают изготавливать поделки, приносят литературу, диски с фильмами  и даже принимали участие  в оформлении кабинета ОПК.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы.

Систематически в школе мы проводим анкетирование, как среди школьников, так и среди их родителей. Хотелось бы отметить, что на вопрос: «Нужно ли в общеобразовательной школе вести предмет ОПК» мы ни разу не получили отрицательного ответа. Конечно, были воздержавшиеся…. Но противников не было никогда! И это учитывая  тот факт, что в школе почти 15% детей  иных вероисповеданий.  И именно эти дети, отвечая на вопрос анкеты : «Что мне дают уроки ОПК» ответили, что хотели бы знать больше о культуре той страны, где они проживают в данное время.

Совсем недавно нам, учителям, ведущим выпускные 4 классы,   пришлось  на родительском собрании представить новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Лично для меня это собрание было очень значимым. Родителям предстояло вновь сделать свой выбор среди модулей. Конечно же, все единогласно выбрали курс ОПК.  Родители признали давно важность и необходимость преподавания ОПК. И теперь они поддерживают введение предмета в сетке часов.

Я  предложила   родителям  познакомиться  с содержанием учебных пособий по другим модулям, мотивируя тем, что тогда они смогут  вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Говорила о том, как важно воспитывать  у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. 

Совсем недавно вышла в свет  статья  В.В. Путина «Россия: национальный вопрос». В статье премьер  высказался за  внедрение новых «патриотических» стандартов в образовании и культуре,  отмечая, что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России».

«Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью».

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным.

Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Курс  ОПК  в школе — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

В заключении своего выступления я искренне хочу  поблагодарить и администрацию нашего района, и Людмилу Сергеевну , и автора очень значимого для всех  районного проекта –Тамару Викторовну за то, что они нас очень вовремя направили, помогли с учебными пособиями , курсовой подготовкой учителей, всячески поддерживают работу по духовно-нравственному возрождению нашего подрастающего поколения. Спасибо вам за правильный старт , который был положен более 5 лет назад.

 

Наталья Олеговна Криволуцкая, учитель начальных классов и предмета «Основы православной культуры» МОУ «СОШ №3 г.Балабаново»

Другие статьи номера
Православный календарь