Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Выступление Н.О. Криволуцкой
Ваше высокопреподобие, уважаемые участники чтений! Мы очень благодарны организаторам чтений за возможность рассказать о результатах работы нашей школы и поделиться накопленным опытом.
За годы ведения курса «Основы православной культуры» в нашей школе произошли большие позитивные изменения. И они касаются, в первую очередь, нашей педагогической культуры. Именно она стала тем скрепляющим материалом, с помощью которого сформировалась модель педагогической среды нашей школы, основу которой составляют духовные и нравственные ценности Православия. Это и позволяет нам сегодня строить взаимоотношения с родителями наших воспитанников на достаточно высоком культурном уровне. Об этом я и расскажу.
Аккуратно и ненавязчиво, но вместе с тем очень убедительно стали мы доводить до родителей тот огромной пласт нашей отечественной культуры, который практически для большинства наших родителей сокрыт. А делаем мы через знакомство родителей с учебниками А.В. Бородиной. Лично я всегда в таких беседах с родителями не боялась признаться, что сама учусь с детьми по этим книгам. Может именно это признание и помогло заинтересовать родителей. О том, что это удается делать, свидетельствуют примеры, когда дети могут не принести учебник по ОПК и на мой вопрос о причине, робко говорят, что мама взяла его почитать и не вернула. …
Работа с семьями наших учеников очень обширна . И здесь конечно же хороши все известные формы воспитательной работы:
Родительские собрания (классные, общешкольные). На которых администрация и кл. руководители доносят до родителей всю важность воспитания детей в Православных традициях и о той работе, что ведется в нашей школе уже много лет Родители стали чаще обращаться к учителям за разъяснениями
Индивидуальные беседы с родителями. Которые происходят всё чаще и чаще… Родители перешли на более доверительные отношения с учителями. Чаще просят совета в воспитании их детей…
Все наши учителя стараются донести до родителей, что новый, нравственно-ориентированный курс ОПК открывает перед ними дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для детей.
Просим родителей разговаривать с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
В своих беседах с родителями, я просила уделить время ребёнку и в выходные дни прочитать пройденный за неделю урок. Просила задать ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для родителей.
Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Постепенно родители оказались вовлечены во всю нашу урочную и внеурочную деятельность: поддерживают паломнические поездки, стараются готовить детей к участию в районных фестивалях «Вифлеемская звезда» и «Пасха красная», помогают изготавливать поделки, приносят литературу, диски с фильмами и даже принимали участие в оформлении кабинета ОПК.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы.
Систематически в школе мы проводим анкетирование, как среди школьников, так и среди их родителей. Хотелось бы отметить, что на вопрос: «Нужно ли в общеобразовательной школе вести предмет ОПК» мы ни разу не получили отрицательного ответа. Конечно, были воздержавшиеся…. Но противников не было никогда! И это учитывая тот факт, что в школе почти 15% детей иных вероисповеданий. И именно эти дети, отвечая на вопрос анкеты : «Что мне дают уроки ОПК» ответили, что хотели бы знать больше о культуре той страны, где они проживают в данное время.
Совсем недавно нам, учителям, ведущим выпускные 4 классы, пришлось на родительском собрании представить новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Лично для меня это собрание было очень значимым. Родителям предстояло вновь сделать свой выбор среди модулей. Конечно же, все единогласно выбрали курс ОПК. Родители признали давно важность и необходимость преподавания ОПК. И теперь они поддерживают введение предмета в сетке часов.
Я предложила родителям познакомиться с содержанием учебных пособий по другим модулям, мотивируя тем, что тогда они смогут вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Говорила о том, как важно воспитывать у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совсем недавно вышла в свет статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос». В статье премьер высказался за внедрение новых «патриотических» стандартов в образовании и культуре, отмечая, что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России».
«Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью».
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным.
Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Курс ОПК в школе — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.
В заключении своего выступления я искренне хочу поблагодарить и администрацию нашего района, и Людмилу Сергеевну , и автора очень значимого для всех районного проекта –Тамару Викторовну за то, что они нас очень вовремя направили, помогли с учебными пособиями , курсовой подготовкой учителей, всячески поддерживают работу по духовно-нравственному возрождению нашего подрастающего поколения. Спасибо вам за правильный старт , который был положен более 5 лет назад.
Наталья Олеговна Криволуцкая, учитель начальных классов и предмета «Основы православной культуры» МОУ «СОШ №3 г.Балабаново»