Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

Развитие концептуальной основы и учебно-методического преподавания предмета ОПК в контексте ФГОС (второго поколения)

Выступление Аллы Валентиновны 10 февраля 2012 года на научно-практической конференции «Опыт проектной работы по развитию культурной педагогической среды школы и перспективы организации   системного преподавания «Основ православной культуры» при введении   ФГОС второго поколения» (Педагогическая секция « XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, Боровский район Калужской области, МОУ «СОШ №3» г. Балабаново). 

 

Досточтимые отцы, представители системы  образования,

 уважаемые педагоги!

 

Говоря о развитии концептуальной основы и учебно-методического преподавания предмета ОПК в контексте ФГОС (второго поколения), мне бы хотелось, прежде всего, напомнить о необходимости сохранять историко-культурологическую концепцию курса. Вчера в своём докладе я уже говорила об этом и приводила примеры того, как содержание легко подменяется, если нет опоры на исторические материалы или исторические факты подтасовываются.  Об этом говорили и другие  выступающие.

К этому хочется добавить, что продолжения развития требует гражданский и религиозный патриотизм, который всегда составлял одну из ярких характеристик нашего учебно-методического комплекта, главную его воспитательную концептуальную линию. Эта патриотическая направленность УМК становится всё более актуальной в русле современной государственной политики.

К примеру, мы видим сейчас одну из статей на сайте Правительства России, в которой говорится о нашем УМК. Вот вы видите мою статью по интересующей нас проблеме в журнале «Человек и закон» за февраль 2009 года. Статья обстоятельная, очень большая, я показываю только две первых страницы. Обратите внимание, какое название дали этой статье «Уроки религии – норма светского государства». Вскоре после этой публикации и был Указ Президента России об изучении основ православной культуры и других религиозных культур.

Одной из последних важных тем, обсуждаемых на самом высоком государственном уровне, является приобщение мигрантов к российской культуре. И в этой связи на официальном сайте Кремля была публикация, в которой отмечалась наша программа, УМК и системный опыт преподавания по нашему курсу в Боровском, Тарусском районе, в Балабаново Калужской области: «В этом смысле заслуживает изучения интересный опыт преподавания культурологического предмета «Основ православной культуры» в школах Калужской области, разработанный А. В. Бородиной (www.opk.orthodoxy.ru)». И в конце делается вывод: «Таким образом, наряду с опытом других стран, прежде всего, должен быть воспринят национальный опыт. То, как это пытаются решить в Калужской области, заслуживает внимания». Приятно, что это очень оживило другие регионы, которые сразу после этой статьи тоже подключились к реализации идеи приобщения мигрантов к российской культуре.

Другие важные характеристики нашего УМК – православная каноническая выдержанность, методическая разработанность курса как воспитательно-образовательной системы непрерывного образования, нацеленность на повышение уровня образования. Как видим, это особенно привлекает  нашего заказчика – родителей, детей и педагогов. 70% педагогов, обучающих молодёжь  основам православной культуры, согласно отчётам из епархий, выбирают нашу программу, поэтому эти концептуальные основы должны получить дальнейшее развитие.

Следующим важным концептом и условием успешного развития является добровольность выбора учителем УМК, наличие и доступность качественного, апробированного программного и учебно-методического обеспечения. Успехи Боровского района я в значительной степени связываю именно с тем, что педагоги и руководители в Боровском районе сами выбрали наш УМК. Это обеспечило качество, углублённый интерес самого педагога, стремление к наращиванию содержания, оттачиванию методик.

Что же теперь представляет собой сегодня этот первый УМК «Основы православной культуры» и как он развивается? Он включает уже более 40 пособий, я покажу их и обращаю ваше внимание на то, что появилось нового и что появится в ближайшее время,  и как будет развиваться курс дальше, затронут ли его изменения, которые происходят в образовании. УМК для начальной школы полностью завершён по печатным изданиям, вышли рабочая тетрадь для 1 класса и пособие для учителей 4 класса. Идёт подготовка электронных вариантов пособий.

Когда-то, около 20 лет назад, одной из причин моего обращения к теме религиозно-культурологического образования было повсеместно наблюдаемое среди молодёжи убеждение, что Православие слишком просто и изучать в нём нечего. Уместно вспомнить, как первый учебник «Основы православной культуры» был воспринят народом, как люди шли на демонстрации и требовали введения в школьное образование курса ОПК с 1 по 11 классы по одному-единственному  учебнику, потому что увидели, что это интересно и не так просто. Нынешнее изобилие по моему УМК на самом деле не закрывает ещё даже половины того, что я бы хотела видеть. Поэтому работы ещё много. Сегодня приходится и перерабатывать пособия в соответствии с ФГОС (второго  поколения) и решать задачи их грифования .

К сожалению, есть серьёзные проблемы с распространением. Несколько раз мне приходилось слышать от педагогов, что у них на школу есть один мой учебник, его ксерокопируют в течение нескольких лет и так преподают.  В Боровском районе, благодаря умелому руководству, таких проблем нет.

Но в других местах чаще всего действуют звериные законы капитализма, сочетаясь с духовно-нравственной незрелостью чиновников, от которых зависит обеспечение школ учебными пособиями. И в обязательном порядке в школы сваливаются те УМК, которые учителя и родители не выбирают и детям которые не интересны. О демократических основах правительство говорит немало, а мнение по этому важнейшему вопросу главного специалиста, от которого зависит успех, – учителя –– никто не спрашивает. Я постоянно слышу жалобы от учителей: «Почему нам привезли УМК Л. Шевченко или А. Кураева,  не ознакомив нас вообще с этой темой и не спросив нас, с чем мы можем работать?». В результате нередко для галочки преподавание идёт по тем комплектам, которые навязали, а для работы учитель и родители за свои деньги приобретают то, что им нравится. Вот что делают  чиновники-коммерсанты в коррупционной системе, системе откатов. И это создаёт серьёзные препятствия для развития ОПК в целом. По моему мнению, это преступно – так расточительно относиться к бюджетным и родительским средствам, да ещё в период кризиса!  И даже можно не брать во внимание качество каких-то комплектов, даже не пытаясь их анализировать, достаточно сказать о таких важнейших факторах успешности преподавания – как кадровый и личностный факторы, фактор желания и готовности учителя преподавать курс. Качественного преподавания никогда не будет, если педагог не выбрал сам УМК, по которому он сможет работать. Складывается впечатление, что в государственных структурах, от которых зависит  религиозно-культурологическое образование сегодня, положительный результат не прогнозируется. Уже сегодня нередко у учителя возникает отвращение, раздражение, недоверие, вот результат политической недальновидности и коммерческой неуёмности. Безусловно, реакция на предметы, УМК, которые идут таким нечестным и навязчивым путём, будет отрицательной.

Меня радует только то, что мой УМК никогда никто не навязывал, его всегда выбирают профессиональные  учителя, заказчик образования, за мой УМК в некоторых регионах даже приходится бороться. Да, это тяжело. Зато, какой результат! Какие учителя, какие успехи ученические, какой огромный интерес к этому предмету! Сегодня мы видели 8 уроков в разных классах по нашему УМК, один другого лучше.

Важно сохранить то содержание, на которое отозвался заказчик образования, тот положительный опыт, который уже есть, нельзя гасить энтузиазм, желание учителей работать по этому направлению.

Сейчас изменилась ситуация с подготовкой учителей. Если раньше на курсы по ОПК шли учителя по желанию, сейчас их собирают в обязательном порядке для введения ОРКиСЭ.

В новом учебном году планируется включить изучение религиозной культуры в школьное образование.  Сегодня мы об этом слышим уже как о вопросе решённом. Конечно, этого события все давно ожидали, но процесс этот очень ответственный и сложный, и поэтому нам нужно стараться предвидеть все возможные проблемы. Конечно, нас интересует более всего проблемы, связанные с курсом ОПК (модулем ОПК).

Главная проблема заключается во взаимоотношениях курса ОПК и ОРКиСЭ. Она не нова, и я воспользуюсь уже готовым материалом – докладом специалиста по связям с государственными и общественными организациями образования Сектора ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Юренко Юрия Юрьевича, прозвучавшем на  Круглом столе «Преподавание курса ОПК в государственной системе образования», в г. Нижний Новгород 24–29 мая 2011 г.

«Важным вопросом является соотношение курса ОРКСЭ и тех курсов духовно-нравственной направленности, которые преподаются в субъектах федерации в рамках регионального компонента. Курс ОРКСЭ не должен подменять собой уже устоявшуюся практику преподавания духовно-нравственных дисциплин в рамках регионального компонента. Приведем цитату из письма директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ И. М. Реморенко от 25.11.2009 года № 03-2375.

«В регионах накоплен богатый опыт по формированию у обучающихся системы позитивных духовных и моральных ценностей на основе ознакомления с историей и культурой религий и основами этики.

Департамент обращает внимание на то, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить этот имеющийся опыт, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику».

Как мы знаем, региональные курсы по православной культуре преподаются в тех регионах, где сложились добрые отношения епархиального архиерея и главы субъекта федерации. Однако специфика нашей страны, раскинувшейся на 9 часовых поясов, такова, что добрые отношения церкви и представителей государственной власти характерны далеко не для всех регионов, в некоторых, например, в Красноярском крае, руководство поначалу отнеслось к курсу ОРКСЭ с большим недоверием, имели место проблемы в Новосибирске, Томске и Пензе.

Апробация ОРКСЭ открывает новый этап во взаимоотношениях Русской Православной Церкви с государством в образовательном пространстве постсоветской эпохи. Так как до этого периода вопрос о преподавании курсов по религиозной культуре не находил своей реализации на федеральном уровне и преподавался только в отдельных регионах. Основным положительным эффектом преподавания ОРКСЭ стало, пожалуй, то, что представители светской и духовной систем образования услышали друг друга и постепенно учатся работать вместе в вопросах подготовки учителей и систематизации методической базы».

 

Благодарю за внимание.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.