Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
О духовном опыте преодоления Смуты
Подобные Чтения, проводимые на разных уровнях, не есть очередная православная «тусовка», а наработка опыта соборного общения не только верующих людей, но и людей с другим мировоззрением. В этом общении мы пытаемся найти точки соприкосновения, найти то общее, что нас объединяет, то, что заложено в наших генах, то, чем мы напитались с детства от сосцов Родины, матери своей. Опыт соборного общения очень важен для нас в канун 400-летия обороны нашего монастыря от западной интервенции, которая и по сей день под разными видами продолжается. И эта сегодняшняя интервенция западной цивилизации будет продолжаться до тех пор, пока мы, как идолу, не перестанем поклоняться западным ценностям, пока мы не обретем свою, Богом данную самобытность, то, что нас всех может объединить и сплотить как единое целое.
Для меня праздник 4 ноября долгое время оставался загадкой. Что это еще там они придумали? Церковно-светский праздник, недоумевали многие, как альтернатива празднику Октябрьской революции? И только после того, как мы понемногу начали изучать в воскресной школе итоги Смуты XVII века и сопоставлять со смутой, начавшейся в 17-ом году XX века, для меня открылся совсем иной взгляд на единственный в своем роде церковно-светский праздник. Раньше я таким праздником считал 9 Мая, и действительно, после той кровавой войны что-то изменилось в мире, страсти человеческие приутихли ненадолго, но идеи утопические о строительстве светлого будущего не оставляли нас. После этой войны никакого внутреннего преображения не произошло: и вновь начались гонения на Церковь, на наши святыни, а это говорит о том, что сознание людей не изменилось, несмотря на миллионные жертвы Отечественной войны.
И сейчас, когда мы ностальгически смотрим на наши достижения при социализме, мы в основном говорим об экономических и социальных достижениях, вспоминая о времени, когда цены снижали. Но какой ценой мы достигли этого экономического роста, никто об этом толком не задумывается. В основе социалистических успехов - страдания наших соотечественников.
Экономика Российской империи в 1913-м году по темпу роста превосходила все европейские страны, и чтобы подорвать ее Европа развязала Первую мировую войну. Но внешнее благосостояние нашей страны не могло удержать ее от грядущей катастрофы, потому что задолго до этого началась великая смута в умах, и люди постепенно охладевали к предметам духовным. Вместо Царствия Небесного человек стал стремиться к раю земному, а на деле, когда грянул гром, всем нам открылся самый настоящий ад. Ад, которому мы не дали еще должной оценки. Фашизм, как чудовищное мировое помрачение мы осудили, а большевизм - нет.
Надо сказать, что немцы учились у нас, как строить концентрационные лагеря. Может ли какая другая страна в мире сравниться с нами по масштабам геноцида, который учинили большевики над своим народом? Фашистам такое, наверное, и не снилось, чтобы так беспощадно истреблять свой народ.
Нет, смута в умах наших еще не прошла, пока во многих городах России, в том числе и в Боровске, на соборных площадях, стоят памятники вождю пролетариата, пока наши улицы носят имена его сподвижников, смута продолжается. Смута в умах будет продолжаться до тех пор, пока мы в глубине сердца своего будем преклоняться перед западной цивилизацией, раболепствуя перед ней во всем, пока деньги, а не совесть, остаются мерилом всех наших «нравственных» ценностей и поступков, пока земные блага, а не духовные будут подвигать нас на добрые дела. Мы знаем из Евангелия: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). То, к чему мы страстно прилепляемся, тому мы становимся рабами.
Первопричиной всех кризисов и смут на Руси были не экономические, не политические предпосылки, а смута в умах, подмена истинных ценностей ложными: преобладание меркантильных, эгоистических интересов над интересами общественными, преобладание материальных земных благ над благами духовными. Пока мы будем в плену атеистического мировоззрения, ничего серьезно не изменится.
Благо нашего времени в том, что каждый из нас свободно может сделать свой выбор (несмотря на массовую пропаганду культа потребления). К каким основополагающим ценностям прилепится наша душа, чему она отдаст предпочтение? Выбор - за нами.
Какой же выбор сделали наши далекие предки 400 лет назад, какие исторические параллели мы можем провести сейчас? Тогда, в XVII веке, как и в начале XX века, нарушились вековые устои, великая смута одолела нашу страну. Это была гражданская война между разными партиями, течениями, слоями нашего общества. Запад только воспользовался нашими внутренними нестроениями, и не более. Только тогда, в XVII веке, мы чудесным образом обрели духовное единство, и внутренний враг отступил. Победа ковалась не физическим превосходством над внешним врагом - внутренними нравственными идеалами, идеалами Святой Руси. Только вера тогда могла объединить наш народ, ранее раздробленный в мелких меркантильных дрязгах, вдруг стал как одно целое. Это было действительно чудо преображения нашего народа. Были заложены твердые незыблемые принципы государственного правления. И действительно, последующее трехсотлетнее царствование династии Романовых подтвердило их стойкость и жизненность. Пока не наступила новая смута в наших умах.
Где те идеалы, вокруг которых может сплотиться народ сейчас? Попытка подражать Западу ни к чему хорошему не приводит. Запад никогда не откажется от своей цели: сделать Россию своим сырьевым придатком. И ни в какой золотой миллиард мы не войдем. Многолетний опыт поисков, хождений по мытарствам толкает нас к пониманию, что мы своими силами, без помощи Божией ничего толкового сделать не можем. Но чтобы Бог стал нашим помощником, от нас требуются немалые усилия для покаяния, изменения нашего сознания, перемены образа жизни, устремления себя к идеалу святости.
Готовы к такой перемене далеко не все, а потому все наши разговоры на подобных конференциях для многих остаются красивым сотрясанием воздуха и не более. А говорить надо, «ибо вера от слышания» (Рим 10:17).
Сегодня мы требуем с высокой трибуны практических дел и спешим рапортовать о содеянном, но это так напоминает нам недалекое советское прошлое. Наша задача - повлиять на мировоззрение людей. Если душа человека преобразится в Боге, она сама с радостью готова все исполнить, ибо за всякую добродетель Господь посылает нам благодатное утешение, которое куда больше всех наших человеческих похвал и наград. Наше дело только поддержать человека в его добрых начинаниях, и само дело пробьет себе дорогу.
Пока в наших умах смута, трудно говорить о каких-то внешних успехах, как бы мы себя не обольщали. А смута будет продолжаться до тех пор, пока мы не дадим должной оценки большевистскому террору, пока не снимем с пьедесталов вождей-кумиров, пока улицы наши названы именами государственных преступников. Трудно любить и защищать Родину, когда ее идеалы размыты.
Косность нашей пост-большевистской системы в том, что мы боимся проявить инициативу, оглядываемся на начальство, мы раздроблены, у нас нет внутреннего духовного единства.
Давно всем стало ясно, что мы должны во всей нашей образовательной деятельности отдавать предпочтение нравственным, а не экономическим приоритетам. В школьной системе воспитание должно занять должное место. Все это мы прекрасно понимаем, но мало, что делаем в этом направлении. Воспитание требует, особенно сейчас, больших усилий, требует нравственного подвига от самого учителя, а к этому подвигу мало кто готов: от самого учителя требуется внутренняя собранность, целеустремленность, у него должны быть твердые идеалы, которым он следует в своей жизни. Без этого его слова не будут иметь должного воздействия на учеников, никто таких воспитателей слушать не будет. А если в голове нашей смута и мы сами одержимы страстями, то какой свет мы можем дать нашей молодежи?
Наши Рождественские и Пафнутьевские чтения создают благоприятную атмосферу для обмена мнениями по самым разным проблемам. И конечно, сегодняшняя тема духовно-нравственного и духовно-патриотического воспитания современной молодежи важна и насущна. Но мне кажется, что она имеет второстепенное значение по сравнению с той смутой, с той неразберихой, которая продолжает пребывать в наших умах. Что мы можем дать детям, когда мы сами запутались в своей жизни, все ценности у нас перемешались, и мы не знаем, куда идти. «Врачу, исцелися сам» - говорит о таковых Господь.
Наши семинары с учителями, которые мы проводили два года подряд, и сейчас они, надеюсь, возобновятся, направлены на то, чтобы поменять в корне сформировавшиеся атеистические установки, взглянуть на мир глазами веры, приобщить наших педагогов к дарам благодатным, которые уготовил Господь для любящих его. Может ли это произойти в одночасье? Нет, это длительный процесс и прикровенный. Это великая тайна: когда и при каких обстоятельствах Господь касается нашего сердца.
Император Николай II при всех благоприятных внешних темпах экономического развития России (а надо сказать, что в его царствование население страны увеличилось на 50 млн.) скорбел душой, что ничего хорошего не сделал для своей страны. Он смотрел на нее духовными очами и так горячо любил свое Отечество, что готов был даже душу положить за своих верноподданных, только бы была для них духовная польза. И действительно, на своем личном примере в своей семье, как малой Церкви, он показал нам выход из сложившейся смуты. Это тот идеал святости, который Запад не может себе и представить. Он дан нам как путеводная звезда для грядущих поколений, для которых духовные ценности станут приоритетами в жизни: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам.» ( Мф. 6:33)
Для наших современников, пребывающих в состоянии духовной смуты, в состоянии отягощенности наследием советского прошлого и некоей безысходности, потерянности, неприкаянности, духовной расслабленности и слепоты единственным выходом представляется возвращение на путь покаяния по образу блудного сына, в лоно Матери Церкви, в объятия Отца Небесного.
Мученический подвиг святителя Гермогена в XVII века продолжил в XX веке святитель Тихон и весь сонм новомученников и исповедников российских. Их стояние в вере даже до крови, преобладание всего духовного над земным для нас является тем благодатным семенем, нестареющей закваской, идеалом святости, той надмирной, вневременной цепью, которая связывает нас с духовным наследием святой Руси.
Нет для нас лучшего идеала и лучшей идеи, вокруг которых должно созидаться и гражданское единство. Скажете: «Так это же сейчас невозможно?». Да, человеку это невозможно, Богу все возможно, но и от нас требуется некое приложение сил, Богу вспомоществующее. Бог дал нам сегодня свободу и зрит на наше сердце, к чему оно устремлено.
Тема духовной смуты и выхода из нее будет нами еще неоднократно рассматриваться на занятиях воскресной школы, и мы приглашаем вас на эти беседы в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Это не только осмысление сложнейшего периода русской истории, это тот духовный опыт, востребованный нашим временем, и мы призваны этот опыт преломить в нашей жизни и найти пути выхода из сложившегося ныне духовного кризиса.
Выходом из каждой смуты был всегда качественный скачок вверх для созидания нового соборного единства, в котором мы заново, после глубокого помрачения, обретаем духовную и национальную идентичность, укорененную на традициях, заново переосмысленных в современных реалиях. Это всегда путь преображения, путь по вертикали, отличный от горизонтального пути прогресса, предложенного нам западной цивилизацией. Достичь такого единства сейчас очень сложно, даже среди верующих людей. Мешает тому страстная наша природа. Нет взаимопонимания, нет взаимодействия, и некого винить. Для достижения соборного единства недостаточно человеческих устремлений, необходимо на то Божие благоволение: «Изволися Духу Святому и нам».
Проведение подобных Чтений на местном уровне и есть очередная попытка приобщиться к соборному духу, преодолеть ту внутреннюю разобщенность мнений, которая мешает нашему сотрудничеству, соработничеству, сотворчеству на благо нашей матери Церкви, нашего многострадального Отечества.
Аминь.