Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Введение
Для Боровского района 2012 год, объявленный Годом российской истории, ознаменован историческим событием четырехсотлетней давности.
В 1610 году Пафнутьев монастырь стал преградой на пути к Москве польско-литовских захватчиков. Героическая оборона под предводительством князя Михаила Волконского является на все времена образцом мужества и жертвенного подвига. Символическое совпадение исторической даты обороны монастыря с объявленным в России Годом учителя нашло отражение в содержании выступлений участников очередных, одиннадцатых по счету, ежегодных Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Чтения заняли достойное место в ряду совместных мероприятий Церкви и муниципальной власти по соборному подведению итогов и постановке новых задач.
Героическое наследие русского народа, исторические примеры и православные ценности являют для современного учителя твердую опору в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Воспитание патриота и гражданина нашей страны – актуальная задача современности, которая решается объединением усилий всех социальных институтов воспитания, среди которых велика роль Русской Православной Церкви. Чтобы пробудить в школе и обществе не только интерес к героическому наследию русского народа, но и понимание сути православного отношения к жизни, отраженного в словах псалма «Не в силе Бог, а в правде», с которыми шли защищать страну наши соотечественники, необходимо восстановить мировоззренческую основу утраченного уклада жизни русского народа, укорененного в Православии. Новый историко-культурологический курс «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной помогает учителям, детям и родителям продвинуться по этому пути. Размышления об опыте и перспективах преподавания курса ценны тем, что они принадлежат главе района, который понимает роль и место религиозно-познавательного курса в мировоззренческой основе современного образования. Своим выступлением в Год учителя глава района подтвердил курс образовательной политики муниципалитета на преемственность поколений и приоритет в формировании духовных, нравственных и культурных ценностей у детей и молодежи.
Богословское понимание исторической связи событий Смутного времени XVII века с современной ситуацией в российском обществе способствовало пробуждению гражданской активности педагогического сообщества, что нашло отражение в резолюции Чтений.
Вдумчивый читатель, познакомившись с выступлениями ученых, журналистов, педагогов, священников не только Боровского района, но и Москвы, Калуги, несомненно, увидит духовно богатый теоретический и научно-практический вклад этих людей в воспитание патриотов и защитников нашего Отечества на основе духовного и ратного подвига русского народа.
Редактор