Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

Наше будущее в нашем прошлом

Наше будущее в нашем прошлом, потому что прошлое не уходит в небытие, а органически врастает в настоящее и определяет будущее. История наших дней показывает преемственность духовных традиций, существовавших на Руси  издревле. Подвиги современных воинов: Евгения Родионова, Александра Железнова, Игоря Яковлева, Андрея Усова, псковских десантников, юношей по возрасту и совершенных мужей по духу показывают, что преемственность жертвенности, соборности, святости была и есть, их подвиги горят, как драгоценные камни в истории современной России.

«Не в силе Бог, а в правде» - эти  слова псалма многие знают с детства, в них заключается суть православного отношения к жизни.  С этими словами вышел на бой совсем юный князь Александр Невский, с малой своей дружиной, со слезами на глазах и с верой в сердце. Бог  дал в помощь Небесное войско, и оно поразило врагов, там, где дружины Александра Невского не было. Перед Куликовой битвой русские ратники шли на смертный бой, укрепляя друг друга словами:  «Не  в силе Бог, а в правде» и разбили Мамая. Когда у Москвы и вовсе не было войска, перед нашествием Тамерлана, весь город встал на колени, встречая икону Владимирской Божьей матери, и по указанию Пресвятой Богородицы Тамерлан бежал из России со своим войском.

Тысячелетняя история России  наполнена  бесчисленными примерами  мужества русских подвижников, не только воинов, но и тех, кто вдохновлял их на подвиги, кто не боялся говорить правду перед лицом смерти.

 Отечественная литература от «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» до наших дней в большинстве пропитана героико-патриотической темой. Историк В.А. Сапрыкин  пишет, что еще со времен древнерусского государства «К числу первичных, наиболее фундаментальных и древних свойств русского национального характера относится глубокое чувство независимости, воли, свободы и переплетающееся с ним мужество, стойкость, несгибаемость в самых трудных моментах жизни страны, всего народа» (2).  История показывает, что наши православные предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом, ту связь, которая возможна, потому что человек имеет бессмертную душу.  Духовность дает возможность необыкновенной свободы, освобождая от материальных условий существования, вне подчинения внешнему миру. Человек обретает великую свободу, определяющуюся свободой духа. Твердость в вере освобождала от страха смерти. Сергей Рыбаков, кандидат исторических наук,  в статье «Энергия преображения» пишет о том, что вера в древней Руси понималась  не как слепой фанатизм, а как принятие правды, нравственных законов. В культуре Киевской Руси проводилась идея о том, что знание не может существовать в отрыве от нравственности. Система просвещения и воспитания ориентировала русичей не на многознание, а на мудрость, понимаемую как сочетание целомудрия, правды и доблести. Мудрость олицетворяла собой  не столько познавательный, сколько нравственно-этический идеал, без которого осмысленная жизнедеятельность невозможна. Русскими людьми усваивалась религиозно-нравственная идея, согласно которой смыслом человеческой жизни является «спасение души». Именно эта идея формировала весь строй народной жизни, воздействовала на поведение и принятие решений. 

На Руси укоренялось понимание того, что отказ от нравственных устоев в масштабах общества влечет за собой потрясения и катаклизмы.  Изменить ход истории и исправить бедственное положение считалось возможным через нравственное обновление. В период бедственного положения, когда князья враждовали, а народ был инертным, страдая от раздробленности и иноземного нашествия, Серапион Владимирский, один из наиболее мудрых представителей православной Церкви, с болью в сердце обращался к соотечественникам: «Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши мертвыми на землю? Не уведены ли женщины и дети наши в плен? Не порабощены ли оставшиеся горькой неволей от иноплеменных?...Села наши сорняками поросли, и величие наше умерилось, красота наша погибла, богатство наше другим на пользу пошло, созданное нами поганые наследовали…Страдания и муки, дани тяжкие на нас не заканчиваются…». Серапион Владимирский видел нравственное оскудение Руси после погрома Батыева,  но не впадал в отчаяние, а призывал народ к духовному бодрствованию: «Молю вас, братия, узрите сердечным взором дела ваши. Прибегите к покаянию – и гнев Божий прекратится, казнимы будут томящие нас, в радости поживем на земле нашей» (1) В условиях современного общества важно не искажать причины нравственного оскудения России. Необходимо возродить и приумножить  традицию  воспитания  детей и молодежи  на примерах жертвенного служения тех, чьи мощи нетленные лежат и свидетельствуют о святости  подвижников земли русской. Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской -  и всех  не счесть, они вошли в историю героями-победителями, они не ушли в небытие, именно они составляют воинство Небесное и всегда готовы придти к нам на помощь, если мы будем  достойны их памяти: будем веровать и призывать в помощь Предводителя Небесного войска Бога нашего Саваофа. И тогда все силы небесные будут с нами.

Литература

1.      С. Рыбаков. Энергия преображения Ж. Наш современник //6, 2009.

2.     Сапрыкин В.А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность.  avt.miem.edu.ru/Kafedra/RT/Publik/posob_7_kt.html.

 

Наталия Ивановна Колесникова,

зав. библиотекой Калужского филиала Российского государственного аграрного университета Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева

 

Другие статьи номера
Православный календарь