Газета "Вестник" № 26 - 2015 г.

Послушная Церковь или послушание Церкви

Сегодня все чаще можно услышать возмущения о том, что Церковь постоянно принуждает людей к чему-то. Церковь заставляет поститься, молиться, она вмешивается в наши семьи и проповедует свою политику ведения семейной жизни, она проникла в школы и навязывает нашим детям православную культуру и т.д. Так ли навязчива Церковь на самом деле или просто грешный мир, словно неисправимый ребенок, продолжает учить жизни свою Мать?

Мнение о том, что Церковь – это сплошная система запретов, не ново. Но если копнуть поглубже, то можно заметить, что все эти жалобы не что иное, как   хорошо завуалированное самооправдание. Ведь не случайно говорят: лучшая защита – нападение. А как еще можно скрыть свою капризную натуру, как не тем, что выставить Церковь капризной.  «Все мне можно» (1 Кор. 6:12), – говорит апостол Павел, и эти наставления льстят свободному до неприличия обществу. Но когда мы говорим: «но не все полезно», это уже, по мнению мира, покушение на частную территорию и навязывание своего мнения обществу: «Откуда вы знаете, что мне полезно, а что нет?»

Но Церковь никогда ничего не навязывает, а вот мир делает это постоянно. Вместо того, чтобы изучать богослужение, раздаются голоса о том, что нужно переделать его на русский язык, чтобы таким образом Церковь подстроилась под нерадивое общество.

По первому требованию священник должен причащать опоздавших или отсутствовавших на Литургии, нарушая богослужебный порядок и Устав.

Люди просят венчания без росписи, чтобы, живя в блуде, можно было на Исповеди сказать, что ты венчаный и спокойно причащаться. «Батюшка, ведь штамп – это ничто», – говорят изворотливые мастера избегать ответственности.

«Церковь навязывает изучение православной культуры в школах», – негодуют те, кто забыл, что школы появились именно благодаря Церкви при князе Владимире, а учение первоначально состояло в освоении Закона Божия и церковных книг. 

Священник должен все знать, уметь общаться с сильными мира сего, пить с ними и уметь произносить тосты. Должен быть первоклассным строителем храмов, штукатуром и столяром, бухгалтером и предпринимателем, гинекологом и риелтором, политиком и блогером. Что это, как не навязывание духа мира человеку, проповедующему вечное спасение и заботу о душе!

На Радоницу священника постоянно просят отпеть очередного некрещеного. А когда священник пытается сослаться на каноническую базу, ему затыкают рот фразой: «Отец, ты просто цифру назови».

Общество, которое своим «богом в душе» никогда ни к чему не принуждается, постоянно указывает священнику, сколько должна стоить у него машина, часы или ряса, что он должен освящать и кого отпевать или венчать, что он должен делать, а чего не должен.

Мир отказывается замечать, что постоянно принуждает Церковь равняться на себя и подстраиваться под себя. Мир сам портит своих священников, и, как ни в чем не бывало, осуждает их личную жизнь. Священники ровно такие, каких мы достойны. И не нужно пытаться повлиять на Церковь. Как Мать, она всегда будет запрещать то, что вредно и пресекать то, что противозаконно.

Лучше будем влиять на себя, потому что принуждение уместно лишь в границах личного благочестия, а кто повышает голос на Мать (Церковь), тот, как сказал Господь, долго не живет (5 заповедь).

Иеромонах Роман (Кропотов)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.