Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 20 - 2016 г.

Лучший подарок Преподобному

Преподобный Пафнутий — дивный угодник Божий, просиял в подвигах добродетели более пятисот лет назад. Предстоя перед Престолом Божиим в лике преподобных, он и по сей день не оставляет своей обители. И мы, его чада, не должны забывать о своем непрестанном молитвеннике пред Богом, чтить его подобающим образом.

Но как бы вы, дорогие читатели, предложили почтить память преподобного Пафнутия? Ответы, наверно, будут самые разные: кто-нибудь скажет, что надо поставить ему свечку, по возможности — самую большую, кто-то решит заказать молебен, некоторые вспомнят об оформлении раки преподобного Пафнутия и попытаются украсить ее дорогими и красивыми цветами, кто-нибудь решит, что самым лучшим и приятным для преподобного Пафнутия знаком внимания будет украшение его раки золотом и серебром.

Вариантов может быть и больше — все они хороши, но не говорят о главном, о том, что действительно порадовало бы нашего преподобного отца. О том, что по-настоящему радует духовных отцов, сказал почти две тысячи лет назад апостол любви Иоанн Богослов: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Иоан. 1:4). Добродетельная жизнь, любовь к Богу и друг к другу — главное, чем мы можем порадовать основателя Боровской обители. Осознание того, что труды по созиданию обители были не напрасны, а добродетельная жизнь насельников и паломников монастыря оправдывает возносимые о них молитвы, должно вселять большую радость в сердце святого человека, который все переживает гораздо острее. Ибо, как говорил преподобный Силуан Афонский, «чем больше любви, тем больше страдания».

Мы называем отца Пафнутия преподобным. А кто-нибудь из вас задумывался, что означает это слово? Церковь разделяет святых по их жизненному подвигу и призванию на некоторые лики, или чины: апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, блаженные, праведные, страстотерпцы.

Апостолы — это посланники. Их призвал Господь для распространения благой Евангельской вести. Апостолы Христовы могли самостоятельно рукополагать не только дьяконов и священников, но и епископов. Те же, кто занимался миссионерством в последующее время, назывались равноапостольными, то есть по чести и призванию равные апостолам.

Пророки — это люди, которым Господь самым очевидным образом открывал Свою волю. Они буквально разговаривали с Богом. В Священном Писании постоянно говорится: «И было слово Господне ко мне...» (Иер. 1:11), «И сказал мне Господь...» (Иез. 44:2), «Издали явился мне Господь и сказал...» (Иер. 31:3). И чаще всего это касалось будущего. А простые люди весть о будущем, то есть о том, чего еще не было, называют пророчеством. Поэтому и человек, произносящий пророчество, именуется пророком.

Святителями называют людей, которые достигли святости в архиерейском сане. Как будто про них сказал Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми» (Матф. 5:16). Занимающие высшее положение в священной иерархии, святители как бы поставлены на подсвечник, чтобы светить примером своей добродетельной жизни.

Те, кто до конца претерпевал страдания (мучения) за Христа, получили наименование мучеников. Слово «мученик» в переводе означает свидетель. Их свидетельство о верности Единому Истинному Богу было настолько непоколебимо, что никакие мучения не могли отлучить их от любви Христовой (Рим. 8:39). За всю историю Церкви мучеников было очень много. Это, наверно, самая большая категория святых. Бывало, что христиан за раз убивали десятками тысяч. Языческий император Максимиан в 302 году, в канун Пасхи, сжег в Никомидийском храме сразу двадцать тысяч христиан. Однако Церковь из-за этого не только не уменьшалась, но, напротив, еще более возрастала. Кровь святых мучеников была тем живительным семенем, которое давало новую жизнь. Например, страдания святой великомученицы Екатерины привели к истинной вере более двухсот пятидесяти человек. Те же, которые достойно претерпевали страдания не ради Христа, а по людской зависти, именуются страстотерпцами.

Некоторые подвижники нарочно притворялись неразумными, за что терпели в свой адрес много насмешек и издевательств. Этих святых называют блаженными. По слову апостола Павла, они сознательно отвергли мудрость этого века и избрали безумство ради Христа (1 Кор. 4:10). Поэтому их назвают юродивыми (безумными) Христа ради. Юродство — это один из самых тяжелых подвигов, поэтому юродивых было всего несколько десятков человек.

Люди, которые, живя в миру, угождали Богу, называются праведными. Некоторые из них создавали семьи, растили детей и честно трудились, другие жили одиноко. Но было у них нечто общее: несомненная вера, горячая молитва и любовь к Богу и ближним. Благодаря их жизненному опыту, мы знаем, что спасение возможно и в миру. Угодить Богу можно в любом месте, было бы желание.

Достигавших святости в монашеском образе именуют преподобными. Преподобными они названы за то, что в добровольных подвигах покорили плоть духу, то есть вернулись в первоначальное святое состояние и стали подобны (преподобны) Христу как совершенному Человеку. Призыв к преподобию прозвучал еще на заре христианства из уст апостола Павла: «Подобны мне бывайте, как и я Христу» (1 Кор. 4:16, 11:1).

С тех пор стремление к преподобию никогда не оставляло человека. Каждый век просиял своими преподобными. И каждый из них внес свой бесценный вклад в духовно-нравственное преображение народа. Преподобный Пафнутий также оставил потомству бесценное духовное наследие — свою обитель и своих преподобных учеников, которые, как путеводные звезды, указывают путь в Царство Небесное всем ищущим спасения.

Другие статьи этого автора
Православный календарь