Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 4 - 2015 г.

О Таинстве Крещения

Многие из нас крещены, но немногие понимают, для чего это надо. Быть просто крещеным, но не понимать, для чего я крещен, — бессмысленно. Для такого человека величайшее из таинств Православной Церкви может быть даже в осуждение. Очень важно понимать, что такое Крещение, и еще важнее — жить соответственно Крещению. Ведь в Крещении человек не просто окунается в воду. Все гораздо серьезнее. В Таинстве Крещения человек отрекается от прежней греховной жизни и обещается быть верным Христу Богу и жить по Его святым заповедям.

Крещение — это новое духовное рождение для праведной жизни, в которой человек может по благодати Божией достичь Царствия Небесного. Таинством оно называется потому, что через него непостижимым для нас (таинственным) образом на новопришедшего действует незримая спасительная сила Божия — благодать. Это Божественное действие — глубокая тайна, а потому и само это действие именуется Таинством.

Для каждого, кто желает вечного спасения, крайне важно быть крещеным. Необходимость Крещения как духовного рождения для всякого человека, установлена Самим Господом Богом. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, — сказано в Священном Писании. — Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» (Ин. 3:56). Этими словами Спаситель сказал нам, что, будучи потомками первого грешного человека Адама, мы все рождаемся плотскими и грешными, то есть уже с рождения имеем в себе начатки греха, которые с возрастом становятся все серьезнее. Изменить этот приговор, который сам на себя навлек человек, может только Божественная благодать, которая и подается нам в Таинстве Крещения.

В Крещении человек умирает для греха и оживает для добра. Это самый главный момент в жизни христианина. Этот день всем нам нужно почаще вспоминать. В этот день сам человек (или его крестные за него) обещается Богу жить праведно и свято. И если после этого он все равно продолжает грешить, то нарушает свой же обет и становится пред Богом предателем и обманщиком. Все знают, что, дав обещание, нужно его выполнить. А если мы дали обещание Самому Богу, то как же мы согрешим, если не выполним его?

Мы уже упомянули о крестных или, как их еще называют,  восприемниках. Кто же такие крестные и для чего они нужны? Крестные — это люди, которые поручаются за новокрещеного, воспринимают его от святой купели, которые выражают за него (если он младенец) его веру в Бога, и впоследствии на них лежит обязанность научить молодого христианина основам Православной веры. А чтобы научить другого чему-­то, нужно сначала и самому это знать в совершенстве. Именно поэтому родители, выбирая крестных своим детям, должны подбирать людей глубоко верующих, живущих благочестиво и разбирающихся в православном вероучении настолько, чтобы быть в состоянии научить и своих крестников и ответить на их вопросы.

А вопросы будут всегда. Если человек действительно живет благочестиво или хотя бы пытается так жить, то у него всегда будет множество недоумений, в которых крестные и помогут ему разобраться. В этом смысле крестные могут даже заменить человеку его родителей, так как они занимаются  духовным воспитанием своего крестника. Неслучайно крестных называют  крестные родители.

Обычно крестные соответствуют полу своих крестников, то есть у мальчика крестным должен быть мужчина, а у девочки — женщина. Если же человек принимает Крещение в сознательном (взрослом) возрасте, то он может креститься и без крестных. Взрослый человек сам за себя несет ответственность и разобраться в своих недоумениях на духовном пути может самостоятельно, обратившись к священнику.

Самый важный момент, предваряющий Крещение, — это отречение от сатаны и всех дел его и сочетание со Христом. Как видимый знак своей перемены, человек даже плюет на запад (запад всегда символизирует собой сторону зла) и решительно произносит «отрекаюсь!» А в знак своего примирения с Богом человек, повернувшись на восток (восток всегда обозначает в Церкви — спасение, Бога или Христа) и произнеся «сочетаюсь», полагает земной поклон. Эта часть таинства называется оглашение. В древности оглашенные, то есть прошедшие эту предварительную часть Таинства Крещения, но еще не крещеные, могли присутствовать на Божественной литургии до слов  «Оглашеннии изыдите». После этого они должны были покинуть храм, как еще не крещеные, а потому не могущие принимать участие в самой главной части Литургии. И только после принятия Крещения они назывались  «верные» и могли наравне со всеми полноценно участвовать во всех церковных таинствах.

Иногда бывает так, что человек может умереть некрещеным, а священника поблизости нет. Если умирающий имеет искреннее желание принять крещение, то его может окрестить любой православный христианин, правильно прочитав над ним крещальные слова  «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (погружение). Аминь. И Сына (погружение). Аминь. И Святаго Духа (погружение). Аминь». После этого он считается крещеным, и если умрет, то может поминаться в храмах как крещеный человек. Если же он выздоровеет, то Таинство Крещения необходимо дополнить в храме Таинством Миропомазания.

Вместе с Таинством Крещения над человеком совершается и Таинство Миропомазания. Оно совершается сразу после Крещения. В этом таинстве новокрещеному помазывают святым миром (благовонным маслом, сваренным по специальному рецепту со спецаиальными молитвами) лоб, глаза, нос, уста, уши, грудь, руки и ноги со словами «печать дара Духа Святаго». Все чувства и вся деятельность человека получают освящение в этом таинстве. Именно поэтому очень важно сохранить эту благодать, полученную нами во Святом Крещении, и не расплескать ее на дела недостойные.

Но как быть, если человек умирает, а вокруг нет не только священника, но даже и воды, а умирающий желает принять Крещение? В истории такие случаи были. В «Луге духовном» описан такой случай. Девять знакомых направлялись в Палестину. По дороге один из них совершенно выбился из сил и начал умирать. Он сказал своим спутникам, что желает умереть как христианин (он был некрещеный еврей). Но вокруг была только песчаная пустыня и совершенно не было воды. Тогда один из путешественников крестил его, посыпая ему на голову песок и произнося три раза слова: «Крещается раб Божий Феодор во имя Отца и Сына и Святаго Духа», а остальные на каждое призывание имени Божия произносили «аминь». После этого крещеный таким странным образом человек мгновенно получил совершенное исцеление. Но такие случаи все же исключение из правил и не являются общеупотребительными, равно как и мученическое Крещение кровью. Господь нам сказал именно о Крещении «водою и Духом», к чему мы и должны стремиться.

Поэтому, будучи обладателями такого бесценного сокровища даров Святого Духа, не будем забывать об этом, но исполнением заповедей возрастим эти семена, насажденные Богом в наших сердцах, чтобы принести Ему обильный плод доброделания.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь