Газета "Боровский просветитель" № 1 (2010)
Для дела необходимо горение
- Отец Марк, вы были участником, наверное, всех девяти Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Как Вы считаете, ради чего проводится это мероприятие? Каким его задумывали организаторы десять лет назад и что из задуманного воплотилось в жизнь?
- Первые Чтения были своего рода прорывом в системе образования, потому что работники образования пошли на контакт с Церковью. Была явная заинтересованность. Сначала, конечно же, все присматривались друг к другу, чтобы понять, что сможем сделать вместе, какие у нас возможности сотрудничества, общего делания. Через какое-то время мы поняли, что сотрудничество реально и требуется воплощение его в жизнь. В первые годы мы посылали желающих на курсы повышения квалификации, находили для этого средства. Люди с удовольствием получали духовное образование. И, конечно, была надежда, что это быстро принесёт свои плоды... Вот уже десять лет прошло, а плодов не так много, как хотелось бы. А ведь в нашем районе, как может быть нигде, были и есть все основания для быстрого введения «Основ православной культуры» в школах. Постепенно процесс в образовании затормозился, можно сказать, началась «пробуксовка». Конечно, многое зависит от внутренней косности некоторых людей, их боязни и робости. Так вот, подобная пробуксовка с некоторого времени наблюдается и на Чтениях. Если вначале чувствовалось, что Благодать покрывала наши Чтения и после общения люди уходили радостными, окрыленными, то последние три-четыре года, а может быть, и более, Чтения превратились в формальное мероприятие, которое пошло по наезженной колее. Уже больше нет огонька, нет радости... Поднимаются какие-то проблемы, но дальше разговоров движения нет - всё на этом и заканчивается. Хотелось бы, чтобы Чтения проходили более конструктивно, более предметно, чтобы мы ставили реальные задачи. Конечно, какие-то подвижки есть. Мы уже второй год собираемся с педагогами раз в месяц, чтобы изучать «Основы православной культуры». Но как духовное образование этих учителей отразится на детях? И когда? А ведь людям важно воочию видеть плоды! Плоды и в детях, и в образовательном процессе.
Положительных примеров уже достаточно в России, но в нашем районе пока что, к большому сожалению, плодов настоящих нет - одни разговоры «вокруг да около». Конечно, подвижки всё-таки есть, но они незначительные по сравнению с тем, чего мы ожидали в начале Чтений.
- Так хочется, чтобы эти Десятые Чтения стали поворотным моментом для настоящего делания. Как вы думаете, реально ли это желание?
- Желание есть, но мы люди трезвые и знаем, что кроме желания нужны еще настоящие подвижники, нужны люди, которые бы горели этой идеей, которые могли бы все это воплощать в жизнь, а у нас сейчас наблюдается какое-то прозябание. Конечно, в самом начале были такие люди. Татьяна Федоровна Заболотнова, Альбина Михайловна Данилова и многие педагоги, в том числе и Людмила Сергеевна Силаева, руководитель системы образования. Помню, как она загорелась этой идеей, потому что это была новая струя, некая вспышка.. Но как часто бывает, мы в своем молитвенном делании загоримся желанием, а потом быстро остываем. А здесь необходимо постоянство, нужно постоянное горение. А если еще сталкиваемся с какими-то трудностями, то ещё быстрее остываем. Такое охлаждение со временем и наступило. Хотя чисто внешне, по показателям, по отчетам, у нас все вроде бы и неплохо обстоит: в некоторых классах в отдельных школах понемногу вводится курс ОПК, даже наблюдается какой-то рост, но этого же недостаточно. Количественный рост - это внешний показатель, но нет внутренних глубоких перемен. Думаю, здесь проблема, прежде всего, в самих педагогах. Они должны стать подвижниками своего дела и, прежде всего, сами должны пройти свой путь воцерковления. Если этого не произойдет, то даже опасно поручать им преподавать этот предмет в школах. Если нет внутреннего огонька, если совершать дело преподавания с небрежением, то можно принести даже вред. Читая непрерывно лекции педагогам по духовному образованию, мы стремимся, чтобы люди воцерковились. Чтобы они загорелись изнутри огоньком веры, на себе испытали спасительные плоды приобщения к нашей духовной культуре. И тогда уже, из переполненного сердца, можно что-то передавать детям. Это сильно отличается от работы по методичкам. Убежден, что без внутреннего горения положительного результата в преподавании ОПК не будет.
- Батюшка, на первых Чтениях было принято решение о создании духовно-просветительского центра, подобно тому, который существует в Обнинске. Мы знаем, как много за эти годы сделано в этом Центре, названном «Вера. Надежда. Любовь». В нашем районе решили пойти по другому пути, отказавшись от создания подобного центра. Вместо него была организована при монастыре воскресная школа для детей и для взрослых. Вы возглавили школу для взрослых, как вы оцениваете результаты ее работы?
- Школа эта сыграла свою положительную роль. Она была создана по благословению Владыки Климента. За эти годы сложился свой коллектив, выработались формы общения. В школе апробируются лекции, с которыми потом мы выступаем и в других местах. Сначала рассматриваем какую-то тему на занятии в воскресной школе, а потом смотрим, кому и где ее еще можно предложить. Так вот и сложилась живая жизненная форма общения. Есть немало людей, которые посещают школу уже много лет, с первого дня работы. Жаль, что среди постоянных слушателей мало педагогов, поэтому на отдельные занятия, когда у нас выступают какие-то интересные люди, мы обязательно специально приглашаем учителей и воспитателей для совместного общения.
Во время последних Рождественских Чтений в Москве я посетил секцию по Священному писанию и преданию и проникся идеей более глубокого изучения Священного писания. И это обязательно надо делать в нашей школе для развития личности, для освобождения от различных суеверий и заблуждений, для более глубокого понимания святоотеческого наследия. Очевидно, что наша школа оказывается действенной формой работы со взрослыми. Сама жизнь задает темы занятий, поэтому нет надобности в четкой программе. Церковь - это соборность, но это не только то, что мы собираемся в храме на общую молитву, это и соборное общение в церковной ограде и за ее пределами, это социальное делание, это разные формы общения, и их надо приумножать.
- Этот год объявлен Годом молодежи, что можно и нужно сделать на ваш взгляд?
- Я думаю, что для нашей молодежи необходимо создать какой-то духовный центр. Молодежь нуждается в особом внимании. У неё есть потребность в объединении, и если мы не предложим молодым ничего интересного, они сами объединятся в неформальные тусовки и неизвестно куда пойдут. Сейчас пока никакой новой формы мы не изобрели. Раньше были Дома пионеров, объединявшие подростков и молодежь. Молодость нуждается в каком-то конкретном делании. Им нужны походы, какие-то объединения по интересам, творческие кружки, секции. Молодая энергия должна находить свой выход в конкретных интересных делах. Цель наша: через внешнее делание привести к внутреннему духовному деланию. Такой духовный молодежный центр может быть организован в городе. Хорошо бы батюшкам из городских приходов принять участие в работе этого центра, тем более что они сами молодые, энергичные. Это отец Антоний Сомик, отец Игорь Павлов, отец Димитрий Орлов.
- Отец Марк, если Господь будет милостив и пошлет Свое благословение на наши Чтения, какой результат можно ожидать?
- Думаю, что никакого чуда нам ждать не стоит. Хотелось бы дело повернуть в практическую плоскость. Например, поставили бы задачу открыть православный детский садик - и открыли бы его. Решили бы организовать пусть небольшую начальную православную школу - и стали молитвенно просить об этом Господа. Надо начать с малого и не бояться кризиса, не бояться трудностей, потому что все наши начинания, которые благословляет Господь, найдут и людей, и средства для их воплощения в жизнь. Главное, надо понимать, что больше всего нас тормозит не материальная сторона дела, а наша собственная нерешительность. Часто мы делаем шаг вперед, а затем два шага назад. Больше всего нас тормозит наша теплохладность по отношению к делу.
- Благодарю вас, отец Марк, и желаю вам Божией милости.
Беседовала
Галина Крупина