Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Культурная среда образовательного учреждения

Из доклада на  выездном заседании Чтений

(Таруса, 23 сентября 2012 г.)

 

Новый государственный ориентир

 

Сегодня никто не будет отрицать, что религиозные институты оказывают существенное влияние на формирование воспитательного потенциала всего общества, а также на уклад жизни людей. Влияние сказывается на реальных условиях жизни взрослых и детей, на отношениях между людьми, на духовно-нравственном развитии ребенка в детских общностях и социальных группах.

Государство, учитывая это обстоятельство, впервые в новой истории сформулировало в 2007 году и законодательно закрепило новое требование: «Содержание образования должно… обеспечить формирование духовно-нравственной личности» (Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.2). С этого времени каждое образовательное  учреждение обязано решать  эту задачу своими ресурсами, своим темпом. Методология движения  в настоящее время представлена Федеральным государственным стандартом второго поколения, по которому с сентября 2011 года работают наши школы на начальной ступени образования.

 Новое направление образовательной политики нашего государства четко просматривается в выступлениях руководителей страны. Так, Президент России Владимир Владимирович Путин в интервью журналу Time по случаю вручения премии «Человек года-2007» прямо говорит, что  «нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей». Позиция по отношению к ценностям, которыми нельзя поступиться, излагается в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Речь идет о духовном и нравственном богатстве народа, о вере в Россию, о ценности глубокой привязанности к родной земле и родной культуре, о необходимости ощущать себя единым народом и даже о важности возвращения российскому образованию функции воспитания на основе освоения ценностей нации.

 

Духовная традиция культуры нашего Отечества

 

Известно, что традиция — это великое слово. Исходно церковное. Пришло в русский язык в XIX веке. Этимологически и исторически  означает Предание. В традиции своего народа  человек живет полноценно: радостно, миролюбиво, счастливо. Вне традиции нравственность не входит в сущность человеческого бытия («оторванность от корней», нет критерия для различения добра и зла, искажается представление о здоровье человека). Через традицию человек идентифицирует себя со своим народом, продолжает свой род, основывает свою семью, взращивает и совершенствует в себе личность.

В период официального атеизма произошло насильственное отлучение народа от своего культурного наследия и духовные основы культуры оказались недоступны нескольким поколениям соотечественников. Фактически традиция прервалась в семье, школе, обществе. Хотя она и оставалась непрерывной в Церкви, но в культуре (а значит и в образовании) она прервалась.

Прерванность традиции, а значит, потеря или искажение смыслов базовых ценностей, проявляется утратой традиционного семейного уклада жизни, демографической катастрофой,  духовным неблагополучием  в сфере детства.

Психологи озадачены

 

Современные детские психологи стали фиксировать новые формы проявления нарушений психологического здоровья детей, подростков и молодежи. Так, А.В. Шувалов, разработавший модель психологического (личностного)  здоровья, выделяет следующие комплексы. Комплекс безродности - притупление способности к сопереживанию, дефицит  душевной щедрости и искренности. Комплекс опустошенности - апатичность, скептицизм, скудность и приземленность интересов. Ценностно-смысловая дезориентированность - деструктивные субъективные установки, суррогатные предпочтения, криминальные склонности, бытовой экстремизм, сектантство.

В психологическом нездоровье особую деструктивную роль стал играть новый фактор – Экран (обобщенный экран многих информационных устройств: экран телевизора, компьютера, мобильного телефона, киноэкран, рекламный щит-экран и т.д.). Значение Экрана нельзя недооценивать: он представляет, по мнению ряда исследователей (В.В.Абраменкова, С.И.Абрамов, Т.В.Анохина, Т.П.Войтенко, И.Я.Медведева, М.Н.Миронова и др.),  серьезную опасность для подрастающего поколения.

В.В. Абраменкова подробно описывает направления искажения детской картины мира (меркантилизация – культ денег, телесность, утилитарность; вестернизация – культурная интервенция, порождающая комплекс культурной неполноценности; сексуализация – через развращение ослабление духовно-нравственного потенциала нации; демонизация – навязывание потусторонних бесовских сил как позитивных, темная или ложная духовность; танатизация – представление о смерти как одной из предпочитаемых стратегий жизни).

Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин не мог даже и предположить такое стремительное скатывание человечества в сторону  бездны, какое подтверждается вышеназванными искажениями детской картины мира и деструктивными изменениями личности современного растущего человека. И.А.Ильин называет основную причину происходящих негативных изменений – развернувшийся  единственный в своём роде кризис безбожия1. Но разве его слова потеряли актуальность сейчас, в начале третьего тысячелетия?  «Человечество стоит перед новыми путями в истории своего духа. Совершились некие сроки. Оборвались и обрываются старые пути. Есть только два исхода: или в бездну, или к перерождению и обновлению духовно-религиозного акта». Каков будет исход? Зависит от каждого из нас. Как здесь не вспомнить обнадеживающие слова Ф.М.Достоевского, который писал: «...народ русский в огромном большинстве своем православен и живет идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчетливо и научно».

 

Нет господства атеизма

 

Влияние религиозных институтов на уклад жизни современных людей привело к изменению роли и места духовных ценностей и знаний о религии в образовании – больше нет господства атеизма. В практике государственных школ теперь вполне законно обучение школьников содержанию культурологических и религиоведческих дисциплин, которые имеют не только познавательное, но и социокультурное значение. Вхождение нового содержания требует научно-методического обеспечения не только самоопределения человека в его отношении с окружающими людьми, миром, с самим собой, но и его самоопределения по отношению к Богу и с Богом.

О назначении  школы в свое время писал Иван Киреевский: «Школа не должна быть заменою, но необходимым преддверием Церкви». А сегодня наступило время, когда школа больше не  может  утаивать от детей еще один путь совершенствования и спасения своей личности. В связи с этим в последние годы  востребованы стали исследования духовно-нравственного воспитания и развития в аспекте не только существующей взаимосвязи между духовным и нравственным и связыванием двух понятий воедино, а и признания за каждым из двух понятий самостоятельного содержательного наполнения. Следствием признания будет понимание расхо-ждения ряда концепций в первоисточнике духовности – Бог или человек, а также проведение новых исследований, в которых предметом особого внимания является внутренний мир человека, его самосознание, пути самосовершенствования, самостроительства, пути восхождения к вершинам бытия.

 

Культурная среда на основе

духовной традиции

 

Развитие подлинно культурной педагогической среды школы в контексте понимания образования как обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры (В.И.Слободчиков) является одним из научно-практических подходов модернизации отечественного образования.

 Подлинность культурной среды, на наш взгляд, обеспечивается использованием при  организации и развитии среды принципа восполняющего дополнения духовными и нравственными ценностями, содержащимися в культуре нашего Отечества.

Следование этому принципу вполне возможно, поскольку современная отечественная наука и практика признает реальность духовной основы человека и реальность  духовного мира (субъективную реальность, по В.И.Слободчикову). Духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психических функций, писал В.В.Зеньковский, нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием.

О реализации научно-практического подхода в формировании  культурной среды в муниципальной системе образования Боровского района было рассказано в докладе главы администрации Г.С.Новосельцева в первый день Чтений. Нам известно, что боровский опыт используют и тарусские педагоги, поэтому кратко познакомлю педагогическое сообщестов Тарусского района с концептуальной основой авторского проекта.

Проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры»1 разработан в гуманитарно-антропологической парадигме, где образование становится универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего - быть подлинным субъектом культуры и исторического действия (В.И.Слободчиков).

Под культурной  педагогической  средой понимается  система  взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов, аксиологически (ценностно) обусловленных, существующая в рамках образовательной системы как культурное поле, сообразное тенденциям развития сферы культуры и образования и связанное с деятельностью педагога или созданными им условиями для реализации основных педагогических задач (А.В.Иванов, 2004). В качестве базовых компонентов культурной среды нами выбраны следующие: детско-взрослая со-бытийная общность (в понимании В.И.Слободчикова); уклад школьной жизни; педагогическая поддержка (в понимании О.С.Газмана), дополненная категориями сакральной сферы (например, понятием греха как препятствия на пути совершенствования личности); педагогические традиции; педагогические новации,укрепляющие качество образования и образовательной среды.

 

Основные направления деятельности  

 

В проекте выделены следующие направления: историко-культурологическое и гуманитарное образование; уклад школьной жизни (включающий обеспечение целостного развития личности растущего человека (дух-душа-тело) в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также с привлечением семьи и других институтов общества; развитие педагогической культуры учителя.

Историко-культурологическое и гуманитарное образование предполагает усвоение учащимися основных идей, теорий и концепций, отражающих взгляд на человека, окружающий мир, культуру, общество, цивилизацию. Это происходит при изучении базовых предметов, в которых делается акцент на духовном компоненте. Важное значение придается системному преподаванию с 1 класса курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры».

 

Для чего нужен предмет «Основы православной культуры»?

 

- Восстановить главный ориентир в воспитании – соответствие поведения растущего человека нормам духовности и нравственности, сформировать у ребенка способность различать добро и зло,  помочь ему в  нравственном выборе, научить его делать  добро.

- Способствовать укреплению установки на традиционные семейные ценности нашего народа.

- Восполнить  пробел в знаниях детей по истории нашей Родины, по истории и  основам культурообразующей религии России - Православия.

- Обогатить духовной лексикой (основными понятиями Православия и философии) базовые гуманитарные дисциплины и открыть детям истинные смыслы и глубины русского литературного наследия, равно как и большого числа зарубежной классики.

- Восстановить ущемленное ранее право детей на свободу мысли, совести и религии. «Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой». (Международное законодательство о правах ребенка: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.  Статья 14.)

- Обеспечить приобщение детей к историческому, культурному и духовному наследию малой Родины.

- Повлиять на развитие педагогической культуры учителя, не по своей воле лишенного религиозного образования,  в направлении высокой (духовной) культуры. Это крайне важно, чтобы учитель не по указке «сверху», а по внутреннему позыву стал преобразовывать вместе с детьми и родителями уклад школьной жизни.

 

Уклад школьной жизни

 

Как мы понимаем  уклад школьной жизни?  Это то, какие учителя работают в школе (их квалификация, авторитет среди детей, демонстрируют ли они примеры нравственного поведения, владеют ли методами обучения и воспитания, адекватными современному содержанию); какие культурно-бытовые условия (наличие и доступность современной библиотеки, обустройство рекреаций, столовой, раздевалки, туалетов и т.п.); какими учителя и школьники пользуются средствами (наличие оборудованных предметных лабораторий, компьютерных классов); каково педагогическое обеспечение общения сверстников, каковы смыслы совместной  деятельности взрослых и детей. Характеризуя уклад школьной жизни, учителя часто говорят о том, что его можно определить по тому, как людям в школе «дышится». Таким образом, уклад школьной жизни, педагогическая среда общения и взаимодействия - и есть то, что создается педагогами, исходя из рельных интересов и проблем детей, семьи, школы.

Ключевым условием подлинных преобразований является развитие педагогической культуры учителя, котораявключает расширение представлений в области историко-культурологи-
ческого образования и духовно-нравственного развития личности; овладение методологической грамотностью (не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий и подходов, чтобы сознательно их выбирать); приобретение новых педагогических компетенций.  

Ключевое  условие проектируется в альтернативной  стратегии повышения квалификации, предполагающей исследование инсуффицерности – личностно-профессиональной неудовлетворенности учителя с позиции субъекта педагогической среды;  определение самим педагогом собственных личностно-смысловых детерминант профессионализма (по методике М.Н.Мироновой), поскольку известно, что специфическим орудием, инструментом развития человека является психологическая личность (Б.С. Братусь, 1997); осмысленное  постижение основ православной культуры.  Самораспознавание необходимо в рамках данного проекта, оно помогает педагогу понять, ради чего он делает новую работу, в чем смысл выполняемых действий, во имя Кого осуществляется служение на педагогическом поприще.

 

***

Россия испокон века  была социокультурной и духовной средой, питающей и взрослых и детей истинным смыслом жизни в Добре, Радости, Любви. Бог – совершенное благо! Он ничего не выбирает, он всегда свободно пребывает в Добре. А мы, люди, постоянно находимся  в ситуации выбора. Наивысшая свобода – выбор Добра и пребывание в постоянном делании Добра - доброделании. У человека свобода проявляется в  возможности не грешить, не впадать в зависимость, но еще большая свобода – творить Добро. Святые не способны делать зло не потому, что это нельзя, запрещено, а потому, что они достигли такого состояния, что каждое мгновение устремляются к Добру,  делают добро, у них деятельное  Добро. «Да познайте Истину, и Истина сделает вас свободными», говорил ап. Павел. Обращаюсь  ко всем учителям, преподающим «Основы православной культуры»: «Идите и проповедуйте, как апостолы, познавайте Истину и творите Добро».

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9-10).

 

 

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь