Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1
Боровский опыт соработничества с Церковью в духовно-нравственной сфере
Стратегические ориентиры
Россия — страна с тысячелетней православной культурой. В последние два десятилетия Россия прошла через тяжелые испытания, которые, видимо, неизбежны во время исторического перелома. Я искренне убежден в том, что указать людям правильный путь может только Православная Церковь.
Сегодня Боровский район — район, где осуществляется социокультурный подход во взаимодействии всех социальных институтов, органов муниципальной власти и Церкви для целенаправленного формирования духовно-нравственной личности средствами образования. Именно это требование предъявляется государством к содержанию образования, оно закреплено в Законе РФ «Об образовании» с 2007 года, а также находит конкретное воплощение в образовательной политике нашего региона, о чем свидетельствует создание при Правительстве Калужской области нового органа — Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Такой ориентир полностью отражает потребности жителей Боровского района.
Многим участникам Чтений известно, что уже несколько лет в основе образовательной политики Боровского района лежит возрождение духовной традиции Православия. У нас сложился свой, боровский подход к налаживанию взаимодействия с Церковью через ежегодные совместно проводимые Свято-Пафнутьевские образовательные чтения, подготовка которых осуществляется членами Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию, созданному при администрации Боровского района.
На Чтениях регионального уровня я выступаю впервые, поэтому для духовенства Калужской епархии несколько слов скажу о районе. В целом социально-экономическое положение района можно охарактеризовать как динамично развивающееся. Для развития района и увеличения основных экономических показателей администрация направляет свои действия на обеспечение занятости населения и социальной стабильности, формирование привлекательного инвестиционного климата и развитие правовой базы.
За счет эффективной деятельности промышленных предприятий, а также увеличения налогооблагаемой базы доходная часть консолидированного бюджета района за 2010 год увеличилась на 37,4% по сравнению с предыдущим годом. Это позволяет району более эффективно решать социальные вопросы. Расходы на образование в минувшем году составили 365,4 млн. руб., а на социальную политику 214 млн. руб. (рост на 30%).
Разработаны и активно реализуются муниципальные целевые программы.
• «Развитие системы образования МО МР «Боровский район» (2009-2011 гг.):
• «Семья и дети» (2009-2011гг.)
• Подпрограммы: «Молодежь», «Одаренные дети», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту», «Летний отдых и оздоровление детей»
• «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района» (2009-2011 гг.)
• «Профилактика правонарушений в МО МР «Боровский район» (2009-2011 гг.)
• «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» (2009-2011 гг.)
• «Развитие физической культуры и спорта в МО МР «Боровский район».
Для максимально эффективной реализации районной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района» (впервые Программа была разработана в 2005 году) при администрации района уже много лет постоянно действует Координационный совет по духовно-нравственному развитию, а также с января 2011 года в структуре администрации введен советник главы администрации по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Налаживается сотрудничество со средствами массовой коммуникации. В этом году работники студии телевидения Боровского района организовали освещение мероприятий, связанных с разработкой и подписанием Договора «Боровск-Таруса», а также Свято-Пафнутьевских образовательных чтений и работы школ по муниципальному проекту формирования культурной педагогической среды. Серия репортажей в еженедельных новостях о преподавании курса «Основы православной культуры» не только привлекла внимание общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи, но и показала культурологический характер преподавания «Основ православной культуры» по учебным пособиям известного педагога, общественного деятеля, члена Союза писателей России Аллы Валентиновны Бородиной. Это стало своего рода методической копилкой для педагогов, а также просвещением всех заинтересованных людей.
Будет справедливо заметить, что, прежде чем на официальном сайте районной администрации появился раздел «Основы православной культуры», где размещены материалы, раскрывающие образовательную политику муниципалитета, такой раздел был введен на сайте Свято-Пафнутьева монастыря. Да и первые серьезные публикации по введению курса «Основы православной культуры» также появились в газете «Вестник Свято-Пафнутьева монастыря», затем в специальной газете для учителей и родителей «Боровский просветитель», выпускаемой по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента силами редакции монастыря и на его средства.
Новый критерий в образовании
Не могу не сказать участникам Чтений и о важных показателях эффективности общего образования нашего района. Сохранилась тенденция повышения качества образования, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ. Стабильно высоким показателем остается поступление выпускников в высшие учебные заведения: более 80% выпускников продолжают обучение в высших учебных заведениях (из них 50% на бюджетной основе).
По итогам 2010 года предпринятые администрацией района мероприятия позволили сократить очередность нуждающихся в дошкольном образовании, и на 1 января 2011 г. она составила 403 ребенка, что значительно ниже по сравнению с предыдущими годами.
За последние 3 года в районе наметилась тенденция роста общей численности учащихся, в первую очередь за счет увеличения числа учащихся начальных классов. Это возлагает большую ответственность на руководителей образовательных учреждений по обеспечению условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования. В нашем районе есть еще один важный критерий, по которому мы оцениваем эффективность работы образовательного учреждения, — это качество и полнота преподавания курса «Основы православной культуры» на всех ступенях образования.
На региональном Форуме 21 января 2011 г. его участники, определяя духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в качестве ключевого фактора становления гражданского общества, назвали важным шагом на пути приобщения детей и молодежи Калужской области к традиционным духовным ценностям организацию преподавания в образовательных учреждениях области предмета «Основы православной культуры. В Резолюции Форума подчеркивается, что опыт реализации предмета «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях области убедительно свидетельствует о том, что лишь при условии конструктивного сотрудничества школы, семьи, Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления возможно достижение устойчивых положительных результатов в деле духовно-нравственного воспитания учащихся. С полным правом можно утверждать, что этот вывод сделан и на основе опыта работы образовательных учреждений Боровского района.
Муниципальный проект
по развитию культурной среды школы
Не будет лишним напомнить исторические вехи в организации преподавания предмета «Основы православной культуры». Первые попытки ввести ОПК в районе относятся к 1992 г. Это было в одной только школе. Затем в 1994 г. курс ОПК ввели еще в одной школе. Но рост числа школ был незначительным. Так, к 2001 г. таких школ стало только три. К 2005 г. их стало шесть — одна треть от числа всех школ района.
Чтобы активизировать процесс приобщения детей к духовным и нравственным ценностям Православия и был задуман муниципальный проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» (автор Тамара Викторовна Анохина), которым было предусмотрено введение курса «Основы православной культуры» как системообразующего компонента формирования уклада школьной жизни. Проектная и исследовательская работа осуществляется с ноября 2006 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента. Проект, рассчитанный до 2012 года включительно, фактически уже на начало 2009-2010 учебного года решил основную задачу: достигнуто положение, когда в каждой муниципальной школе ведется курс ОПК. За короткий период число школ, предоставляющих детям возможность изучать ОПК, увеличилось практически в три раза. Сейчас каждый третий школьник приобщается к основам православной культуры. И с каждым последующим годом процент учащихся возрастает и будет возрастать, поскольку преподавание начинается с первого класса.
Итоги Всероссийской Олимпиады «Русь святая, храни веру Православную!» 2011 г. показали позитивную динамику по числу набранных баллов учащимися 5-7 классов, потому что именно эти дети стали системно изучать курс А.В.Бородиной на первом этапе реализации муниципального проекта.
Закрепление приказом по отделу образования двух опорных школ позволяет организовывать на высоком уровне методическое обеспечение преподавания «Основ православной культуры». На первом этапе реализации проекта в 2006 г. создано районное методическое объединение педагогов, преподающих курс ОПК, с 2009 г. открыт консультативно-методический кабинет основ православной культуры. С 2007 года постоянно организуются на базе района курсы повышения квалификации. Кроме того, в конце 2007 года был введен особый режим работы районного методобъединения: заседания проходили ежемесячно и преимущественно с участием священника, который не только читал лекции, но и индивидуально беседовал с учителями по их запросу.
С декабря 2010 г. на базе школы №2 г. Балабаново-1 открыт школьный кабинет основ православной культуры. Готовится к открытию в новом учебном году такой же школьный кабинет в школе № 3 г. Балабаново. Опорные школы составляют планы работы, по которым ежемесячно проводятся те или иные мероприятия: семинары и консультации.
Практика боровских педагогов подтверждает преимущества учебно-методического комплекта Аллы Валентиновны Бородиной. Эффективность Боровского подхода признана неоднократно на разного уровня научно-практических конференциях, Круглых столах, совещаниях и отражена в соответствующих резолюциях. Участие московских экспертов в Чтениях 2011 г. позволило заявить на официальном сайте Кремль. ОРГ Калужскую область как перспективную в преподавании ОПК по УМК А.В.Бородиной.
Материалы Боровского варианта введения курса ОПК по муниципальному проекту можно найти на сайте www.opk.orthodoxy.ru, сайте администрации Боровского района, сайте Свято-Пафнутьева монастыря и в научно-методическом сборнике, выпущенном в 2010 году в серии «Новое в образовании Боровского района».
Таким образом, совместными усилиями администрации района, отдела образования, директоров школ, духовенства благочиния, автора учебников и автора муниципального проекта удалось запустить процесс возрождения духовной традиции в образовании. И теперь мы ставим задачу создания подлинной социокультурной среды всего района.
Договор «Боровск-Таруса»
Насыщение духовными и нравственными ценностями Православия социокультурной среды Боровского района предполагает выход на новый этап сотрудничества органов местного самоуправления и Боровского благочиния Калужской епархии Русской Православной Церкви. В начале этого года подписан четырехсторонний Договор о сотрудничестве в сфере культурно-просветительской деятельности, духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи между администрациями и благочиниями Тарусского и Боровского районов.
Стоит отметить, что этому предшествовало значимое событие в жизни региона - подписание Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Правительством Калужской области и Калужской Епархией (ноябрь, 2010 г.). Его текст мы также разместили на сайте администрации района, где можно подробно ознакомиться с текстом Договора, условно нами названным «Боровск-Таруса».
В рамках заключенного между районами и благочиниями Договора прошел ряд знаковых мероприятий, в числе которых:
• Свято-Пафнутьевские образовательные чтения 2011 года.
• Семинар по обмену опытом организации преподавания курса ОПК между тремя районами: Боровским, Тарусским и Мещовским.
• Празднование Дня славянской письменности в Тарусе.
• Молодежный слет «Пафнутьевград».
• Круглые столы по противодействию ювенальным технологиям и в защиту детства, семьи и нравственности.
Боровский опыт востребован в Москве, Нижнем Новгороде, Пскове, Республике Беларусь, на Алтае и в других регионах России и странах СНГ.
Православная молодежная дружина
Не могу не сказать на Епархиальных чтениях о Православной молодежной дружине Боровского края. Идея ее создания возникла в феврале 2011 года в процессе подготовки XII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений. Аудитория, которую рассчитывали привлечь организаторы, не только приходская молодежь, а обычные школьники, студенты, работающая молодежь, которая задумывается о служении, о деятельном участии в судьбе ближнего, в судьбе своего Отечества.
Первым масштабным проектом Дружины стал июльский слет «Пафнутьевград». Каковы итоги слета? Главный итог в том, что все участники признали, что идея деятельного служения крайне необходима сейчас всему нашему обществу, что эта идея, а главное — ее реализация в жизни, актуальна для молодежи. Именно для той части современной молодежи, которая понимает, что только деятельное воплощение евангельского принципа «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) способно в наше время остановить разрушение общественных отношений, падение нравственности и пренебрежение духовной традицией.
Поэтому мне хочется выразить надежду, что первый опыт деятельного служения дружинников и состоявшийся молодежный слет «Пафнутьевград» послужат дальнейшему развитию молодежного движения не только в Боровском крае, но и на территории других благочиний и всей Калужской области, что позволит активизировать деятельность нецерковных молодых людей, искренне желающих помочь нуждающимся, послужить ближнему и нашему Отечеству.
Особенность опыта и перспективы
Особенность Боровского опыта такова: никакого принуждения, понимание того, что в каждом отдельном случае должны сложиться необходимые внутренние условия приобщения детей к основам православной культуры. В таком деле спешка только навредит. Наш отдел образования во главе с Людмилой Сергеевной Силаевой четко удерживает свой организационно-управленческий аспект внедрения ОПК, поэтому практически одновременно были организованы курсы повышения квалификации учителей, пожелавших преподавать ОПК, создано районное методическое объединение и были выделены средства для приобретения школами и детскими садами учебно-методического комплекта по ОПК.
В перспективе мы планируем увеличить масштаб приобщения детей к основам православной культуры на всех ступенях школьного образования и в дошкольных учреждениях нашего района. В связи с этим стоит отметить, что приобщение детей мигрантов, которых достаточно много в наших школах и детских садах, к культуре и традиционным ценностям России посредством преподавания «Основ православной культуры» позволит предупредить возникновение социальных конфликтов на религиозной и национальной почве.
Сегодня Боровск идет своим путем, и мы открыты для сотрудничества. У нас есть трудности, как и у всех, кто берется за серьезное дело. В частности, необходимо перейти на более тесное взаимодействие директоров школ с закрепленными за школами священниками и апробировать новые методики работы в условиях системной организации преподавания курса «Основы православной культуры» на всех ступенях образования. Необходимо шире пропагандировать этот курс, раскрывать его содержание, формирующее установку на традиционные семейные ценности, на уклад жизни русского народа, который охраняет и защищает растущих людей от негативных вызовов современного общества. Необходимо также шире привлекать родительскую общественность и молодежь, чтобы в районе появлялось все больше конкретных совместных дел, направленных на формирование потребности у детей и взрослых служения ближнему, обществу и нашему Отечеству.
Спасибо за внимание!