Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Взаимосвязь семейного, социального и религиозного воспитания в православной традиции

Татьяна Владимировна Склярова 

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики Православного

 Свято-Тихоновского гуманитарного университета

 

Проблема взаимодействия Церкви, школы и  семьи в деле воспитания подрастающего поколения является одной из ведущих в современной педагогике. В этой связи актуально рассмотреть, каким образом может и должно быть выстроено это взаимодействие, чтобы приносить максимально большую пользу.

Современная педагогика в числе основных видов воспитания называет три типа, различающихся по характеру связи воспитанника и воспитателя: семейное, социальное и религиозное воспитание. Подобно большинству научных понятий, каждый из названных видов воспитания «в чистом виде» в природе не существует. Однако предложенная классификация помогает четко определить цели, содержание, структуру и области применения семейного, социального и религиозного воспитания.

 

Семейное воспитание

 

Воспитательное воздействие осуществляется в семье, где воспитателя и воспитуемого связывают узы родства, кровного либо инициированного (в ситуациях принятия ребенка в семью).  Этот тип воспитания и есть семейное воспитание. Взаимодействие родителей и детей имеет  личностно-эмоциональный характер. Оно-то и позволяет растущей личности иметь   физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств. Значимость семейного воспитания трудно переоценить. Отсутствие нормальных условий для семейного воспитания или самого процесса семейного воспитания приводит к печальным результатам. В психологии обстоятельно описан феномен госпитализма – результат пребывания детей раннего возраста вне семьи: в больнице, доме ребенка и т.п. Психика таких детей развивается принципиально иначе. Отсутствие семейного воспитания сказывается на становлении интеллектуальных способностей, развитии эмоциональной сферы, накладывает свой отпечаток на духовную жизнь ребенка.

 

Социальное воспитание

 

Воспитательное взаимодействие осуществляется в обществе. В процессе социального воспитания связь воспитателя и воспитанника опосредуется  нормами  и правилами существующих в обществе институтов. Это могут быть как специально созданные для реализации воспитания  и образования институты общества (школа, система профессионального, коррекционного, дополнительного образования), так и институты, которые созданы с иными, не воспитательными целями, но  воспитательные функции в них реализуются и относятся к числу приоритетов. Это учреждения культуры, спорта, армия, пенитенциарная система. Характер взаимосвязи участников процесса социального воспитания может быть назван институциональным (производным от института воспитания) или конвенциональным (от конвенцио – соглашение). Важный признак социального воспитания – именно приоритет не личностного, а институционального начала. Вместе с тем личностное взаимодействие в процессе социального воспитания занимает значимое место и выполняет важные функции. В школе есть учителя и ученики, в спорте – тренеры и спортсмены, в армии – командиры и рядовые, в искусстве – мастера и подмастерья. Взаимоотношения, складывающиеся в социальном воспитании, имеют личностную значимость для его участников, однако доминируют все-таки нормы и правила, значимые для этого сообщества.  В процессе социального воспитания растущая личность осваивает навыки взаимодействия с себе подобными в иерар-
хическом и равноправном взаимоотношениях.

 

Религиозное воспитание

 

Воспитательное взаимодействие осуществляется в Церкви. Характер связи воспитателя и воспитанника в процессе религиозного воспитания опосредуется духовной традицией, не может быть полностью определен словесными формулировками и потому называется в педагогике сакрально-мистическим. В процессе религиозного воспитания растущая личность обретает смысл в постижении окружающего мира и самого себя. Не определяясь до конца в рациональных категориях, религиозное воспитание (если оно осуществляется) вместе с тем задает вектор направленности и  семейному, и социальному воспитанию.

 

Взаимообусловленность трех типов воспитания

 

В православной традиции все три типа воспитания существуют не только во взаимосвязи, но и взаимообусловлены.  Наиболее четко эта взаимообусловленность представлена в работах отца Василия Зеньковского («Социальное воспитание, его задачи и пути», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Средства религиозного воспитания в семье»). Так, отец Василий убежден, что первый опыт религиозного воспитания ребенок не только получает в семье, но само семейное воспитание создает атмосферу для зарождения религиозного чувства в душе ребенка. В первые годы жизни горняя сфера – Бог, святые, ангелы – предстают детской душе как некое восполнение его семьи. Развитие духовных сил ребенка в детстве не требует никаких специаль-
ных усилий, если его семья живет духовной жизнью. Вместе с тем, если семья духовно опустошена, усилия по религиозному воспитанию детей в ней приносят ничтожно малый результат. Духовно опытные педагоги предупреждают об опасности использования религиозного воспитания в семье в узко утилитарных целях.  Эти опасности возникают тогда, когда цели и ценности религиозного воспитания в семье сводятся в плоскость семейного воспитания. Недопустимы ситуации, когда за неисполнение какого-нибудь мелкого родительского требования следует угроза «Божьего наказания» (когда более правильно, чтобы наказали родители), отсутствие родительского внимания к поведению ребенка прикрывается демагогией о том, что Бог придирчиво следит за всеми делами  детей. 

Религиозное воспитание в семье не может и не должно быть подручным средством в дрессировке правильного поведения ребенка. Главная  цель религиозного воспитания ребенка в семье – дать ему образ родительской веры в Бога. До той поры, пока у растущего человека не появится свой религиозный опыт, он живет верой в родительскую веру в Бога. Духовная жизнь родителей дает детям именно первый церковный религиозный опыт, создавая почву для собственного религиозного опыта.

 

Типы воспитания и возраст детства

 

Каждый возраст детства имеет свои приоритеты в семейном, социальном и религиозном воспитании. Также можно утверждать, что каждый из детских возрастов особым образом восприимчив к одному из этих типов воспитания. И если в первые 6-7 лет жизни определяющим является семейное воспитание, в атмосфере которого рождается религиозная жизнь ребенка, то в последующие несколько лет (от 7 до 14-15) приоритетным становится социальное воспитание. 

Начало систематического социального воспитания приходится на школу, а продолжение оно получает в освоении подростком культуры и жизни общества. К 12-13 годам пробуждается интерес к спорту, политике, моде – тем социальным течениям, которыми живет окружающий мир. Психология подростков характеризуется освоением абстрактного уровня мышления, преобладанием общения и социально значимой деятельности. И здесь религиозное воспитание ведется в принципиально иной атмосфере, или социальной ситуации развития подростка. 12-летний мальчик обращается к отцу накануне решающего футбольного матча:
«Папа, как молиться, чтобы наша команды выиграла?..»

 

 

 

Социальное экспериментирование

в религиозном воспитании

 

Полагаю, что актуальной проблемой современной православной педагогики является взаимодействие с социальной педагогикой, освоение и учет методов социального воспитания. Современные возможности социального взаимодействия, связанные с развитием информационных технологий, определяют новый формат и условия, в том числе и религиозного воспитания. Опция «Батюшка-он-лайн» уже никого не удивляет и оказывается весьма востребованной, так же как и массовая рассылка СМС с просьбой о молитве. Живой процесс освоения нашими современниками новых способов хранения и передачи информации оказывает значительное влияние на процессы религиозного воспитания и социализации. Совсем свежий по времени пример -  рождественский флеш-моб в московском торговом центе «Атриум». В определенный час один из посетителей кафе запел рождественскую песенку, которую постепенно подхватили другие посетители, каждый за своим столиком. Закончилась песенка, и каждый продолжил свои дела.  Однако рождественская радость, соборно преподнесенная православными энтузиастами всем, кто в этот час оказался по долгу службы или по собственному желанию в этом самом кафе, осталась в душах удивленных такой неожиданной акцией людей.

Социальное экспериментирование в религиозном воспитании, по нашему убеждению, – важная и наиболее актуальная сфера приложения усилий как практиков, так и теоретиков православной педагогики. Уверена, что большинство учеников средней и старшей школы – активные пользователи социальных интернет-сетей. Содержание и формат их общения в таких сетях доступны для любого заинтересованного взрослого. А вот что делают с этой информацией взрослые, это уже педагогическая проблема.

Самый непродуктивный метод – выяснять отношения по поводу нелитературных выражений и гротескных, а порой и неприличных изображений. Более трудный и требующий особых компетенций метод – работать с тем контентом, который выдают наши дети. Порядок педагогического взаимодействия здесь может быть различным – от диагностики состояния до коррекции и реабилитации. Но самое главное, это все-таки процесс научения правильным образцам. Как замечательно наставлял в письме одну из своих духовных чад отец Иоанн Крестьянкин: «Чтобы правильно воспитать сыновей, нужно не выбрасывать компьютер, а самой научиться  всему тому, что делают на этом компьютере Ваши сыновья».

 

Ценность переживания ребенком

своей силы и своей слабости

 

Чем же реально ценно социальное воспитание для религиозного развития души?

Над этой проблемойразмышляют многие духовные наставники ХХ века. В работах  отца Василия Зеньковского, близких нам по времени афонских старцев и многих других подвижников благочестия можно проследить неразрывную связь религиозного и социального воспитания.

Так, по представлению о. Василия Зеньковского, результаты и семейного, и религиозного воспитания во всей полноте проявляются в социальном взаимодействии человека, не только взрослого, но и ребенка. Например, искривления семейного воспитания начинают проявляться в первую очередь в школе. Родители зачастую не верят рассказам педагогов о том, что и как делает их чадо, видя перед своими глазами пример доброго поведения ребенка в семье. Однако в атмосфере социального окружения  у ребенка в полноте проявляются те  качества, которые он вынес из семьи. Нетерпимость, агрессия, неискренность отношений впитываются из ближайшего семейного окружения, но проявляются в первую очередь в социальных отношениях. Также и положительные качества: искренность, доверительность,  сострадание и сорадование - первоначально усваиваются в семье, но проявляются человеком в полной мере в обществе.

Социальное ориентирование в детстве позволяет душе ребенка переживать  как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы  рождает самоутверждение личности с ее собственной инициативой, творчеством. «Смелость, порой упрямство, сила воли, уважение к самому себе, стремление настоять на своем, добиться осуществления своих планов – таковы те психические факты, в которых обнаруживается рост индивидуальности» [Социальное воспитание, его задачи и пути]. Раскрывая механизм социального ориентирования ребенка в самом себе и окружающем мире, о. Василий Зеньковский показывает, насколько необходимо уже в детском возрасте переживание собственной силы. Психические качества, так необходимые взрослому человеку для жизни в обществе, формируются постепенно в детстве. Если ребенок  будет лишен в детстве возможности ощутить собственную силу, мощь своего воздействия на социальное окружение, то во взрослом возрасте индивидуальность этого человека будет лишена существенных особенностей для взаимоотношений с обществом.

Переживание собственной слабости играет не менее важную роль в становлении личности ребенка. Через переживания собственной слабости «глядит в индивидуальность социальная среда», к которой надо приспосабливаться, с которой необходимо считаться. Социальная среда, по В.Зеньковскому, позволяет душе ребенка освоить такие важнейшие качества, как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребенком социальной традиции.

Примечательно, что названные качества души ребенка В.Зеньковский определяет как формы второй активности, тогда как формы, связанные с ощущением собственной силы, являются проявлениями первичной активности растущей личности.

 

Религиозное воспитание – всю жизнь

 

Краткое прояснение целей семейного, социального и религиозного воспитания позволяет определить наиболее восприимчивые к ним периоды жизни человека. В младенчестве, раннем и среднем детстве – семейное воспитание, в переходном возрасте – социальное, и всю жизнь – религиозное воспитание. Такая взаимо-
связь обеспечивает личности человека наиболее благоприятную среду для развития не только в этой жизни, но подготавливает его к жизни вечной.

 

Другие статьи номера
Православный календарь