Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1
Гражданское общество и Церковь
Алексей Викторович Шестопал
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МГИМО-университет МИД России
Гражданское общество и Церковь
Тезисы выступления на выездном заседании
Чтений (Таруса, 23 сентября 2012 г.)
За последние месяцы оживилась полемика вокруг проблем гражданского общества, что, в общем, закономерно в предвыборный период. В этой полемике наряду с текущими политическими, экономическими, социальными вопросами затрагиваются и
вопросы фундаментального философского порядка. Гражданское — активное и ответственное общество: на каких основаниях оно строится в современную эпоху? На каких основаниях формируется активный и ответственный человек?
Старшее поколение не только нашей страны, но и всего развитого индустриального мира вырастало с убеждением, что основой такого общества и такой личности является ничем не ограниченный человеческий разум и его достижения – в первую очередь, наука. При всех отличиях предлагаемых моделей развития: либеральных, социалистических, технократических, демократических — предполагалось, что будущее общество (постиндуст-
риальное, информационное) будет обществом более разумным, предсказуемым и стабильным.
Этот оптимизм оказался поколеблен в своих глубинах в конце ХХ века, во многом под влиянием геополитической катастрофы, связанной с распадом Советского Союза и крушением одного из наиболее крупных проектов построения идеального общества, основанного на традициях секулярного, самодовлеющего разума эпохи Просвещения.
Глобальный кризис — экологический, антропогенный, техногенный, более не сдерживаемый балансами и договоренностями биполярной системы, развернулся во всю мощь, и стало ясно, что человеческий разум не справляется с множащимися вызовами и угрозами. Пути выхода из этого кризиса различны. Один из них — осознание ограниченности человеческого разума и обращение к его Творцу. Это путь очищения и освящения разума верой и любовью. С этим путем связаны наши надежды.
Другой путь — путь отказа от разума, поклонение хаосу и культ силы. Этот путь может выражаться в изощренных построениях философии пост-модерна и в примитивных суевериях, но во всех случаях он гибелен.
Кризису глобального постиндустриального, информационного общества в последние десятилетия сопутствует быстрое становление глобального постсекулярного общества — оживление мировых религий и бурный пестрый поток парарелигиозного сознания и мистицизма.
Какие возможности и угрозы несут в себе эти новые явления для развития гражданского общества, для формирования активной, творческой и ответственной личности? Рассмотрим их относительно двух моделей общества:
• «индустриальное-постиндустриальное»;
• «секулярное-постсекулярное».
Сначала обратимся к более привычной модели (или, как часто ее именуют – «парадигме») – «индустриальное-постиндустриальное» общество. Здесь для гражданского общества открываются следующие возможности: быстрое умножение и распространение знаний, создание сетей общения, мобилизации и активного действия. В то же время в этой парадигме для гражданской активности нарастают угрозы: тотальный контроль и манипуляция человеком, распространение антиценностей и невежества.
Теперь обратимся к парадигме «секулярное-постсекулярное» общество. Содержащиеся в ней возможности включают в себя духовно-нравственное возрастание человека, упрочение ценностных основ национальных и международных сообществ. Содержащиеся в ней угрозы — это воинствующее невежество, рост влияния тоталитарных сект, политический экстремизм под маской мировых религий.
Какой же может быть стратегия гражданского общества в этих обстоятельствах? Четкое обозначение приоритета в налаживании и развитии диалога между Школой и Церковью. Поясню написание с заглавной буквы таких социальных институтов как школа и церковь. На мой взгляд, это главные действующие лица информационного и постсекулярного общества при всем уважении к другим действующим лицам на экономической, политической, социальной и культурной сценах. Почему? Потому что в Школе и Церкви протекает жизнь человека, полнота которой обусловлена «живым знанием». Такое знание сопряжено с ценностями. Эти два социальных института функционально схожи, но имеют разные содержательные предметы, необходимые для радостной и счастливой жизни каждого человека. Школа производит и воспроизводит знание на всех ее уровнях (от начальной до высшей), также и Церковь производит и воспроизводит духовные ценности. А поэтому крайне важно наладить диалог между Школой и Церковью.
Как, вокруг чего строить этот диалог? Думается, что ответ на этот вопрос содержится в выступлении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на открытии XV Всемирного Русского Народного Собора, где он призвал российское общество к поиску, распространению и принятию базовых ценностей нашего времени. Базовые ценности, в трактовке Патриарха Кирилла, – это вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах, верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.