Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Духовное воспитание в России и в Украине

Епископ Броварской Феодосий, викарий Киевской митрополии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)

 

Ваше высокопреосвященство, дорогой владыка Климент!

Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

Уважаемые участники высокого собрания!

 

Прежде всего, позвольте со святой Киевской земли передать участникам сегодняшних Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтений приветствие от предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (аплодисменты) и пожелать, чтобы сегодняшние Чтения прошли продуктивно и принесли свой плод жителям святой Калужской земли.

 

 

 

Обделенность  духовной традицией

 

Касаясь темы духовно-нравственного просвещения в семье и школе, следует отметить, что исторически сложилось так, что в странах бывшего Советского Союза: России, Украине, Беларуси, Молдове, Казахстане, республиках Средней Азии — везде, где Русская Православная Церковь имеет приходы на своей канонической территории, на протяжении почти целого века, к нашему с вами сожалению, попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из самых высочайших культур, признанную всем миром. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и зачастую искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни —  нашим детям.

Детство — это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни, нравственное самоопределение и становление самосознания. Чем же сегодня насыщено это самое детство у наших детей? Со всех сторон, к сожалению, на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над тем, что свято для души человеческой.

 

Возвращение к первоисточнику в семье и школе

 

Духовное развитие личности ребенка в большей степени определяется его воспитанием и образованием. По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника, «воспитание — самое святое из всех святых дел».

В своей воспитательной деятельности школа объективно имеет лишь двух союзников — Церковь и семью. Только Церковь, семья и школа реально осознают глубину проблемы и свою ответственность за состояние духовности общества. Что касается семьи, то следует помнить, что воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, что такое хорошо и что такое плохо.

Русский философ Иван Ильин называет семью первичным лоном человеческой культуры. В семье ребенок осваивает основы культуры — материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения, навыки мышления и речи, ориентация деятельности в мире предметов, человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Что касается школы, то надо осознавать, что школа опирается на определенное мировоззрение: либо отрицает, либо признает религию. В современных учебных заведениях, к сожалению, еще часто осуществляется ориентация учащихся на общество массового потребления продукции как материальной, так и культурной. Поэтому необходимо, чтобы система образования опиралась на мировоззрение, в основе которого были бы духовные ценности, духовные и нравственные ориентиры. Мы пока не можем в полной мере сделать материально обеспеченными и благополучными граждан наших государств и обществ. Но мы можем сделать все, чтобы были богаче духовно наши дети. И именно от того, какое значение придается образованию, воспитанию в государственных структурах и в обществе, в частности, в семье, зависит наше будущее.

Сегодня необходимо понять, что система воспитания должна вернуться к своим историко-культурным и духовно-нравственным первоисточникам. Государственная школа должна обеспечить начальное представление о религии.

 

Главные задачи

 

Следует отметить, что само государство — и Российское, и Украинское — приоритетным направлением в воспитании признает обеспечение духовного единства поколений, уважение к родителям, женщине-матери, а также приобщение к культуре и истории родного края. Для этого необходимо:

1)   осознать то, что именно православные христианские ценности и христианские традиции являются основой нашей культуры и нравственности, источником достижений нашего народа на протяжении его тысячелетней истории;

2)  понимание  того, что решение поставленных задач в области образования, культуры и воспитания не представляется возможным без объединения усилий общества, государства, семьи и Православной Церкви.

Православная Церковь на протяжении тысячелетней истории Руси, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, плодотворно действовала с целью просвещения народа, создавала шедевры  высокой культуры, закладывала систему народного образования, эффективную в свое время. Результаты этой деятельности и в наше время поражают своим величием и совершенством: храмы и иконопись, летописи и духовная литература, высокая грамотность народа, монастырские госпитали и приюты для сирот, наконец, высокая христианская нравственность народа — вот далеко не полный перечень тех явлений в истории Руси, которые стали результатом деятельности Православной Церкви и государства и образцом для нас. Поэтому и сейчас есть шанс духовного возрождения Руси. И Православная Церковь готова, в сотрудничестве с образовательными учреждениями и общественностью, способствовать улучшению образования на основе христианских ценностей.

Для того чтобы система образования базировалась на основе христианских ценностей, нужен беспристрастный и заинтересованный диалог между учеными, педагогами, представителями государственных органов управления образованием и Православной Церковью, который был бы плодотворным и конструктивным.

К тому же следует помнить, что присутствие Церкви в системе государственного образования не нарушает его светский характер, поскольку этим не устанавливается обязательное вероисповедание или отправление религиозного культа. Цель изучения религии в светской школе — обратить учащихся к духовным и культурным ценностям, к определенной духовной традиции. Это позволило бы ученикам хотя бы обзорно встретиться с миром христианской культуры, получить некий минимум впечатлений, знаний и представлений, чтобы вернуться к богатейшему и неисчерпаемому источнику всех достижений нашего народа, особенно в христианской культуре.

В условиях нынешнего стремления государства окультурить народ важно понять, что общечеловеческие ценности не могут быть мотивами поведения. Изучение культуры нашего народа никак нельзя свести к изучению народных обычаев и песен, как это зачастую представляется. Потомком духовного наследия можно стать, только если почувствовать себя причастным к великой культуре своего народа.

 

Какие проблемы важно решить?

 

Духовно-нравственное просвещение в стенах школ и учебных заведений позволит  решить несколько важных проблем современной молодежи. Одна из них связана с пониманием того,  что религия — это важный культуроформирующий фактор. Вторая проблема — формирование чувства принадлежности к определенной культурной традиции. Изучение христианской культуры должно способствовать идентификации со своей культурой, своим народом, своим Отечеством, ведь, именно отвергая христианские ценности ради личных взглядов и желаний, значительная часть общества порождает много социальных негативных явлений. Сегодня духовный кризис молодежи во многих случаях обусловлен именно неутвержденностью человека в социуме, отрывом от национальных основ, которые поддерживают человека в рамках традиционной нравственности. Третья проблема связана с практическим решением воспитательных задач — воспитанием любви к Родине, патриотизма, формированием системы ценностей как мотивов поведения. Причем это не абстрактные призывы морального характера, а возможность прикоснуться к той сокровищнице, которую много веков пополняли наши православные предки.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь