Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Введение

Введение

 

В российском обществе заметна тенденция обращения к духовным и нравственным ценностям Православия. В Калужской  области работа в этом направлении проводится давно и успешно. Значительный вклад вносят образовательные чтения, которые стали новой площадкой для дискуссии тех, кто заинтересован в воспитании здорового поколения наших детей и укрепления российского государства.

Богородично-Рождественские образовательные чтения - явление уникальное. Чтения стали общественно-значимым событием в культурной жизни региона. Чтобы содержание Чтений стало доступно для всего педагогического сообщества области, Оргкомитет XV Епархиальных Богородично-Рождественских чтений по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента поручил  редакционному совету подготовить  научно-методический сборник «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества» в серии «Вера. Образование. Жизнь». 

В первом разделе сборника «Просвещение - это дарование Света» размещены доклады митрополита Климента и епископа Феодосия, в которых рассматривается религиозная  основа просвещения в семье и школе, подходы к духовному воспитанию в России и в Украине. Здесь же приводится Приветственное слово участникам Пленарного заседания Чтений Губернатора области
А. Д. Артамонова, которое, по сути, является докладом на тему «Опереться на традицию - потребность общества». И в продолжение этой темы читателям представляется размышление известного богослова, профессора Московской духовной академии
А. И. Осипова «Зачем человек живет?». Несомненно, будет полезно читателям познакомиться не только с взаимосвязью семейного, социального и религиозного воспитания в православной традиции (об этом говорит Т. В.Склярова), но и с тем, что особенно актуально для педагогов калужских школ в связи с расширением преподавания «Основ православной культуры». Универсальность методологии этого курса, представленная в статье А. В. Бородиной, являет собой своего рода научно-методическое пособие, в котором нуждаются и учителя, и родители, и священнослужители. Завершается раздел описанием научно-практического подхода к организации культурной среды образовательного учреждения, подлинность которой обусловлена системным приобщением школьников к основам православной культуры.

В материалах второго раздела «Гражданское общество, государство, школа и Церковь» размещены тезисы доклада на выездном засеаднии в Тарусе известного философа А. В. Шестопала, а также доклады Г. С.Новосельцева (г. Боровск), Н. Д. Верзилиной (г. Таруса) и аналитический взгляд политолога Н. Н. Бондаренко на происходящие позитивные изменения в духовно-нравственной сфере системы образования Калужской области.

 Материалы третьего раздела «Укрепление традиционных христианских семейных ценностей: от теории - к практике», представляют интерес для читателей не только калужского региона, хотя здесь представлен доклад А. Д. Белкиной о сотрудничестве с Церковью регионального министерства по делам семьи, социальной и демографической политике по воспитанию детей-сирот.

Фактически в этом разделе в Приветственном слове архимандрита Серафима (Савостьянова), а также в статьях А. В. Носковой, Е. М. Тимошиной, Т. Л. Шишовой не только раскрываются семейно-демографические проблемы российского общества, но  и заостряется внимание читателей на правах детей и семьи, а также на перспективах защиты прав детей в контексте либерального подхода.

Резолюцию Чтений читатель найдет в четвертом разделе сборника, однако этим сборник не завершается. По решению редакционного совета включен ряд Приложений, знакомство с которыми крайне важно для выполнения намеченных задач.

 В связи с тем, что в научно-методическом сборнике представлены не все материалы, мы приводим краткий обзор содержания основных докладов и мероприятий Чтений.

***

В XIV Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях приняли участие делегации муниципальных образований и благочиний, более 1500 человек. Наиболее многочисленные делегации были от Калуги, Обнинска, Боровского, Людиновского, Медынского, Мещовского, Сухинического, Тарусского, Юхновского районов. Особо следует отметить атмосферу, которая сложилась на Пленарном заседании. Это искреннее единение всех участников Чтений, обеспокоенность за будущее наших детей и молодежи, за состояние государственной политики в отношении детства, семьи и нравственности. Единение было и в решимости противостоять разрушению устоев нашего общества и государства конструктивными действиями всех здоровых сил Калужского региона. Не будет преувеличением сказать, что за несколько часов Пленарного заседания произошло то, что можно назвать просвещением  истинным Светом  тех, кто пришел в этот день в Концертный зал областной филармонии. Свет умственный, научный и нравственный,  поучение истинам и добру — вот что было даровано Небесными Силами участникам Епархиальных чтений, проводимых в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Атмосфера Пленарного заседания существенно повлияла на характер выступлений и  дискуссий, состоявшихся во второй день в Обнинске, Козельске, Мещовске, Людиново, Тарусе, а также на предложения участников Епархиальных чтений, которыми был дополнен  проект  Резолюции чтений.

Одним из центральных вопросов Чтений стал вопрос о преподавании в школах нашей области курса «Основы православной культуры». Эта тема прозвучала в выступлении митрополита Климента; Губернатора Калужской области А.Д.Артамонова; заместителя Губернатора Калужской области Н.В. Любимова; благочинного города Калуги протоиерея Иоанна Паюла; заместителя ми-
нистра-начальника управления профессионального образования и науки министерства образования и науки Калужской  области В.В. Доможира; ректора ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» (КГИМО), кандидата социологических наук Т.А. Артемовой; члена Союза писателей России, кандидата культурологии, автора УМК по программе «История религиозной культуры» А.В.Бородиной;   доцента, зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, доктора педагогических наук Т.В.Скляровой; старшего научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства РАО, советника главы Администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания Т.В.Анохиной и др. О том, как в муниципалитетах организовано преподавание курса «Основы православной культуры», рассказали глава Администрации Боровского района Г.С. Новосельцев, глава Администрации Тарусского района Е.М. Мальцев,  глава города Тарусы Н.Д.Верзилина, начальник управления образования города Калуги С.А. Терехина, директора и учителя школ города Калуги и  районов Калужской области: Барятинского, Боровского, Дзержинского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Малоярославецкого, Тарусского. На выездном заседании в Тарусе прозвучало,  что по данным, имеющимся на сегодня  в Епархиальной комиссии религиозного образования и духовного просвещения, около 70% учителей нашей области используют учебно-методический комплект, разработанный А.В.Бородиной. Однако это свидетельствует лишь о тенденции перехода к системному преподаванию, которое еще только предстоит повсеместно осуществить.

Н.Н. Бондаренко, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», выступая на Секции в первый день Чтений, подчеркнул, что в бесконечных спорах вокруг темы ОПК порой теряется смысл введения нового предмета. Он же заключается в том, чтобы вырастить человека с верным мировоззрением, в которое входят такие ценности, как уважение к родителям и старшим, целомудрие и крепкая семья, трезвость, бережное отношение к Богом данному здоровью, трудолюбие, честность, любовь и подлинное братство. А.В. Бородина привела в докладе важный тезис из выступления специалиста Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, занимающегося федеральным экспериментом по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент призван не подменять и не вытеснять имеющийся в регионах опыт, а дополнять его и помогать распространению курса ОПК там, где раньше  регионы вообще не вводили ОПК.

На Чтениях также выступили викарий Киевской митрополии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) епископ Броварской Федосий, заместитель Председателя Законодательного Собрания Калужской области Г.М. Донченкова, заместитель Губернатора Калужской области Р.В. Смоленский; Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области О. А. Копышенкова; прокурор Калужской области  К. М. Кожевников; а также министр здравоохранения Калужской области С.В.Степанов, заместитель министра-начальник управления по опеке и попечительству министерства по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области А.Д. Белкина. В Чтениях приняли участие и выступили с докладами известные ученые из Москвы: профессор Московской духовной академии А.И.Осипов;  доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, факультет международной журналистики МГИМО МИД РоссииА.В. Носкова; редактор портала «Religare», действительный государственный советник 3-го класса А. В. Щипков; член редакции журнала «Фома», заведующий кафедрой философии МГИМО А.В. Шестопал; старший научный сотрудник ФГУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук Е.М. Тимошина;сопредседатель Общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности,  член Союза писателей России Т.Л. Шишова и другие. 

Вдумчивый читатель, познакомившись с содержанием научно-методического сборника, увидит духовно богатый теоретический и научно-практический вклад участников Чтений в духовное просвещение семьи и школы, а также в соработничество Церкви, государства и общества на благо земли Калужской и нашего Отечества.

 Редакционный совет

Другие статьи номера
Православный календарь