Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Калужский опыт привлекает внимание

Из доклада «Основы православной культуры как средство

формирования верного мировоззрения

подрастающего поколения России» на Секции Чтений

 

Если бы нам, россиянам, пришлось бы по некоторым обстоятельствам переехать на продолжительное или постоянное жительство в ту или иную мусульманскую страну, нам было бы разумно и целесообразно изучить традиции исламской культуры, чтобы достигать эффективного взаимодействия с партнерами, да и просто не опростоволоситься на бытовом уровне. Думаю, что если бы такие курсы существовали (а, возможно, они и существуют), то многие с радостью их прошли бы. Если и нет таких курсов, то только по той причине, что в реальности существует не так много людей - не мусульман, желающих переехать жить в мусульманскую страну. Так уж сложилось.

После московских беспорядков на межнациональной почве многие политики и общественные деятели заговорили о необходимости разработки мер и мероприятий, учебных программ, приобщающих мигрантов, нерусское население к русской культуре, к традициям русского народа с целью избежать непонимания, антагонизма в результате совместного проживания.

В этом смысле заслуживает изучения интересный опыт преподавания культурологического предмета «Основ православной культуры» в школах Калужской области, разработанный А.В. Бородиной (www.opk.orthodoxy.ru).

Как отмечали директора школ на прошедшем 21 января в г. Калуге Форуме «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», интерес к изучению культурологического предмета «Основы   православной культуры» проявляют не только родители и дети из русских семей, но и из мусульманских, численность которых по некоторым школам достигает 10%. По свидетельству педагогов, родители детей из традиционно мусульманских семей считают целесообразным приобщение своих детей к основам русской культуры, к традициям русского народа и получению элементарных знаний о Православии, что, по их мнению, будет способствовать взаимному уважению народов, интеграции мусульманского меньшинства в российское общество, в большинстве своем традиционно исповедующее Православие.

Калужская земля по внедрению «Основ православной культуры» в образовательный процесс в числе передовых. Между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви заключен Договор о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности.

В принятой резолюции Форума отмечается: «Опыт реализации предмета «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях области убедительно свидетельствует о том, что лишь при условии конструктивного сотрудничества школы, семьи, Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления возможно достижение устойчивых положительных результатов в деле духовно-нравственного воспитания учащихся».

В рамках прошедшего Форума принято решение сформировать рабочую группу по подготовке проекта Закона, регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание культурологического предмета «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона.

Надо отметить, что на примере Калужской области мы видим, как успешно реализуются руководством области и местным гражданским обществом поручения президента России Дмитрия Анатольевича Медведева по преподаванию в школе «Основ православной культуры» и проведению этого эксперимента.

Хотелось бы надеяться, что уникальный инновационный региональный опыт взаимодействия органов местного самоуправления, Церкви, педагогов и родителей в области духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи не будет уничтожен министерскими бюрократами.

Чиновникам Министерства образования и науки РФ нужно наконец-то научиться работать в условиях демократической страны, воспринимая и преумножая все лучшее, что есть в России на местном уровне.

В связи с конфликтами на межнациональной почве в молодежной среде, вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях становятся приоритетными. Рассказывая детям и молодым людям о необходимости толерантного (терпимого) отношения к людям другой национальности, мы лишь «припудрим носик», не решив проблемы по сути, о чем свидетельствует, например, усиливающийся антагонизм между традиционно европейским населением и мигрантами - мусульманами. Но, антагонизм этот существовал и ранее, сдерживался лишь законами и «мантрами» о правах человека и толерантности. Когда же европейцы осознали, что мусульмане не уважают их образ жизни и их идеи об извращенно понимаемых правах человека, считая их безнравственными, и, тем самым, невозможна их ассимиляция, то благожелательная среднестатистическая европейская улыбка сменилась на ненависть. И это только начало. То ли еще будет.

Поэтому без глубинного взаимного изменения-обогащения мировоззрений совместно-проживающих народов России, без взаимного изучения и приобщения к культурам народов России и, прежде всего, к культуре государство образующего русского народа, подлинного братолюбия не получится, как это не получилось в Европе.

Таким образом, наряду с опытом других стран, прежде всего, должен быть воспринят национальный опыт. То, как это пытаются решить в Калужской области, заслуживает внимания.

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь