Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 7

РАЗДЕЛ: СЛОВО ПАСТЫРЯ
Благодатный мир духовный

«Благодатный мир духовный»

С иеромонахом Иосифом (Королёвым) беседовал  Андрей Сигутин

В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, весьма распространены даже среди верующих. Не зря старец Алексий Зосимовской говорил одной супружеской паре: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих…» Авва Дорофей учил оставлять всякое дело, если оно грозит потерей внутреннего «устроения», то есть мира души.

— Отец Иосиф, насколько важно для православного человека стяжать душевный  мир?

— Господь заповедовал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я упокою вас», «…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И апостол Павел говорит, что плоды Духа — это «любовь, радость, мир…» Этот мир человеку дается от Бога.  Мешают стяжать этот мир  страсти человеческие, которые мучают каждого. Не какие-­то обстоятельства бывают причиной внутреннего неустройства души, хотя человек часто пытается бороться именно с ними. Душевный покой и сердечный мир можно найти только внутри себя, живя по заповедям Божиим.

Если  рассмотрим слово смирение, то там тоже корень «мир». А смирение, как известно, — одна из главнейших добродетелей христианина. Господь призывает нас быть подражателями Ему, научившись от Него смирению Это главное качество христианина.

— «Ирини» — по-­гречески «мир», благодатный духовный мир души, мир от Бога.

— Да. «Ирини» — мирное, безмятежное, бесстрастное состояние духа. Есть и другое понятие «исихия» —  «тишина».Слово «исихия» употребляется применительно  к подвижникам, которые стремятся достичь внутренней тишины. В миру это не представляется возможным. В поисках исихии надо жить где-нибудь на Афоне в полнейшем уединении.

— В  начале утреннего молитвенного правила есть замечательные слова о том, что перед тем, как начать молитву, нужно свои чувства привести в тишину.

— Да, но не всегда это получается. Часто бывает, что только в процессе молитвы у  человека наступает успокоение. Кто-­то из святых отцов сказал: что длинные молитвенные правила нужны, чтобы мог человек отойти от суеты и успокоиться. Краткость тоже нужна, но одна из целей тех же долгих всенощных бдений и других пространных молитвословий – отрешиться от суеты и приобрести душевный мир.

— Можно ли такое внутреннее состояние тишины, образно говоря, «включать» в течение дня?

— Нужно к этому стремиться. Сохранять спокойствие постоянно, при любых обстоятельствах – одна из основных задач христианина.

— Как, несмотря ни на что, сохранять внутренний мир?

— Это приходит с опытом. Главная помеха здесь — страсти и, прежде всего, гнев. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия — молчание уст при возмущении сердца». То есть прежде всего необходимо сдерживать свои уста, когда что­-то выводит из внутреннего равновесия. И когда мы раз за разом таким образом побеждаем себя, то приходит внутреннее успокоение. Стяжание внутреннего спокойствия начинается с внешнего, как и любая другая добродетель. Каждое сопротивление страсти ослабляет ее, и, наоборот, всякое потакание греху усиливает его действие. Это и есть духовная борьба. Постепенно такая внутренняя работа входит в привычку, а точнее, становится определенным состоянием души человека, несмотря на вражеские нападения через людей или обстоятельства.

— Как спокойствие­ равнодушия отличить от «православного» спокойствия?

— Богоугодное спокойствие основывается на смирении. У аввы Дорофея есть пример, когда у одного монаха спросили, как ему удается сохранять спокойствие, он ответил: «Что мне на этих псов обижаться?..» Если человек – христианин, то он никого не осуждает, ни о ком плохо не думает, считая себя недостойным рабом Божиим. И на основании этого воспринимает все события спокойно, как посланные от Господа. Он благодарит Бога за все жизненные обстоятельства, даже за скорби. И мир в его душе сохраняется.

Всегда необходимо помнить: Гос-подь ведет нас ко спасению разными путями, и часто человек должен пройти через скорби и страдания для очищения своей души.

— В народе говорят: «Что Бог ни делает — все к лучшему», и в Слове Божием написано: «любящим Бога… все содействует ко благу».

— Через искушения и скорби человек должен обрести мир душевный.

— После исповеди вы говорите прихожанам, чтобы они шли домой в спокойствии и старались сохранять это состояние?

— Конечно. Об этом же говорю и в процессе исповеди. Например, часто супруги пытаются воспитывать друг друга, выплескивая при этом свои гнев и раздражение. Но главное для семейных отношений – хранить мир. Здесь мы уже говорим не о внутреннем мире, а о мире в семье. Нужно уметь уступать в житейских мелочах. Более духовному супругу лучше смириться, и его вторая половина начнет исправляться, глядя на христианское поведение другого. В этом смысле смирение, душевный мир – важнее всех семейных обстоятельств. Все Господь потом устроит во благо.  Нередко из-­за пустяшной мелочи начинается  ссора, а лучше уступить и сохранить мир.

Если же кто-­то борется за правду, хочет добиться справедливости, то и это необходимо делать, сохраняя внутренний мир. Будет неправильным отстаивать правду с чувством раздражения, неприязни, злобы, вражды. Это уже от лукавого. Когда даже правое дело делается без душевного мира, оно не приносит пользы человеку, а только вред. 

— Как вы считаете, почему в миру очень много раздражительных людей?

— Всему виной человеческая гордость: кто­-то, например, считает себя лучше другого, потому раздражается и не может успокоиться. Не принимает все как волю Божию. Раздражительность – это отсутствие смирения. Смиренный же человек все спокойно воспринимает.

— Некоторые светские люди под душевным спокойствием понимают довольство собой. Это же неправильно?

— Конечно. Никогда нельзя быть довольным собой. Это противоположно смирению: гордыня, духовное самолюбование приводят к состоянию прелести и падения.

— Одна девушка начала воцерковляться, а семья была против. Она обратилась к батюшке, а он ей сказал, что главное в семье — мир, что лучше пока не ходить в храм, а священник и прихожане будут за нее молиться.

— Компромиссы нужны, конечно. Но каждая ситуация индивидуальна. А если говорить в общем:  в воскресный день надо, несмотря ни на что, идти в храм. Но я согласен, что не должно быть конфликтов и скандалов в семье. Бывает, человеку явно мешают идти к Богу. В какой­-то ситуации, возможно, нужно и потерпеть «гонения» от родственников.  Родители той девушки постепенно успокоятся: в какой­-то степени через них действует лукавый.  Нельзя потакать этому, отказываясь от спасительной веры Христовой.

— А если  человек   расстроен, получил неприятное известие. Как ему успокоиться?

— Нужно помнить, что все посылается от Бога, и благодарить Его за все. Есть даже акафист «Слава Богу за все».  Надо стараться спокойно относиться к разным обстоятельствам жизни. Но некоторые из них мы не можем воспринимать спокойно, поскольку мы живые люди. Потерю родственников или другие скорбные обстоятельства человеку свойственно воспринимать эмоционально. Но в отличие от неверующих, мы не должны впадать в панику, доходить до отчаяния и заставлять страдать других. В молитве и уповании на Бога мы черпаем силы.

— Как тем, кто живет в миру, отойти от суеты?

— С утра хорошо читать молитву оптинских старцев, где есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день…» Надо помнить о том, что все происходит по Промыслу Божию. Как сказано в той же молитве оптинских старцев: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой…». Если человек это понимает, то все воспринимает правильно.  Если, допустим,  на работе, человек ведет себя спокойно, то и другие вокруг него будут успокаиваться. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся…»

— Кстати,  как правильно понимать «дух мирен»?

— Это духовный мир, который ничем не возмущается, ничем не раздражается. Это не душевное состояние, а духовное. Оно достигается именно борьбой со страстями, годами непрестанной внутренней работы над собой. Когда человек благодушно терпит оскорбления, не помнит зла и правильно воспринимает неприятности в жизни, то постепенно доходит до состояния, когда со спокойствием и благодарностью относится ко всему, что с ним происходит.

— Следовательно, существует прямая зависимость между духовностью и спокойствием. Чем человек духовнее, тем должен быть спокойнее.

— Да. От природы по темпераменту все люди разные. Кому-­то это бывает тяжелее, кому-­то легче.

— Святой Ефрем Сирин писал, что сам поначалу был весьма раздражительным…

— Тем не менее, все мы должны стремиться к приобретению душевного мира. А страсти у каждого свои, и с ними нужно бороться.

— Если навязчивые  мысли не дают человеку покоя, как с ними бороться?

— Они бывают разных видов. У святых отцов об этом можно почитать. Есть хульные помыслы, в которых подробно не исповедуются, а есть навязчивые. Все люди разные. Например, у женщин часто бывает очень развита мнительность, тяжело им бывает от этого уйти. Святые учат:  если хульные помыслы приходят, то говори: «Не мое это, не принимаю». Это состояние не от Бога, поскольку дурные мысли человеку всевает враг рода человеческого. Греха в этом нет.

— От многих невоцерковленных людей приходилось слышать: «Когда заходим в храм поставить свечку,  все успокаивает, умиротворяет».

— Этому способствует атмосфера храма – Царства Божия на земле. В любом храме это чувствуется. Заходя туда, человек попадает в другой мир. Дом Божий, даже среди суетной Москвы и любого большого города, как островок умиротворения. Когда люди туда заходят хотя бы поставить свечу, то, по­-мирски говоря, они «заряжаются» благодатью. Мы это объясняем духовно: побыв в храме даже несколько минут, люди получают от Бога благодать, выходят уже другими. От сердечного настроя человека тоже многое зависит. Он может прийти в храм просто формально, тогда благодать не коснется его: Бог зрит на наши сердца. Если человек готов принять благодать, милость Божию – он принимает. Чаще всего в монастыре мы видим хороших людей. Благоговейные к нам люди приходят, потому и получают просимое от Бога, и изменяются к лучшему.

— Еще успокаивает, когда думаешь о другом человеке только хорошее, видишь в нем только положительные черты.

— Да, особенно, если это касается наших близких или сослуживцев. Конечно, видеть в людях необходимо только хорошее, понимая при этом: у каждого свои недостатки.

— Тем более, что Бог дает силу быть любящим и добрым.

— Да. В каждом человеке мы стараемся видеть образ Божий, его хорошие качества и не замечать ничего плохого. А если видим что-­то негативное, то относимся к этому как к немощи человеческой, как к болезни. Например, видим, что в миру молодежь грех творит, но у нас нет плохого чувства. Есть чувство жалости, сострадания. Жалко поколение, которое пропадает.  Мы любим грешника, но ненавидим грех.

— А если творить Иисусову молитву, это тоже способствует спокойствию?

— Да. Некоторые святые отцы говорят, что заниматься умным деланием тяжело, сложно и даже опасно — можно в прелесть впасть. Но есть опыт святых отцов, которые советуют, как правильно это делать. Известно, что оптинские старцы благословляли своих уже воцерковленных духовных чад заниматься Иисусовой молитвой. Очень большую силу она имеет. Помогает, прежде всего, успокаивать свои страсти, находить душевный мир во всех обстоятельствах. Она краткая, поэтому ей удобно молиться в течение дня. Человеку легче сосредоточиться на словах краткой молитвы, чем длинной. В миру, конечно, сложно этим заниматься, но все равно к этому призывают все, про это много книг написано,  «Добротолюбие для мирян», например.

— Читал о том, что помогает обрести душевный мир богомыслие. Что это такое?

— Это чтение Священного Писания, духовной литературы и размышление о Божественном. Если какое­-то слово Священного Писания касается сердца человека, то святые советуют остановиться и поразмышлять над ним.

И вообще чтение Священного Писания и духовной литературы успокаивает. Конечно, иной раз тяжело бывает человеку приступить к душеполезному чтению, но все равно надо понудить себя к этому. Надо потрудиться. Чтение очень помогает.

— А часто обращаются по поводу разногласий в семье?

— Когда священник венчал пару и ведет ее, то бывает по­-разному. Хорошо, когда к одному священнику ходят муж и жена. Если жена одна ходит — это сложнее. В таком случае просто говорю ей, чтобы смирялась, терпела. Когда один человек начинает исправляться, то и другой исправится. Но надо прийти к этому состоянию смирения. 

— А обращаются ли к вам, допустим, свекровь с невесткой по случаю разногласий?

— Отец Андрей Ткачев говорит, что современные родители нарушают заповедь Божию: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А родители вмешиваются в отношения детей­-супругов. Даже часто разрушение браков происходит из­за этого.

В таких случаях говорим, что если есть возможность – нужно жить отдельно от взрослых детей. А нет такой возможности — с любовью терпеть, молчать. Раз Господь такой крест послал, то надо его нести. Значит, такой период жизни, надо потерпеть… Раньше наши родители, бабушки, дедушки жили в одном доме и по двадцать человек — нормально, дружно жили.

— А что вы еще хотели бы сказать по нашей теме?

— Без мира душевного никакая добродетель не принесет пользы, никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Это особенно необходимо в современном обществе, где кипят страсти и суета.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь