Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 7

РАЗДЕЛ: СЛОВО ПАСТЫРЯ
Молитву слышит Бог

«Молитву слышит Бог»

С архимандритом Серафимом (Савостьяновым) беседовала Нина Замахина

— Отец Серафим, каким был Ваш путь к вере?

—   Путь к Богу сложен у каждого человека. До определенного момента ни о вере, ни о Боге я, как и многие, не задумывался. Конечно, что-то слышал, но это все было на уровне соблюдения определенных традиций, которые издавна существовали и не прекращались даже в советское время. Люди по традиции красили яйца, пекли куличи. Вспоминается случай, когда лектор приехал в большое село читать богоборческую лекцию, а ему священник говорит: «Хочешь, я тебе в двух словах сейчас докажу, что Бог есть и что люди верят в Бога?». Полный зал людей собрался, батюшка выходит: «Христос воскресе!» – Все в ответ: «Воистину воскресе!». Священник говорит: «Ну вот, пожалуйста». То есть были определенные традиции, которые соблюдались всегда. Бабушка по отцовской линии у меня была верующая. Она регулярно в храм ходила, жила церковной жизнью. Она молилась за каждого из нас. Молитву слышит Бог. Господь ждет определенного момента, когда человек сможет прийти к Нему. Такой момент для меня настал.
По окончании школы я сам, без чьих-либо уговоров, пошел в один из храмов нашего города. Сходил раз, сходил два и стал посещать храм регулярно. Работал я тогда старшим пионерским вожатым в школе, поэтому суббота и воскресенье у меня были свободные, я мог спокойно ходить в храм. В армию меня не взяли, комиссовали по состоянию здоровья, я устроился на завод и продолжал посещать храм. А весной мне предложили перейти на работу в храм, стать алтарником. Путь начального моего воцерковления быстро прошел. Конечно, были и трудности. Многие друзья меня не понимали – смеялись надо мной. В 1990-м году я уже подал документы в семинарию. Вы помните этот период, когда многие бросились в бизнес: кто-то баулы из Турции возил, другой еще чем-либо подобным занимался... И мне друзья хвалятся: «Да вот я сейчас пойду, у меня дядька занимается бизнесом, у меня денег будет…». А я ему: «Я тебе разве про деньги говорю? Я, к примеру, когда на заводе работал, получал 260 рублей (хорошая по тем временам зарплата). Когда в храм перешел работать, у меня зарплата стала 115 рублей. Понимаешь, – говорю, – разница какая. И в семинарию я иду не ради того, чтобы у меня потом было много денег». Если светским языком говорить, то это были идейные убеждения, а так это вера, конечно. В семинарию поступил с первого раза, хотя священники нашего храма не верили, что я поступлю. Далее был монастырь в Малоярославце. Тогда это был мужской монастырь. Семь лет заведовал канцелярией Калужского епархиального управления (уже в сане иеромонаха). А затем было назначение на нынешнюю должность – почти 14 лет назад.
—  Был возрожден и Свято-­Пафнутьев Боровский монастырь. Трудно было восстанавливать обитель?

—  Было трудно, трудно и сейчас. Когда не будет трудностей — развитие прекратится, начнется застой. Напомню, что возрождение обители началось с 29 декабря 1990 года, когда исполком Калужской области удовлетворил ходатайство митрополита (тогда архиепископа) Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородицы Свято-­Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. С первых дней восстановления внешнего благолепия обители первостепенное значение придается духовной жизни монашествующих и распорядку дня. В этом сокрыта основная причина расцвета обители преподобного Пафнутия. На сегодняшний день отремонтированы храмы и кельи, восстановлены фрески собора, приведены в порядок крыши корпусов и купола. Насельники обители ведут служение и в приписанных к монастырю двух храмах: в Калуге — в храме в честь Преображения Господня, и в Боровске — в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С 2000 года при монастыре работает воскресная школа для детей, при школе организована театральная студия «Ковчег».  Действует воскресная школа и для взрослых. С 1998 года издается газета «Вестник», с 2007 года — детский журнал «Кораблик», с 2010 года — газета для учителей и родителей «Боровский просветитель». С 2011 года при монастыре была создана Православная молодежная дружина Боровского края.

Отвечая на вопрос о трудностях возрождения обители, я хотел бы сказать вот о чем: хорошо, конечно, что у нас в стране возрождаются и строятся новые храмы и монастыри. Однако главное — не закрыться в этих стенах, чтобы это не стало целью.  Стены — как были стенами, так и останутся. Возрождение Святой Руси — это, прежде всего, возрождение души человека. А что такое возрождение души? Это изменение ментальности человека, изменение восприятия мира.

Сорок лет ходили израильтяне по пустыне Синайского полуострова. Почему Господь не допускал их в землю обетованную? Он ждал, чтобы выросли младенцы, родившиеся в земле египетской, чтобы они за сорок лет хождения по пустыне обрели новое мировоззрение, с которым и вошли бы в землю обетованную. Важно было, чтобы они росли под воздействием совершаемых Господом на их глазах чудес, чтобы они утверждались в вере в Бога. Вот и ходил богоизбранный народ до тех пор, пока не вымерли люди роптавшие, с устоявшимися воззрениями, мешавшими постигать смысл явленных Господом чудес. Поэтому, мне думается, что 25 лет возрождения Русской Православной Церкви можно сравнить с половиной сорокалетнего периода хождения по пустыне. Хотя мы и перешли рубеж двадцати лет, нашему обществу, которое воспитывалось на протяжении 70-­ти лет в совершенно другой идеологии, тяжело измениться. Конечно, определенные результаты достигнуты, но есть еще много проблем, их предстоит решить.

— Тем не менее, вы с оптимизмом смотрите в будущее?

— Да. Если мы не будем с оптимизмом смотреть в будущее, то каков же смысл нашей жизни? Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Оптимизм должен быть у человека всегда.

— Есть люди, которые заходят в храм для того, чтобы показать, что и они причастны к духовной жизни. Можно ли до них достучаться, чтобы они шли по зову сердца, души, а не отдавая дань времени, моде?

— Думаю, что можно и нужно. Господь сказал: «Стучите — и отворят вам» (Мф. 7:7).

— А такие люди есть?  

—  Конечно, есть. За двадцать пять лет, начиная с 1988 года, в нашей стране мы восстановили стены храмов, монастырей, крестили всех пожелавших креститься. Но привели ли мы людей в храм? Теперь пора бы уже переходить от количества к качеству, то есть заниматься непосредственно самими людьми, особенно работать с молодым поколением, помогая каждому осознать, что основная задача христианина — спасение своей бессмертной души. И какие бы препятствия у нас ни возникали — ничто не должно нас останавливать. Господь с нас спросит (я говорю про пастырей Церкви) за каждого человека, который к нам приходил, приходит или придет. И, осознавая эту ответственность за душу каждого человека, мы обязаны больше внимания уделять просвещению людей, раскрывать смысл заповедей Евангелия. И так будет освящаться путь к единению, миру среди людей.

— Отец Серафим, что Вы пожелаете читателям?

— Прежде всего, хотел бы пожелать, чтобы в душе каждого человека были мир и душевный покой.
Христианство, православие всегда несло в себе единение, мир среди людей. В душе наступает разлад, когда вносится что-то чуждое для искренне верующего человека, христианина. Это разделение, происходящее в душе человека, выплескивается наружу, проявляется и в разделении самого общества, люди озлобляются.

Пока не будет любви внутри нас, той любви, которую нам оставил Спаситель, о которой говорит апостол Павел,  жертвенной любви, когда своей любовью мы покрываем немощи и недостатки окружающих нас людей, не будет любви и к нам.
Верующим читателям напомню слова апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4: 20).
Еще раз мне бы хотелось пожелать, чтобы любовь и мир были между людьми. А когда будут любовь и мир между мужем и женой, между родителями и детьми, между всеми окружающими людьми, будет благополучие и во всех делах.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь