Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 4

А вы задумывались о таинстве Венчания?

Современная жизнь не проста. Множество насущных вопросов и проблем каждый день будоражат людские умы. Но вместо того, чтобы пытаться решать их проверенными методами, опираясь на канонические законы и двухтысячелетний опыт Церкви, люди лишь еще больше усложняют себе жизнь, пытаясь решать свои проблемы незаконным (греховным) способом. В результате люди окончательно запутываются и отчаиваются. Именно в таком потерянном состоянии они чаще всего и приходят в храмы и на совет к священнику, так как что-то подсказывает им, что именно в Церкви откроется   неведомый им ранее путь  разрешения своих проблем.

Чтобы оказать духовную помощь всем нуждающимся, Издательство Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в мае 2011 года открыло на своем сайте (http://www.pafnuty-abbey.ru/) рубрику «Задать вопрос священнику».  Теперь, используя современные интернет-ресурсы, люди могут быстро получить ответы на свои наболевшие вопросы, буквально не выходя из дома.

Тематический спектр вопросов,  заданных  за  несколько месяцев, крайне велик. Но все же наиболее актуальной и востребованной  является тема  семьи. Предлагаем читателям ознакомиться с ответами на вопросы, связанные с таинством Венчания.

Вопрос (Александр): Доброго Вам дня! Мне 44 года, разведен, имею взрослого сына. Живу гражданским браком 4 года. Регистрироваться не собираемся. На всякий случай написал завещание на мою  гражданскую жену. Вопрос: неужели нужна обязательная государственная регистрация для совершения Таинства венчания? Деды и прадеды наши обходились и без этого. Как быть? Получается, что мы живем во грехе...

Ответ священника:

Во времена дедов и прадедов, когда Церковь не была отделена от государства, Венчание имело и юридическую силу. Поэтому регистрации в нашем теперешнем понимании не было. ЗАГСы - это явление чисто советское, появившееся в декабре 1917 года, то есть фактически сразу после революции. А уже 20 января 1918 года последовал известный декрет Совнаркома РСФСР об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Одним из пунктов этого богоборческого декрета было: Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений. Таким образом, юридически-правовая часть семейного вопроса была отделена от церковной.

В наше время юридически Православная Церковь так и остается всего лишь одной из других религиозных организаций в стране, хотя исторически она была господствующей и являлась государственной религией России. В результате необходимость ЗАГСов остается и в наше время.

Поэтому, исходя из современной исторической ситуации, вы не являетесь мужем и женой ни перед государством, ни перед Церковью, а значит живете в грехе.

Люди хотят венчаться без росписи, потому что боятся юридической ответственности.

Они не хотят признаться в этом, настаивая на том, что в истории были периоды, когда   венчали без росписи. Будьте честны хотя бы перед собой. Если любите друг друга, то почему не хотите узаконить свои отношения, почему боитесь ответственности? А если боитесь, то любите ли?

Поскольку без государственной росписи брак не считается действительным, то Церковь не венчает таких людей, призывая их к сознательному и ответственному отношению к браку.

Вопрос (Александр): Доброго Вам дня! Спасибо за ответ, знал, что именно так Вы и ответите. В данном случае так и поступим, зарегистрируемся официально, затем обвенчаемся. Однако есть другой вопрос: а Таинство Венчания было у Адама и Евы? Или они исключение? И неужели государственные законы первичнее законов Божьих? И почему необходима справка госчиновника, чтобы жить правильно? А если завтра чиновники издадут указ, что для Таинства Крещения необходимо, как и для получения водительских прав, получить справку из психдиспансера и наркологического центра, то получается, что и в данной ситуации потребуется справка? И что такое государство? Сегодня оно есть, завтра - нет, а Бог всегда останется. Заранее прошу простить за глупые вопросы.

Ответ священника:

Отвечу цитатами из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. "Возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти...

Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:2).

Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии...

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям...

Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX века): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства»». (Основы социальной концепции РПЦ. III гл. Церковь и государство).   

Надеюсь,  из этих цитат вы поняли, что государство не должно иметь никакого отношения к Таинству Венчания и вообще не должно вмешиваться в дела Церкви, равно как и Церковь в дела государственные.

То, что Господь Сам привел к Адаму жену, конечно, говорит о том, что Он их обвенчал. Если Сам привел, то, конечно, и благословил. Обвенчатьс - это и означает получить благословение Божие на то, чтобы завести детей и правильно (по закону Божию) их воспитать. В Библии так и сказано: "И благословил их Бог: плодитесь  и размножайтесь..." (Быт.1:28). Если бы и сейчас Господь за руку приводил бы мужьям их жен, то не нужны были бы ни ЗАГСы, ни Венчания (людьми творимые). Но Господь дал нам возможность самим действовать и решать, а значит, и земные (человеческие) учреждения необходимы. Так что Адам и Ева действительно своего рода исключение. Они первые люди и сотворены (и обвенчаны) Самим Богом, а потому выпадают из общего естественного строя. Все остальные (их потомки) уже рождались естественным путем.

Если государство правильно и со всей ответственностью выполняет свои функции, то нет необходимости ему противиться. Поэтому Церковь и призывает своих чад быть законопослушными. Но если "власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению" (Там же).

Вопрос (Алевтина): Доброго дня вам, спасибо, что отвечаете на наши вопросы! У меня проблемы с рождением ребенка, да такие, что если одну я вылечиваю, тут же появляется другая. Прочитала, что батюшка посоветовал какой-то паре обвенчаться, и все у них наладилось, но мой любимый и заботливый муж не хочет венчаться. Я могла бы его упросить, но мне не хочется насильно это делать. Права ли я? Что вы посоветуете? Заранее спасибо.

Ответ священника: Во-первых, по поводу венчания. Из ваших слов видно, что вы наделяете венчание какой-то сверхестественной силой: стоит только венчаться - и все сразу (автоматически) наладится. Это ошибка. Венчаться действительно нужно, но это не панацея, которая избавит вас от всех проблем. У нас много других грехов, за которые мы страдаем и несем ответственность. И это необязательно отсутствие венчания.

Что же касается мужа, то вы ошибаетесь, если полагаете, что убеждение - это насилие. Убедить - это не значит насильно заставить. Человек все равно сам примет решение, и выбор остается за ним. Но наши доводы помогут ему определиться с правильным выбором. Для спасения души Господь даже заповедует прибегать к убеждению. Вспомните Евангелие: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф.18:15-17). Видите, Господь не просто заповедует убеждать человека, но и привлекать для этого еще двух или трех свидетелей. В Ликаонском городе Листре апостолы Варнава и Павел убеждали народ не приносить им жертвы и едва смогли убедить (Деян.14:18). Лидия убедила Павла со спутниками остаться жить у нее в доме (Деян.16:15).

Заставлять человека и насиловать его волю действительно нельзя, но объяснить плюсы и правильность чего-то (например, венчания как благословения Божия) можно. Помощи вам Божией.

Вопрос (Галина): Здравствуйте, батюшка!  У моих знакомых такой вопрос: могут ли венчаться люди, если у них уже было 2 и 3 брака (невенчаных)? Спаси Господи!

Ответ священника: Если христиане уже состояли в трех браках, то четвертый брак недопустим.       "На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Долгое время он вообще не получал церковного благословения. Святой Никифор Исповедник († 828), патриарх Константинопольский, полагал двухлетнюю епитимию тем, кто вступал во второй брак. Но такая строгая дисциплина в этом вопросе потеряла силу уже в ХI веке. Впоследствии Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака. Появилось "Последование о второбрачных", сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное современное венчание.

В настоящее время "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания двумя покаянными молитвами. Обручение совершается, нет вопрошений о добровольном и непринужденном вступлении в брак, венцы возлагаются.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

В затруднительном положении оказываются священники, когда к ним обращаются с просьбой совершить венчание супруги, которые прожили в браке уже много лет без церковного благословения. Некоторые из подобных просителей имеют не только взрослых детей, но даже и внуков. Естественно возникает вопрос: каким же чином венчать их? Ни чин обычный, ни чин о второбрачных не подходит. Здесь уместно воспользоваться чином "благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" из Требника (Львов, 1873)" (настольная книга священнослужителя, IV том).

Вопрос (Ольга): Здравствуйте, батюшка! Мы с мужем прожили пять лет и собираемся венчаться, но как правильно одеться? Можно ли надеть платье с коротким рукавом? Я об этом  спрашивала у батюшки, а  он говорит, что это мой  выбор.

Ответ священника:   Конечно, священник может сказать, что выбор за вами, но в душе любой батюшка хочет, чтобы все соответствовало  важности момента. Ведь это же Таинство, то есть совершается непостижимая для человека тайна. А никакой священник не хочет, чтобы в его храм люди пришли на таинство в вульгарном виде. Все эти поправки на "современность" (пусть приходят в храм в чем угодно, лишь бы приходили) очень условны и икономичны, то есть разрешены лишь в качестве допустимого попущения. Но Церковные Каноны и элементарные правила церковного благоприличия никто не отменял. Если апостол предписывает молящейся женщине покрывать голову, то она должна ее покрывать и в апостольское время, и за пять минут до Второго Пришествия Христова. И если вы это понимаете, то грех не выполнять.

Главное, чтобы платье было приличное, это касается и декольте, и длины юбки. Из уважения к святому месту (храму) и церковному благочинию, платье должно отвечать церковным нормам приличия: длина юбки ниже колен, прикрыты плечи и руки. Сейчас можно очень красиво и элегантно прикрыть голову, так что это не проблема. Что касается цвета женского облачения, то он должен быть светлым, что является выражением радости. Белый цвет - символ чистоты и более приличен девицам. Но и он не запрещается.

Да благословит вас Господь.

Отвечал иеромонах Роман

(Кропотов)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь