Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 4

Чадородие - дар Божий

Начиная работать над этим материалом, я позвонила Валентине Михайловне Антоновой, заведующей родильным отделением  Боровской районной больницы, и спросила: «Сколько в этом году родилось деток и сколько их родилось в многодетных семьях»? Ее ответ меня обрадовал. Оказывается,  из 350 рожденных детей 60 родились в многодетных семьях. Третьими родились 44 ребенка, 10 детей - четвертыми, четверо - пятыми, а двое - седьмыми. Правда, в целом по району на 1января 2011 года, по сравнению этим же периодом 2010 года, количество многодетных семей немного уменьшилось. Галина Станиславовна Крамарова, заведующая  отделом социальной помощи, сказала, что в нашем районе проживает сейчас 178 многодетных семей, где растет 596 детей. Семей с девятью, восемью и семью детьми - по одной, с шестью детками - три семьи, с пятью - 8, а с четырьмя детьми - 22 семьи! В трехдетных семьях живет 426 детей. Это сухая, хотя и весьма красноречивая статистика.

Как известно, Господь дал человеку многие дары: дар любви, дар милосердия. Но есть один дар, который Господь не просто дал человеку, но и заповедовал ему как один из путей прохождения  его земного жизни. Этот дар - дети. Вспомним первую заповедь, данную Господом человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28). Господь заповедал мужчинам и женщинам создавать семью как малую Церковь и  рождать детей. Из этой заповеди очевидно, что детей в семье должно быть несколько, чтобы земля наполнялась людьми.

Кто-то одарен Господом меньше, кто-то больше, кто-то вообще лишен этой радости. Значит ли это, что чем больше в семье детей, тем больше она одарена, облагодетельствована Творцом? Многие так  не  считают. Почему? Может потому, что за  годы  безбожной власти у нас в стране была разрушена традиция создания больших многодетных семей? Большинство невоцерковленных людей считает, что один-два ребенка - норма, а что свыше - то от безответственности. Сколько раз женщины, готовящиеся стать матерями в пятый или седьмой раз, выслушивают и от врачей, и от соседей: «Зачем вы плодите нищету?» Многие многодетные семьи неоднократно убедились в мудрости пословицы: «Даст Бог ребенка, даст и на ребенка». На портале «Православие и мир» был проведен опрос многодетных семей. Журналисты  просили рассказать, замечали ли люди в своей жизни, что, если Бог дает детей, то дает и на детей. Абсолютное большинство многодетных родителей ответили, что именно так в их жизни и было: с первыми детьми нередко были очень трудные условия жизни, а по мере рождения детей все проблемы неожиданно решались.

Принять подарок от Господа, новое дитя, - это само по себе чудо и радость безграничная. Тогда почему многие оценивают это как безответственный поступок. Почему? Из-за нелюбви к детям? Или любви к спокойной сытой жизни? Или по другим каким-то причинам? Понимаем ли мы, как трудно организовать жизнь многодетного семейства? Трудно материально, физически, но чаще всего - морально. Непонимание окружающих, иногда даже осуждение - хуже и тяжелее финансовых проблем. К сожалению, иногда сами многодетные семьи, не сумевшие организовать нормальную жизнь большой семьи, создать достойные условия для жизни детей, дают основания для такого отношения окружающих.

Есть многодетные семьи, которые вызывают у меня чувство восхищения. Это семьи, воспитывающие не только своих рожденных детей, но и разделившие свою родительскую любовь с детками, оставшимися без попечения родителей.

Пословица говорит: «Сироту пристроить, что храм построить». Недавно я познакомилась с Раисой Дмитриевной Гончаровой из села Комлево, которая, если следовать словам пословицы, построила в своей жизни три храма, потому что приняла в семью и воспитала троих детей. Господь послал ей трех девочек: Оксану, Ирину и Надежду. Когда дочери выросли, в семье появилось три мальчика: два Николая и Александр, которым Раиса Дмитриевна стала настоящей матерью. Конечно же, было нелегко. Она рассказала мне, как по ночам вязала шарфы и шапки, чтобы продать их и хоть немного пополнить свой семейный бюджет. Рядом с мамой и старшими сестренками мальчишки научились терпению, выносливости и даже преуспели в рукоделии. На Пасхальных и Рождественских выставках мы неоднократно видели замечательные вязаные салфетки, скатерки, игрушки, прихватки, сделанные  детьми  Раисы Дмитриевны.

Антон Семенович Макаренко, великий педагог, который смог воспитать десятки трудных детей, был принципиальным сторонником большой и дружной семьи. Он считал, что «система единственного ребенка» делает задачу воспитания исключительно трудной. Даже в скромной семье единственный ребенок превращается в принца или принцессу. Родители воспринимают его не иначе, как единственного претендента на счастье и удачу. «Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение. Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества.

В «Книге для родителей»  он показывает, какой должна быть идеаль­ная, с педагогической точки зрения, семья: «Если у вас не может быть больше  одного-двух детей по каким-то причинам, берите из детдома еще двух-трех. Чтобы дети развивались нормально. Сделайте это обязательно, как бы ни затруднительно было ваше материальное положение. И самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей «косой» семье, избавив ее от опасного крена».

 А образцовой семьей он называл семью, где не пять, и не десять, а тринадцать. Все дети в этой семье «поражали окружающих удивительным спокойствием своих характеров. В этом переполненном семействе почти не слышно было плача. Даже самые младшие никогда не задавали таких «оглушительных концертов», какие случались в других семействах. Для  православных людей одним из примеров многодетной семьи является семья Василия Великого, воспитавшая  десять детей. И мать его, и четверо детей из десяти прославлены в лике святых, в святости отца и остальных детей Григорий Богослов тоже не сомневался. А какой пример гармоничной и любящей семьи явила нам  Царская семья, прославленная недавно в лике страстотерпцев.

В заключение этого небольшого рассуждения о даре чадородия, я хочу  познакомить вас с небольшим рассказом матери пятерых детей Ирины Федотовой из города Губкина Белгородской области,  с которой мы познакомились на фестивале «Семья России». Ирина рассказала, как спросила однажды свою 83-летнюю бабушку, вырастившую шесть детей: «Почему вы раньше не боялись рожать, ведь после войны была разруха, голод, Сталин что творил? На кого надеялись?» Бабушка ответила: «Надеялись на себя да на Бога. Как Господь управит, так и будет. Воспитывали нас так: раз замуж вышла - детей надо рожать сколько Бог даст. Да и Сталин аборты запретил, об этом мы и подумать боялись. Все в нищете жили, надеялись на лучшее». Ирина спросила бабушку еще и о том, почему раньше дети здоровыми были, хотя люди жили в нищете»? Бабушка ответила: «Потому, что раньше греха было меньше. Замуж  выходили девушками, на чужих мужей не заглядывались, родителей почитали, аборты не делали, ладно жили. Греха было меньше. Вот говорят, что виновата плохая экология. А что такое экология? Это как человек относится к природе. Раньше человек брал у природы столько, сколько ему нужно было для пропитания, чтобы выжить. А сейчас что творится? Все только для обогащения, а что дальше будет - никто не думает. Это и есть грех, грех стяжательства. За это и получаем наказание от Господа. Через детей Господь вразумляет. А мы, вместо того чтобы принять этот крест, отказываемся от него, не рожаем деток, не искупаем свои грехи через детей». Говорят, что «устами младенца истина глаголет». Думаю, что устами убеленных сединами  стариков «глаголет» мудрость.

Кому-то Господь не дает детей, кому-то дает одного, кому-то - пятнадцать, но важно чтить волю Господа и принимать Его дары с благодарностью.

Галина Крупина

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь