Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 4

Иллюзия "научного мировоззрения"

Тамара Александровна Флоренская (1936-1999) - известный  отечественный ученый, доктор психологических наук.

 

Предлагаем педагогам и родителям познакомиться с размышлениями Тамары Александровны Флоренской,  разработавшей теорию и практику диалога в христианской антропологической  психологии. Ученый пишет,   что не только общение диалогично, а что следует учитывать диалогичность содержания образования, которое формирует мировоззрение. Недооценка этого факта, а также пренебрежение им, приводит к тому, что   рационализм нашей системы обучения и воспитания  убивает творческое начало в ребенке. Воззрение на мир подразумевает зримую образность, а не понятийную абстрактность. Мировоззрение целостно и потому, что является синтезом чувства, разума и воли человека.

М.М. Пришвин писал: «Я думал о маленькой гвоздичке, определившейся на лугу по образу солнца, и понимал ее существо как рассказ о солнце, исполненный выразительной силы, и через нее вернулся внутрь того круга, каким обведена природа моего тела и освоена моей личностью.

Мне казалось, что из этого круга заключенной природы можно выглянуть, как выглянула гвоздичка, и всю природу со всеми ее вселенными понять как свою собственную, и что вот такая ботаника, такая зоология и геология, и физика, и химия, такая «природа» должна лечь в основу воспитания наших детей, а не учебники, составленные по частным догадкам ученых».

Воспитать у ребенка действительно целостное мировоззрение - это и значит помочь ему «всю природу со всеми ее вселенными понять, как свою собственную». Такое мировоззрение не абстрактно, а образно, конкретно. Да и само слово «мировоззрение», т. е. воззрение на мир подразумевает зримую образность, а не понятийную абстрактность. Мировоззрение целостно и потому, что является синтезом чувства, разума и воли человека.

Наша школа, выполняя социальный заказ «формировать у учащихся научное мировоззрение», на протяжении десятилетий калечила сознание детей, обкрадывала их души, иссушала сердца. Да и что такое это «научное мировоззрение»? Разве возможна целостная картина мира, составленная по частным догадкам ученых? Научные достижения человечества велики и заслуживают уважения, но вся история науки говорит о бесконечной текучести, изменчивости научных представлений. Развитие наук, вопреки романтическим ожиданиям просветителей, идет не к созданию единой целостной картины мира, а к их дифференциации. Из пестрой мозаики научных данных совершенно невозможно выстроить целый и единый образ мира. Представители не только разных наук, но и специалисты в разных областях одной науки говорят на столь различных языках, что, подобно строителям Вавилонской башни, совсем не понимают друг друга. И подобно Вавилонской башне, рушится сама идея целостного научного мировоззрения. Пора расстаться с этой иллюзией.

Рационализм нашей системы обучения и воспитания убивает творческое начало в ребенке. Лишь одаренные, сильные натуры способны пробиться сквозь стену рационализма.

Вот как, например, рассказывает П.А. Флоренский о своем детстве.

Родители старательно оберегали его сознание от всего таинственного и сказочного, стараясь воспитать его «научное мировоззрение»: «С охотою воспринимал я всяческие объяснения жизни, самые рациональные, впитывал их в себя; но в душе оставлял право думать, в конечном счете, наоборот, быстро раскусив некоторую прагматическую, в смысле рабочей, полезность рациональных объяснений, равно как их производность, условность и пустоту. Я быстро научился жить двумя умами: на поверхности - умом взрослых, приняв с легкостью законы логики, и в глубине - умом своим, детским...» Взор детской души стремился к таинственному, необъяснимому: «к существам очаровательным и благодетельным, к душам цветов, и птичек и ручьев, к феям и эльфам...» Из глубины души ребенка возникали эти чудесные образы, а не из услышанных и прочитанных сказок и мифов. Да и сказки, как писал еще Гофман, «не оставили бы в нас такого глубокого следа, если бы в душе нашей не существовало самостоятельных, звучащих им в ответ в том же тоне струн».

И мне не раз приходилось убеждаться в том, что дети представляют мир двояко: от взрослых они усваивают рациональное представление о мире, но в глубине их души это мир сказочный и таинственный. Беседуя с шестилетними детьми после кукольных представлений, я увидела, что, непосредственно воспринимая сказку как реальность и ее персонажей как живых, они боятся признаться в этом взрослым: дети усвоили от них, что это «понарошку», не в самом деле. Но, почувствовав, что взрослый обсуждает происходящее на сцене как реальное, а персонажей как живых, они с радостью включаются в этот язык сказочного мира: цензура снята.

Подобные явления наблюдаются и в более позднем возрасте... Все это говорит о том, что, помимо усвоенных от взрослых понятий и представлений о мире и вопреки им, в душе ребенка живет самостоятельный таинственный мир. Он может быть «вытеснен» под давлением воспитания и обучения, но вытеснение лишь обеднит и искалечит душу ребенка, лишит ее творческого потенциала.

Многие ученые писали о необходимости «двуязычия» сознания как основы творчества. А. А. Ухтомский говорил, что детский склад мировосприятия очень важно сохранить взрослому, но он «очень труден, требует постоянного напряжения большим трудом, самодисциплиной, осторожным хранением совести». То, что легко ребенку, трудно взрослому. Значит, ему следует не только учить, но и учиться у ребенка. В наш рационалистический век это особенно важно для внутреннего равновесия, расширения сознания и его очищения. «Осторожное хранение совести» открывает вход в эту чистоту детского восприятия мира. Помните сказку Данилки о сове?

В каждом из нас живет «сокровенный сердца человек», о котором писал апостол Петр. И этот таинственный внутренний мир открыт четырехлетнему ребенку. Но достучаться до сердца взрослого человека порой бывает очень трудно.

Тревожно жить Сове в чужом дупле; нет мира в ее доме и в душе ее. И не найти ей покоя, пока не послушается она голоса своей совести.

Из книги Т. А. Флоренской

Мир дома твоего.

Человек в решении

жизненных проблем.

Эту сказку Т.А. Флоренская узнала от искусствоведа И.Н. Флеровой:

«Сокровенный сердца человек» невидимо живет в каждом. Об этом рассказал в своей сказке о злой Сове с добрым сердцем четырехлетний мальчик Данилка: «Росло дерево с волшебным дуплом. Там было чудо в дупле - муравьи. Влетела Сова в то дупло и одних муравьев съела, а других распугала. И стала Сова жить в том дупле. И вдруг она услышала: стучит кто-то. Выглянула из дупла - никого нет. Все равно кто-то стучит. Заглянула за березку - никого нет. А это стучало ее сердце. Потому что Сова была злая, а сердце у нее было доброе. Оно стучало и говорило: «Отпусти муравьев, отпусти муравь­ев!»

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь