Газета "Боровский просветитель" № 4 (2011)
Яви им милость Свою, Царица Небесная!
Впервые в новой истории Калужского края возобновилась традиция крестного хода с чудотворной Калужской иконой Божией Матери по всей территории области. Инициатива владыки Климента стала настоящим подарком нам всем в год, насыщенный важными событиями духовно-нравственной направленности, которые свидетельствуют о деятельном сближении государства, Церкви и общества. Это и форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», организованный депутатами Законодательного Собрания Калужской области, и областной круглый стол «В защиту детства, семьи и нравственности», и XIV Епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества».
Удивительным совпадением можно назвать то, что первое заседание Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области состоялось в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. На заседании совета заместитель министра образования и науки Калужской области Владимир Доможир сказал то, чего давно ждали родители, учителя, дети. Он уверил, что нет никаких препятствий для повсеместного преподавания курса «Основы православной культуры». А через неделю по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента начался епархиальный крестный ход «Помолимся о земли Калужской» с иконой Заступницы Небесной.
На Руси испокон веков ходили как к святыням, так и со святынями. Ходили с молитвой, останавливаясь у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречавшихся на пути. Народная вера в помощь небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.
Известно, что первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения - реке Днепр. Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба. Не раз Москва, сердце России, была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. С Владимирской иконой Божией Матери Москву обходили в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата.
Самое широкое распространение на Руси получили монастырские крестные ходы. Например, в Тихвинском Богородицком монастыре за год проходило 22 крестных хода с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. В Ниловой Столобенской пустыни крестный ход проходил по воде по озеру Селигер из города Осташкова до святой обители.
Огромное организующее и воспитывающее воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 году мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В память 100-летия Отечественной войны 1812 года был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге. Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.
С 1988 года традиция народных крестных ходов снова получает широкое распространение в нашей стране. Одним из первых стал крестный ход через всю Россию с мощами святого Серафима Саровского в 1991 году после их повторного обретения. В последующие годы с активизацией приходской и монастырской жизни крестные ходы стали привычным явлением городской и сельской жизни.
Обратимся к истории чудотворной Калужской иконы Божией Матери. Первые упоминания о святыне приходятся на 1748 год, когда в селе Тинькове (ныне Жуковский район Калужской области) две дворовые девушки находят на чердаке дома помещика Василия Кондратьевича Хитрово холст с изображением Женщины в темном одеянии, подобном монашескому. Одна из девушек, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволяла себе непристойные речи. Когда подруга пригрозила ей за сквернословие, та её не послушала и, плюнув на холст, дерзко сказала: «Вот как я боюсь твою игуменью!». Но как только несчастная произнесла эти слова, тотчас руки и ноги ее скорчились, язык онемел, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся своему барину. По его приказанию бесчувственную Евдокию отнесли в дом родителей и положили под святые иконы, а образ был немедленно снят с чердака и перенесен на подобающее место в дом помещика.
В следующую ночь родителям Евдокии явилась Женщина с холста и велела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освящённой водой. Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и дочь их исцелилась.
Слуга Прохор, долгое время страдавший глухотой, трижды видел во сне Богородицу, которая наказала ему усердно молиться перед иконой. Он так и сделал, после чего заснул на двое суток, а проснувшись, обнаружил, что здоров. Вскоре единственная дочь помещика тяжело заболела. Ночью ей явилась Пречистая, сказав: «Молись пред этою иконой - и получишь исцеление». Рассказав родителям о своем сне, она вместе с ними помолилась и получила исцеление. После этих чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка). С тех пор со всеми, кто приходил к святому лику, происходили чудеса: больным - исцеление, скорбящим - утешение.
Именно с этой святыней стали устраивать в Калуге крестные ходы, а также приносить икону для поклонения в самые отдаленные уголки Калужской губернии. И Царица Небесная не медлила откликаться Своей благодатной помощью на просьбы калужан.
Вот что повествует нам о крестных ходах с чудотворной Калужской иконой сказание о святыне: «Вскоре после явления иконы для Калужской земли наступили тяжелые времена: то появлялись губительные болезни - чума, моровая язва, холера, то было грозное нашествие иноплеменников. В эти трудные времена сбылось слово Богоматери, что Она будет ходатайствовать, по воле Сына Своего, за град и землю Калужскую. В тяжелых обстоятельствах жители Калуги и ее окрестностей только в молитве пред этой иконой находили себе отраду и утешение, избавлялись от всех бед и зол. При каждом грозном событии они приносили святую чудотворную икону Богоматери в град свой, совершали пред нею усердные моления, обходили с нею стены и стогны града, возлагая все свое упование на Пречистую Владычицу как на Взбранную Воеводу, и надежда их не оставалась тщетною: Пресвятая Богородица невидимо являлась им на помощь и избавляла в годину искушения от губительных болезней и от нашествия иноплеменников.
В 1771 году Богоматерь через Свою святую икону проявила благодатную силу в спасении города Калуги от моровой язвы. Жестокая чума опустошала Калугу и окрестные города. Смерть нещадно похищала свои жертвы, вымирали целые семейства, оставались пустыми дома, ежедневно умирали сотни людей. Эпидемия имела характер ужасной внезапности: шел ли кто, стоял ли, сидел ли - вдруг падал и умирал в муках. Ни врачи своею заботливостью, ни правительство своими предостережениями, ни собственная осторожность - ничто не могло удержать развивавшейся заразы, она требовала все новых и новых жертв. Ужас объял всех от мала до велика. Устрашенные эпидемией жители Калуги просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери. Святую икону принесли, обошли с нею крестным ходом все улицы города и совершили пред нею всенародный молебен. В посте и плаче три дня носили граждане икону вокруг города, припадая к чудотворному образу со слезами и мольбами о помощи. Просьба их была исполнена: губительная язва заступлением Пречистой Богородицы прекратилась. В воспоминание этого чудесного избавления от жестокой чумы было установлено ежегодно 2/15 сентября совершать празднование Калужской иконе Божией Матери с крестным ходом вокруг города».
В конце XIX века в Калуге неоднократно возникали вспышки эпидемии холеры. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности этой эпидемии совершались крестные ходы вокруг всего города с Калужской иконой Божией Матери. И в то время как в соседних городах была большая смертность, в Калуге наблюдались только единичные случаи заболевания.
По общему верованию в чудесную помощь Богоматери через посредство Ее чудотворной иконы, она ежегодно была износима из храма села Калужки в города и веси Калужской епархии. В Летописи Оптиной Пустыни говорится о том, что Калужская икона ежегодно была приносима из Калуги в святую обитель. «Торжественная встреча иконы происходила у реки Жиздры. При звоне Оптинских колоколов из соборного храма выходил крестный ход во главе с настоятелем и монастырскою и скитскою братией. На пароме с противоположного берега чудотворная икона шествовала к насельникам обители. После краткого молитвословия крестный ход направлялся в собор монастыря, где тотчас начиналась торжественная служба. В течение дня икона обносилась по келиям монастырской братии, а затем, по обычаю, чудотворный образ Царицы Небесной на руках скитская братия торжественно, с пением молитвословий, приносила в скит, в Иоанно-Предтеченский храм. После молебна с акафистом пред святою иконой вся братия с благоговением принимала ее по своим келиям. Перед поздней Литургией икону возвращали в монастырь, где после службы при колокольном звоне торжественно совершался крестный ход, в котором вместе с монастырскими святынями участвовала и Калужская чудотворная икона. После водосвятного молебна у Амвросиевского колодца, что у скитских врат, чудотворную икону провожали до границы монастырских владений, где передавали козельскому духовенству и многочисленным горожанам».
«Только один город Боровск в пределах Калужской губернии после явления чудотворной иконы Богоматери оставался долгое время без благодатного посещения этой святыни, что объяснялось учением старообрядцев, которых в Боровске было большинство, что со времени патриарха Никона не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон. Только 10/23 сентября 1899 года, после чудесного исцеления жены коллежского асессора города Боровска Чуфаровской и, несомненно, не без воли Царицы Небесной святая икона Божией Матери с разрешения епископа Калужского и Боровского Макария впервые была принесена в Боровск. И лишь только ступила святая икона на землю Боровскую, как огромные толпы народа, пришедшего еще с вечера из окрестных селений, устремились к ней с молитвой и со слезами. Из ближайших сельских церквей подошли крестные ходы. Открылось воистину царское шествие».
После революции икона была спасена от богоборцев. Она хранилась в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. При участии Патриарха Алексия II святыня была возвращена городу Калуге.
Практика крестных ходов с чудотворной иконой была возобновлена по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента. Сначала это были крестные ходы, проходившие в городе. Затем чудотворную икону стали приносить для поклонения верующих в другие города области. И только летом 2011 года по благословению владыки Климента впервые крестный ход прошел по всей области через крупные села и города: Ферзиково, Тарусу, Троицкое, Высокиничи, Оболенское, Жуков, Белоусово, Обнинск, Балабаново, Боровск, Малоярославец, Кудяково, Медынь, Мятлево, Износки, Юхнов, Мосальск, Барятино, Спас-Деменск, Бетлицу, Киров, Людиново, Жиздру, Зикеево, Бояновичи, Хвастовичи, Красное, Ульяновск, Козельск, Перемышль, Ждамирово.
Как говорили участники крестного хода, некоторые из них впервые услышали, что есть особо чтимая Калужская икона Божией Матери. Другие, хотя и знали о святыне, не имели возможности помолиться перед этим чудотворным образом.
Времена меняются. И если раньше крестные ходы проходили в течение нескольких месяцев, то теперь он продолжался в течение двадцати дней. Священнослужители и миряне, сопровождавшие икону, передвигались на автотранспорте. И только при подъезде к населенному пункту или храму, встречавшие икону с хоругвями и песнопением в молитвенном шествии приносили святыню в церковь.
В каждом благочинии беспрерывным потоком с трепетом и любовью к иконе шли люди, среди которых взрослые и дети, молодые и в возрасте. Все они поклонились Царице Небесной, которая, видя наши немощи, Сама пришла к нам. За время путешествия чудотворной иконы к ней приложилось несколько десятков тысяч человек. Отрадно, что в людях просыпается осознание того, что в этой земной жизни все совершается по воле Господа, с помощью Сил Небесных. И вот теперь происходит возобновление традиции, что является продолжением благочестивых намерений и деяний наших предков. Несомненно, организация и участие жителей в крестном ходе послужат сближению приходов, благочиний, местных органов власти и улучшат духовно-нравственную обстановку в области.
«Радуйся, владычице, милость Свою нам и заступление являющая!»
Протодиакон Сергий Комаров
Тамара Викторовна Анохина
Подробно о крестном ходе смотрите
на www.eparhia-kaluga.ru