Газета "Вестник" №5 - 2014 г.

Доброе начинание на Калужской земле

Министр образования Калужской области Александр Аникеев и министр культуры нашего региона Александр Типаков хотят распространить опыт акции «Милосердия двери отверзи нам» (впервые проведенной среди школьников Обнинска) по всей Калужской области. Вполне возможно, что и школы Боровского района примут активное участие в этом мероприятии.

 

 

В конце прошлого года администрация города Обнинска совместно с Международным православным Сретенским кинофестивалем «Встреча» и Общественным Советом ОВД г. Обнинска провели акцию  «Милосердия двери отверзи нам», в которой приняли участие более 2000 школьников наукограда. Именно столько учащихся 5-6 классов из всех школ города посмотрели на большом экране фильм «Щенок» (режиссера Марии Евстафьевой), после чего в своих школьных сочинениях поделились впечатлениями и мыслями от просмотра кинокартины. Авторы лучших сочинений (по два учащихся от каждой школы) были награждены на ежегодном XVI  областном православном фестивале «Рождественская звезда». Более подробно об этой акции мы попросили рассказать президента кинофестиваля «Встреча» монахиню Софию (Ищенко):

- Недавно встречалась с министром образования Калужской области Александром Аникеевым и министром культуры нашего региона Александром Типаковым. Идея этой акции им очень понравилась. Они даже хотят провести подобное мероприятие в Калуге, а потом, возможно, и в масштабах всей области. Кто знает, может быть, подобная акция распространится в дальнейшем и по всей России.

Учащиеся 5-6 классов были выбраны потому, что герой фильма «Щенок» ближе всего к ним по возрасту, мышлению и мировосприятию. Дети в этом возрасте находятся в переходном периоде: они перестают быть детьми, послушными, рядом с родителями, но они еще не способны контролировать и оценивать свои поступки и их последствия. Здесь, мне кажется, крайне важно заложить нравственные основы в юные души, у ребенка обязательно должны быть перед глазами нравственные образцы для подражания.

- А администрация нашего города как отнеслась к этому начинанию?

- Когда я обратилась к вице-мэру по социальным вопросам Татьяне Поповой с этим предложением, она сразу согласилась: ей понравилась эта акция. Более  того, в марте мы планируем провести аналогичную акцию уже для учеников 9-х классов, показав им фильм «Параша-сибирячка». Это кинокартина о реальной исторической личности, на основе жизни которой А.С. Пушкин написал «Капитанскую дочку».

- Как вам пришла идея провести эту общегородскую акцию?

- Собственно, эта идея не моя. Фильм «Щенок» был создан на телеканале «Радость моя», а сценарий написал известный писатель протоиерей Николай Агафонов. В одной из школ Омска, где представители телеканала были с творческой поездкой, они решили провести акцию: дети из одного класса посмотрели этот фильм и написали по нему сочинение. После этого школьникам подарили по щенку.

- Живому?

- К счастью, нет, иначе у телеканала были бы проблемы с родителями (смеется). Это было несколько лет тому назад, я запомнила этот рассказ и на основании этого у меня возникла идея, но на несколько иной, более глубокой почве.

К сожалению, в современном культурном сознании не хватает общих культурных кодов. Я глубоко уверена, что искусство должно объединять нации, народы разных вероисповеданий. Искусство здесь является самой большой силой, способной объединить. Если мы обратимся к нашему недалекому прошлому, то в Советском Союзе искусство действительно объединяло людей. Оно формировало наши единые культурные коды и из людей разных национальностей формировало единый советский народ. Мы читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, слушали одну и ту же музыку. У нас есть достойное культурное прошлое, в нашем народе есть вершины, на которые можно ориентироваться. В общем, нужно создавать современные культурные коды, которые бы объединяли нацию в единую российскую семью. И эта акция направлена на то, чтобы у молодых людей этого поколения складывалось единое мировоззрение, формируемое высоконравственным искусством. Здесь очень важно восприятие детьми  православных культурных ценностей: милосердия и сострадания.

Повторюсь, основная цель этой акции - формирование единых культурных кодов у школьников нашего города этого возраста.

- То, что по впечатлениям от фильма дети пишут еще сочинение, - хорошее решение.

- Школьники будут писать о милосердии и сострадании, которые они увидели в кинофильме. Авторы лучших сочинений во время проведения фестиваля «Рождественская звезда» будут награждены щенками. Это мягкая игрушка, на шейке которой будет висеть медаль, где будет написано «Тишка-2013», по кличке щенка из кинофильма.

Это изумительный фильм. У нас сейчас детского кино практически нет, а это кино даже не о сострадании, а именно о милосердии.

- Чем милосердие отличается от сострадания?

- Сострадание - это наша эмпатия, сопереживание другому человеку, и даже не обязательно человеку. Это может быть животное: когда  мы видим выброшенных на берег китов, нам их жалко, поломанное крылышко у птицы - это сострадание. Оно может выражаться в эмоции, даже в слове. А милосердие - это деятельное сострадание. Сострадание - это низшая ступень, а она формирует нашу эмоцию, которая потом влияет на нашу волю, чтобы совершить действие. Есть даже устойчивое словосочетание «дела милосердия», а «дела сострадания» - не говорят.

- Вы посещали каждый показ фильма «Щенок»?

- Я посещала все показы и обратила внимание на поведение детей. Это было как лакмусовая бумажка: научают детей поведению в общественных местах или нет. Кстати, часто школа ссылается на то, что это надо воспитывать в семье. Вот это в семье нельзя воспитать. Когда мама с папой ходят с ребенком, допустим,  в театр и контролируют его действия: «Сиди так и так», - это одно. А когда он идет с друзьями и товарищами в кино, то по поведению детей сразу видно, насколько хорошо педагог научил коллектив вести себя в общественном месте. Были школы, когда дети заходили, раздевшись  в вестибюле, строго по одному, спокойно по порядку занимали свои места. Причем, пока одни ребята занимали первый ряд,  другие их ждали, потом второй, третий - все по порядку, без суеты и шума. Дети были сами по себе не взбудораженными. И очень спокойно сидели во время просмотра. И были школы, где я просто умучилась детей во время фильма усаживать на место. Они включали телефоны, разговаривали, толкали девочек, дрались между собой - их экран не интересовал вообще. И если какая-то часть школьников сидела и неотрывно смотрела на экран, то эти просто ничего не видели и не слышали. Думаю, многим завучам по воспитанию надо задуматься: какие методы и приемы найти, чтобы научить детей вести себя достойно при коллективном посещении массовых мероприятий. Некоторые школы даже видели, как заходит одна школа и как другая. Школьники одного возраста, одного поколения, даже одного социального среза - но это было просто «небо и земля». И как вели себя, кстати, педагоги. Знаете, многие из них просто заходили и садились в зал как зрители, не стремясь к тому, чтобы их подопечные вели себя хотя бы тихо. Они не делали даже замечаний - школьники на голове ходили. Приходилось мне призывать к порядку, уговаривать посидеть тихо... А педагоги спокойно сидели в зале и как сторонние зрители наблюдали за происходящим и получали удовольствие от просмотра фильма.  Меня это поразило больше всего. Даже не то, как безобразничают дети, а как ведут себя их педагоги: ни слова увещевания в адрес разбушевавшихся школьников. Организовать детей должен только педагог и сделать это может только он. Удивительно: один и тот же возраст детей, даже иногда одна и та же школа, но совершенно разная организация школьников.

- Что вам больше всего запомнилось за эти дни проведения показов?

- Больше всего мне запомнилась одна девочка, которая подошла ко мне со слезами на глазах и сказала: «Спасибо вам большое за то, что вы нам это показали! Я этого никогда не забуду...» Простая девочка, чистенькая, благообразненькая, явно из хорошей семьи, но в ней не было никакого пафоса. Бывает, некоторые дети, чтобы на них только обратили внимание, подходят и что-то говорят, а здесь это было абсолютно искренне. Она подошла и сказала от всей души. Один ребенок подошел, и меня это очень тронуло. Жаль, что не подошло пять-семь детей...

- Может, они постеснялись?

- Дело не в стеснении. В Библии есть такое: уметь быть благодарным. Когда ты благодарен, то не будешь стесняться.

- А было такое, что поблагодарили сразу всем классом?

- Да, в одном из классов после просмотра педагог сказала: «Поблагодарим!» - и дети все вместе, хором сказали: «Спасибо!». Это не было их движение, но педагог показала им, что так надо. Мне же это не особо запомнилось, потому что там не было движения детской души. Хотя они, может быть, сказали это искренне, но им об этом все-таки напомнили, подсказали. А тут девочка сама подошла и так поблагодарила.

- Увидели ли вы разницу, какими дети заходили на просмотр и какими уходили после него?

- Да, были некоторые классы, в которых отдельные дети выходили задумчивыми, уже не такими возбужденными, как были, когда входили.

- Что бы хотели пожелать читателям?

- Обязательно посмотреть  фильм «Щенок», он выложен в Интернете. И сделать это родителям вместе с детьми, а потом поговорить о нем в каждой семье, независимо от возраста. Этот фильм можно смотреть с 5 до 95-ти лет.

 

Андрей Сигутин

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.