Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России". Выпуск 4

О подходах к мониторингу условий преподавания "Основ Православной культуры" в учебном предмете "Основы религиозных культур и светской этики"

(из выступления на научно-практической конференции в Козельской епархии)

Современная ситуация в российском образовании характеризуется вниманием со стороны государства к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Этому во многом способствовало не только переосмысление российским обществом отношения к своим духовным истокам, но и активная просветительская миссия Русской Православной Церкви. Как и тысячу лет назад, когда православная вера, избранная равноапостольным великим князем Владимиром, 1000-летие со дня преставления которого мы будем отмечать в 2015 году, стала духовной основой отечественной культуры и государственного устройства, так и поныне, Церковь, проявляя христианскую заботу о пастве, помогает духовно укрепиться современному земному Отечеству.

В современном обществе для Церкви открываются новые возможности: налаживается работа церковных книжных издательств, увеличивается число церковных СМИ, реализуются масштабные просветительские проекты, выстраивается систематическая миссионерская деятельность, используются интернет-ресурсы для христианского просвещения, осваиваются социальные сети, создаются новые направления деятельности церковных структур, например, «Церковная помощь в чрезвычайных ситуациях».

Одной из наиболее актуальных тем современного образования является тема преподавания духовно-нравственных дисциплин в школах. В этом направлении 2 августа 2009 года Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым было подписано поручение  о проведении подготовительных мер в целях введения с 2012 года в общеобразовательных школах всех субъектов РФ новых предметов по основам традиционных религий, которые затем были объединены в комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), состоящий из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

В Козельском районе введение курса ОРКСЭ в 2012 году смогли правильно организовать. Не было ни одного официального обращения с той или иной претензией.

По инициативе работников методического кабинета отдела образования администрации Козельского района по итогам первого года преподавания ОРКСЭ было проведено мини-социологическое исследование в образовательных организациях Козельского района.

Нами были разработаны соответствующие анкеты для учителей ОРКСЭ, проведено несколько длинных и коротких фокусированных интервью, обработана ведомственная отчетная информация, проанализированы показатели качества обучения по участию четвероклассников в Общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о благоприятной сложившейся ситуации: модуль «Основы православной культуры» выбрали 213 человек – 71 % родителей четвероклассников. Учат предмету 14 учителей, что составляет 74 % от числа всех преподавателей ОРКСЭ в районе. Все учителя закончили курсы повышения квалификации. У большинства из них высшее педагогическое образование и педагогический стаж более 10 лет. Семь учителей, половина преподающих ОРКСЭ, совмещают преподавание ОРКСЭ с преподаванием факультативного курса ОПК в начальных и средних классах.

Большинство педагогов регулярно посещают методические семинары районного методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ, выезжают на обучающие областные семинары, конференции, Международные Рождественские образовательные чтения, Региональные Богородично-Рождественские образовательные чтения в Калуге, Свято-Пафнутьевские образовательные чтения в городе Боровске.

Большинство педагогов, преподающих модуль ОПК, отметили положительное отношение учащихся и администрации школы к изучению предмета. Отметили также позитивное, уравновешенное отношение родителей к изучению предмета. Особенно отметили свою педагогическую личную заинтересованность в преподавании, положительное влияние предмета на их личностное развитие.

О качественном преподавании ОРКСЭ свидетельствуют достигнутые результаты четвероклассников, принявших участие в муниципальном туре Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. Уже в первый год преподавания модуля ОПК в муниципальном туре Олимпиады смогли принять участие 11 человек.

Основными факторами, отрицательно влияющими на качество преподавания, были отмечены следующие: отсутствие понимания духовно-нравственного воспитательного потенциала этого предмета как в обществе в целом, так и на всех уровнях системы образования; недостаточность знаний, полученных на обучающих краткосрочных курсах; недостаточность консультационной методической поддержки; слабая содержательная часть учебников по предмету; несоответствие содержания психолого-возрастным особенностям учащихся; неактивность родителей в поддержке предмета; затруднение родителей в идентификации с религиозной традицией, что негативно сказывается на восприятии детьми школьного предмета.

В качестве возможных мер, направленных на улучшение ситуации, были выявлены:

– популяризация предмета через разъяснение его задач в СМИ;

– организация условий для продолжения обучения педагогических работников, специализирующихся на преподавании предмета;

– постоянная систематическая консультационно-методическая поддержка учителей;

– планирование администрацией школ мероприятий по созданию системы духовно-нравственного воспитания в школе;

– прохождение соответствующих обучающих курсов администрацией школ;

– активизация работы с родителями учащихся по разъяснению задач предмета и его популяризации;

– вовлечение родителей в совместные формы деятельности, направленные на повышение интереса к предмету, что неизбежно скажется на качестве образования.

В настоящее время положительная динамика в преподавании ОПК сохраняется. В прошлом году в ряде школ было продолжено изучение предмета в 5 классах в рамках учебного курса «Основы духовно-нравственных культур народов России». Радуют результаты участия учащихся 4–5 классов в специально для них организованном муниципальном туре Общероссийской олимпиады школьников по ОПК: из 29 участников 18 человек стали победителями и призерами Олимпиады, что составляет 62 %. Но и здесь есть перспективы: с этого года на Региональный тур олимпиады могут ехать учащиеся, начиная с 5 класса. В текущем учебном году модуль ОПК будут изучать 88 % учащихся, преподавание осуществляется по преимуществу учителями начальных классов, все из них обучены на соответствующих курсах. Многие школы в условиях свободы выбора остановились на полногодичном изучении курса ОРКСЭ, что само по себе является хорошим показателем. Также стоит отметить, что в ряде школ дополнительно изучается курс ОПК в форме факультативного курса и во внеурочной деятельности. Таким образом, благополучная ситуация по преподаванию ОПК в Козельском районе устойчивая. Апробированный нами подход к мониторингу условий преподавания ОРКСЭ может быть полезен и в других муниципалитетах, и не только новоучрежденной Козельской епархии.

Людмила Васильевна Мартьянова 

методист отдела образования администрации МР «Козельский район»,

педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Козельска,

учитель ОПК МКОУ «ООШ»

д. Подборки, МКОУ «ООШ»
с. Волконское Козельского района

Другие статьи номера
Православный календарь