Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России". Выпуск 4

Взаимодействие Русской Православной Церкви и УМВД России

Уважаемые участники заседания!

Сотрудничество правоохранительных структур и Русской Православной Церкви – явление не новое в жизни нашей страны. Основу сотрудничества составляют нравственные и патриотические идеалы, которые во все времена исповедует Православная Церковь. Особо подчеркну любовь к Родине, верность долгу, готовность к самопожертвованию.

Сегодня сотрудничество Церкви и органов правопорядка вновь возрождается на основе лучших образцов и традиций. Современное реформирование силовых ведомств происходит при активном взаимодействии с Русской Православной Церковью, призванной оберегать традиционные ценности и духовное здоровье общества.

Мы помним, какой мощной была идеологическая составляющая в советский период отечественной истории. В школе, армии, в правоохранительной системе, наконец, в повседневной жизни общества, несмотря на сложный политический подтекст, ценностные ориентиры играли большую роль. Все участники нашей встречи помнят, что означали в то время такие понятия, как «советский офицер», «честь мундира», «патриотизм», «долг», «совесть». И вот огромная страна, утратив идеологически несостоятельные лозунги, развалилась, а вместе с ней пошатнулась и ценностная система взглядов. В условиях образовавшегося идеологического вакуума, непрекращающихся попыток разделить Россию на «удельные княжества», внедрить чуждую идеологию при отсутствии сформулированной единой национальной идеи – наше общество встало перед рядом серьезных вызовов. Самый опасный из них – распространение нравственной относительности таких понятий, как добро и зло, распространение мировоззренческого релятивизма.

Конечно, в таких условиях ни одно общество не в состоянии поступательно развиваться и сохранять стабильность. Развал коснулся практически всех сфер жизнедеятельности государства. Все те трудности, с которыми столкнулась наша страна в последующие годы: экономические проблемы, коррупция, криминал, развал гражданских институтов и государственных органов управления, возникновение различных сект и псевдорелигиозных течений – стали результатом, в первую очередь, падения именно нравственных основ общества, правильной духовной и моральной мотивации.

Наше государство является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Однако хотел бы отметить, что светскость не является синонимом антирелигиозности и антицерковности. И у государства, и у Церкви есть общее понимание того, что земное благополучие немыслимо без соблюдения нравственных норм – тех самых, которые необходимы для достойной жизни здесь, на земле. Именно на таком общем понимании и строится взаимодействие Церкви и государства, отдельных его институтов, в том числе и взаимодействие Церкви с правоохранительными органами. 

Правовые основы христианской православной миссии среди личного состава Вооруженных Сил
и правоохранительных учреждений

Как я уже отметил, Церковь рассматривает сотрудничество и развитие взаимоотношений с правоохранительными органами как одну из важнейших задач своей социальной миссии. Я хотел бы сказать несколько слов о правовых основах подобного взаимодействия.

Первым официальным актом, закрепляющим подобные отношения между Русской Православной Церковью и силовыми структурами, стало Совместное заявление, подписанное в 1994 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и министром обороны РФ. Вскоре после этого импульс взаимодействия между Церковью и армией был воспринят и другими силовыми ведомствами, в том числе и Министерством внутренних дел. Со всеми ведомствами были заключены аналогичные соглашения на федеральном уровне, что дает правовое основание для христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств.

22 ноября 2004 года было подписано новое долгосрочное Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно тексту документа, цель соглашения «возрождение духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, что является важнейшим фактором благополучия и безопасности общества».

В документе говорится, что особую тревогу как у Русской Православной Церкви, так и у Министерства внутренних дел России, вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Преодоление этих опасных явлений требует объединения усилий всего общества, в том числе правоохранительных органов и Церкви.

Согласно новому договору, стороны декларируют намерение совместно решать проблемы, ставшие актуальными в последние годы, и, прежде всего, препятствовать моральному разложению общества и распространению терроризма. В то время на церемонии подписания договора Святейший Патриарх Алексий II подчеркнул: «Нашествие деструктивных сект и преступные действия террористов направлены на то, чтобы разделить нас и по вероисповедному, и по национальному принципу, и по политическим взглядам. Уверен, что будущее нашего народа в единении. И потому мы должны крепить это единство, всемерно способствовать его возрастанию».

Логичным продолжением накопленного совместного опыта стал приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 1 января 2009 года № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, религиозными и иными общественными объединениями на 2009–2014 годы».

Согласно данной Концепции, поставленные в ней задачи осуществляются посредством «взаимодействия подразделений системы МВД России с Русской Православной Церковью в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ, предупреждения социальной, религиозной и межнациональной напряженности».

Как видим, не только сама жизнь, но и правовая основа свидетельствует о необходимости и возможности наших совместных усилий в вопросах нравственного воспитания, духовной поддержки, а также профилактики правонарушений. 

Необходимость сотрудничества

Может возникнуть вопрос: «Оправдано ли такое сотрудничество в долгосрочной перспективе?» Совершенно очевидно, что государство, стремящееся к стабильности и процветанию, обязано уделять пристальное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих граждан и особенно тех из них, кому доверено охранять и защищать суверенитет и правопорядок страны.

Какими бы совершенными ни были законы страны, какой бы контроль ни полагало государство за соблюдением правовых норм, как бы мы ни старались через экономические и законодательные модели построить идеальное общество, все попытки будут обречены на провал, если, выстраивая эту работу, будут забыты вечные непреходящие нравственные основы жизни.

Именно для того, чтобы наш общий дом Россия стоял на твердой почве, нельзя позволить разрушить вековое нравственное основание.

В понимании нравственных законов жизни, традиционных ценностей, идеалов служения Отечеству нам ничего не нужно изобретать нового.

Какую же помощь может оказать силовым ведомствам Церковь? На наш взгляд, это не только духовно-нравственное просвещение как профилактика, но и возвращение к истокам самосознания, которое зиждется на идее жертвенного и бескорыстного служения своему народу и Отечеству. Это то, что называется простым и знакомым нам словом патриотизм.

Кто-то может спросить: почему мы так много говорим и такое большое внимание уделяем вопросам патриотического воспитания? Потому что чувство патриотизма, любви к Отечеству и ближнему не только имеет высокую духовную ценность, но и практическое значение. Патриотизм построен на четырех наиважнейших столпах. Во-первых, патриотизм – это знание истории своего народа (страны), великих свершений в прошлом и исторических перспектив в будущем. Во-вторых, подобное знание дополняется чувством уважения к своему народу (стране), формирует чувство собственного национального достоинства. В-третьих, данное знание и чувство предполагают сформированную в процессе воспитания готовность поддержать свой народ (страну) конкретным действием. Наконец, патриотизм означает желание и потребность видеть своих детей членами своей общности (народа, страны).

Это важнейшие принципы жизнедеятельности любого государства. Если наши дети не будут знать историю своей страны, если отцы не смогут воспитать в них чувство любви к Родине, то сегодня мы живем лишь для того, чтобы увидеть позор своего будущего.

Конечно, для достижения должного результата к воспитанию патриотического чувства было бы уместно добавить и стабильное материальное благополучие. Но очевидно, что простое механическое увеличение денежного довольствия не увеличивает ни ответственности, ни качества воинского и правоохранительного труда. Только реализация духовного потенциала личности, основанного на традиционных ценностях, вкупе с улучшением материального и технического оснащения сотрудников могут дать положительные результаты реформирования Вооруженных сил и правоохранительных учреждений, что как раз и может являться направлением деятельности Церкви и Министерства внутренних дел. 

Вопросы многоконфессиональности и светскости

У многих присутствующих может появиться вопрос: ведь Русская Православная Церковь не единственная конфессия в нашем государстве. Как же в таком случае при многоконфессиональности строить взаимодействие, о котором мы сегодня говорим? На этот счет, во-первых, вполне определенный евангельский ответ дается в притче о милосерном самарянине. Всем известно, что Православная Церковь учит с любовью относиться к ближнему и в случае, когда таковым является и иноверец. Во-вторых, каждая из традиционных религий России имеет систему нравственных ценностей. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они мирно сосуществовали в течение многих столетий.

Так что многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. К тому же современная Россия уже не столь многоконфессиональная страна. Подавляющее большинство верующих жителей остается этнически русскими и по вероисповеданию православными. Мусульмане составляют около 6,5 %, католики, иудеи и протестанты вместе – около 4 % от всего населения. Мне кажется вполне логичным и оправданным, если количественно духовенство разных конфессий будет представлено в той же пропорции при взаимодействии с силовыми структурами.

Возникает следующий вопрос: не начнутся ли при таком взаимодействии религиозные распри? Исходя из уже 20-летнего современного взаимодействия Церкви и силовых структур, исходя из самой истории нашей страны, мне кажется такой вопрос искусственным и лишенным реальной почвы.

Еще в Российской империи был накоплен уникальный опыт мирного сосуществования и сотрудничества в социальной сфере основных религиозных конфессий, в основу которых были положены базисные этические принципы, основанные на библейских заповедях: не убий, не прелюбодействуй, не лги, не клевещи, не желай чужого. В современных условиях этот опыт продолжает быть востребованным и реализуемым. Это лучшая прививка от системных межконфессиональных кризисов и конфликтов.

Благодарю за внимание.

Юрий Сергеевич Кожевников 

заместитель губернатора Калужской области,

г. Калуга

Другие статьи номера
Православный календарь