Поиск по архиву

Газета "Вестник" №9 - 2014 г.

«Спасибо батюшке, что он есть!..»

   

 

- Батюшка, когда вы познакомились с отцом Власием?

- В 1996 году я  впервые посетил  батюшку. Тогда я был еще мирянин, у нас с женой был очень сложный период в жизни. Мы нуждались в молитвенной и духовной поддержке. Обратиться к отцу Власию мне посоветовал священник, у которого мы духовно окормлялись. Мы поехали в Пафнутьев монастырь, где и встретились с батюшкой.

 - И каким было ваше первое впечатление ?

- Первая встреча с батюшкой принесла  нам очень большую радость. Наши волнения перед тем, как мы попали к батюшке, наши переживания, томления, проблемы, которые привели нас к нему, растворились в его любви и радости. Навсегда запомнил то состояние, с которым мы выходили в тот день из его кельи - это  была необъяснимая радость и такое ощущение, что мы оказались рядышком с Богом, благодаря батюшке, по его молитвам. И главное: этот момент оказался не только самым  ярким в нашей жизни, но еще и поворотным, потому что у нас началась новая жизнь, изменение внутреннего состояния - начался наш духовный путь.

- А очередь была к  батюшке?

- Тогда нет. В первый раз мы попали на беседу в келью. В то время не было еще ажиотажа вокруг батюшки и была возможность с ним спокойно пообщаться. Например, во время прогулки можно было посидеть с отцом Власием у источника и задать вопросы.

- У многих чад отца Власия при посещении батюшки складывалось впечатление, будто их приняла родная мать, родной отец. Было так у вас?

- Было ощущение присутствия Божия, потому что Господь - Отец и любит всех, а батюшка своими молитвами и внутренним духовным устроением очень приближает к этому состоянию. Поэтому создается такое чувство, что душа очутилась в родном месте.

- Вы знаете батюшку много лет - он всегда спокойный или он может и жестко что­то сказать?

- Я долгое время думал, что батюшка вообще не повышает голос, но однажды я стал свидетелем того, что батюшка, указывая на тяжкий  тайный грех одного человека, очень жестко обличил его и даже повысил голос.

Думаю,  это была крайняя мера, чтобы достучаться до очерствевшей души.

- Многие отмечают, что когда батюшка ведет прием людей, то он не выходит  из келии и ничего не ест.

- Да. Это действительно очень впечатляет, потому что мне как священнику иногда приходится много  общаться с людьми: бывает наплыв прихожан,  но, признаюсь честно,  когда сил уже не хватает и начинаешь себя жалеть, то всегда вспоминаешь батюшку. Ты за день человек 10 принял, ответил на их вопросы, а он ведет прием с пяти часов утра и до позднего вечера, не выходя из келии. И батюшка всех не только внимательно выслушивает, но и отвечает на вопросы, дает советы. Это бывает непросто: люди идут к нему с горем, с вопросами, на которые порой никто не может ответить. Бывает, приходят те, кто уже на пороге смерти, кто имеет неизлечимые заболевания, у кого семейные раздоры, что уже и не знаешь, возможна там совместная жизнь или нет,  и батюшка умудряется находить нужные слова для всех.

- С точки зрения человеческой логики, если врач или психолог  со ста людьми ежедневно будет общаться от души, с искренним желанием помочь, то через неделю он может просто слечь, в лучшем случае.

- Полагаю, что все­таки своими силами это невозможно делать. Только с Божьей помощью и благодаря тому, что батюшка несет такой крест. Он же несет послушание в монастыре, это его благословение, которое он смиренно исполняет. Мы знаем, что самочувствие порой ему не позволяет вести прием людей, но все равно он никому не отказывает.

- Батюшка очень молодо выглядит,  как вы думаете, с чем это связано?

- Думаю, что это Божья благодать так преображает человека. Говорят, что жизнь накладывает на лицо человека отпечаток, а батюшка - человек радостный, позитивный, дающий надежду на спасение. Он  учит бороться со своими страстями и через их преодоление стяжать духовную радость, благодать. Думаю, что человек, который несет людям радость, и выглядит соответствующим образом, Господь дает ему силы.

- Батюшка же и стихи пишет, и поет.

- У него замечательная память. Он не только стихи и песни исполняет в огромном количестве, но и  веселые русские прибаутки знает. Через них он и ответы дает на вопросы, и поддерживает. Батюшка настолько вовремя и правильно использует их, что они врезаются в память на всю жизнь, даже если ты не понимаешь, что батюшка хочет сказать этой шуткой в данный момент. Многие вещи он говорит задолго до того, как это может исполниться. Эта прибаутка является постоянным напоминанием о нем. И когда приходит момент принятия решения в какой­то жизненной ситуации, то ты вспоминаешь ту прибаутку, и находится ответ, который батюшка имел в виду. 

- Много слышал от разных людей о чувстве юмора батюшки.

- Батюшка сам все время говорил о чувстве юмора, не мне, но я находился рядом. Женщина, которая похоронила  и двух  сыновей, осталась совершенно одна, очень сильно унывала. И как­то она ему сказала: «Я раньше была веселой, шутила, пела песни...», ­ а он ей ответил: «А ты и продолжай шутить и петь песни, потому что добрая шутка не только других поддерживает, она и нас еще укрепляет, и не дает нам унывать».

- Слышал, что батюшка знает несколько иностранных языков. И если к нему приходит человек, например, с Кавказа, он сначала говорит с ним по­русски, а потом переходит на его родной язык.

- Да. Я батюшке на его 80­летие пел «Многая лета...» на чешском языке, а он допевал на польском...

-  А откуда это?

- Это у батюшки спрашивайте. Знаю, что некоторое время отец Власий жил в Грузии и неплохо знает грузинский. Он может говорить по­цыгански, украинский язык знает, потому что в начале своего духовного пути батюшка жил на Украине, в монастыре в Хусте.

- Батюшка к тому же много читает.

- Я имел возможность в этом убедиться. У меня были такие ситуации, что он просто доставал томик поучений кого­то из Святых отцов, открывал определенную страницу и показывал, что нужно  прочесть. Это может сделать только человек знающий и читающий книги.

- Есть ли дружба между духовными чадами отца Власия?

- Да, мы общаемся и друг друга поддерживаем. Однако это не значит, что мы устраиваем ежедневные посиделки - нет. Мы знаем друг друга, молимся друг за друга, в какие­то трудные моменты друг другу помогаем. Как­то мы приехали в  монастырь, а игумен монастыря, узнав, что мы по благословению отца Власия, сказал, что он тоже духовное чадо батюшки, и принял нас с большой радостью. Все нам показал, открыл мощи, почивающие в том монастыре, дал возможность всем, кто приехал, приложиться к ним, рассказал историю монастыря. Слава Богу, благодаря этой дружбе, у нас в храме, например, есть частица мощей святого, которого мы очень почитаем и любим.

- Некоторые называют себя «духовное чадо» такого­то батюшки. А как они узнали, что они именно «духовные чада»?

- Не знаю, как другие, но меня батюшка однажды обнял и сказал: «Ты мой...». Вообще духовное чадство определяется тем, выполняешь ты благословения духовника или нет. Можно бить себя в грудь и говорить, что ты духовное чадо, а благословения не выполнять. Очень важно, выполняешь  ты данное благословение или нет - это определяющий момент в таком вопросе.

Духовные болезни, как и телесные, надо лечить у одного врача. Если ты обратился к священнику и получил благословение, как идти путем спасения и что нужно делать, то не стоит искушать другого священника, который может благословить на что­то совершенно иное. И у врачей, которые лечат наше тело: у одного одна методика, у другого - другая.  Это не значит, что они противостоят друг другу - у них разный подход. То же самое в духовной жизни. Если ты обратился за духовным советом к одному священнику и получил его, то выполняй, что тебе сказали. И не переспрашивай у другого священника, как быть, доказывая при этом: видите, вы по­другому сказали... Надо просто выполнять благословение и доводить начатое до конца.

Например, я стал священником по совету отца Власия, который благословил меня поступить в семинарию, хотя на тот момент мне это было не совсем удобно. К батюшке я обращаюсь как к духовно опытному священнику. И для меня это определяющее начало. Бывает так, что люди к нему приезжают в ожидании какого­то чуда: мол, батюшка прозорливый - ожидают чего­то необыкновенного. А он им, по их праздному любопытству, даст какие­нибудь простые советы: не кури, телевизор не смотри,  перед телевизором не ешь - и все. И  люди приезжают домой разочарованными: как же так, ждали, что он нас преобразит, как Фаворский свет, а он сказал какие­то банальные вещи. Ответ­то, на самом деле, очень прост: для чего мы приезжаем к батюшке? Узнать, как спасти свою душу или за чем­то иным? Вопросы, конечно, бывают очень сложные, и если батюшка что­то посоветует, опираясь на свой  житейский и духовный опыт - очень хорошо. Но самое­то главное - мы едем к нему, чтобы получить наставления о спасении: как молиться, как устраивать свою духовную жизнь, для того чтобы спастись, и попросить его молитв.

- Знаю человека, который трижды пытался попасть к отцу Власию на беседу, но до сих пор ему это не удалось... Наверное, на посещение батюшки тоже должна быть воля Божия?

- Конечно, если у вас есть желание и намерение встретиться с батюшкой, то об этом надо молиться.  «Толцытеся и отверзется вам». На все воля Божия.

- Интересный случай, связанный с отцом Власием могли бы вспомнить?

- Один человек обратился к батюшке с просьбой о том, чтобы избавиться от курения. Курил он очень много, по две пачки в день, и пытался бросить. Но все его попытки покончить с этой страстью заканчивались чуть ли не предынфарктным состоянием: в течение трех дней он лежал, «умирал» до первой затяжки, а покурит - все отпускало. То есть этот человек на себе явно испытал, что курение - это действительно наркотическая зависимость. Пусть никотин и слабый наркотик, но это наркотик.

Однажды он приехал к отцу Власию и сказал: «Батюшка, я больше не могу, очень хочу бросить курить, потому что и дышать тяжело, и состояние здоровья тяжелое, а сам это сделать не могу...» Батюшка прочитал молитву и сказал: «Выйдешь из монастыря за ворота, последнюю свою сигаретку выкуришь и больше не кури». И вот уже он не курит 18 лет. За все это время он как­то попытался вновь закурить: была очень тяжелая жизненная ситуация, он купил сигареты, попытался покурить, но понял, что ему это просто не надо... По молитвам батюшки было такое совершенно чудесное избавление от никотиновой зависимости.

- Когда на юбилее отца Власия я разговаривал с его духовными чадами, то понял, какие все мы счастливые люди: имеем возможность общаться с настоящим подвижником, человеком святой жизни.

- Человек, который принимает волю Божию и пытается сообразовать с ней свою, живет и идет, честно выполняя свое предназначение,  неся свое послушание перед Господом и людьми, перед настоятелем монастыря. Потому что крест у батюшки, действительно, очень тяжелый. 

- Слышал от многих, что у батюшки хорошая память: он помнит всех, кто у него был  по именам, их истории, что он человека как будто держит всегда в поле своего молитвенного внимания.

- Да. Когда приходишь к нему, всегда такое ощущение, что он принимает тебя как родного,  и ты понимаешь, что он и молится за тебя.

- Батюшка,  когда его спросили, как его самочувствие,  ответил: «Я здоровый, как конь»...

- Вообще батюшка никогда не  жалуется на свое самочувствие, мы всегда видим его бодрым, здоровым. У меня была возможность наблюдать, как, не показывая свое тяжелое физическое состояние, он радостно принимал людей, а у него в это время кровоточили язвы на ногах. И это заболевание, действительно, очень серьезное.

- Что бы вы хотели сказать в заключение нашей беседы?

- Я просто благодарю Господа, что Он меня свел с таким замечательным человеком, как отец Власий, и что батюшка меня, можно сказать, вытащил из грязи и дал направление, в котором я сейчас двигаюсь. Надеюсь, что смогу, по молитвам духовника, пройти этот путь, стяжать благодать и получить спасение Божье. Спасибо батюшке, что он есть!

Андрей Сигутин

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь