Поиск по архиву

Газета "Вестник" №9 - 2014 г.

Знаменитый художник, которого мы не знаем

Василий Перов. Автопортрет. 1851 г.

 

Предвижу удивление читателей, как же это «знаменитый» и «не знаем»? Тем более, что речь пойдет о Василии Григорьевиче Перове. Уж кого­кого, но  Перова, пожалуй, знает каждый русский человек. Он принадлежит к славной когорте  знаменитых русских художников XIX  века. Он написал картины: «Тройка», «Охотники на привале», «Рыболов», «Приезд станового», «Проповедь на селе», «Последний кабак у заставы», «Чаепитие в Мытищах». Широко известны и его портреты выдающихся людей России. Он - один из основателей прогрессивного «Товарищества передвижных  художественных выставок». Передвижники обратились к сюжетам современной для них жизни  и перестали писать картины с ложным академическим пафосом. В какой­то степени они разделяли убеждения революционеров­народников: пошли в народ. Писали о народе и надеялись, что для народа.  

 Все это верно. Но дело в том, что  В. Перов нарисовал не  только  эти картины. Последние годы жизни он посвятил созданию серии картин на  религиозные темы. Вот о них­то мы  почти ничего и не знаем. В этом случае все мы  «пали жертвами» агрессивной большевистской антирелигиозной  пропаганды.  Как же они могли всех так зомбировать! Кого им было нужно - прославляли, кто выпадал из установленных ими  критериев, тот вычеркивался  из списка признанных. Или  поступали так, как с Перовым -  начало того, что он создал, признали и восхваляли, а  самую значимую часть зрелого творчества  было приказано забыть. Даже в академических изданиях об этой стороне деятельности прославленного художника не сказано ровным счетом ничего,  нет репродукций картин на библейские темы. Лишь  в некоторых изданиях небрежно сказано, что у художника после его тридцатисемилетия наступил затяжной кризис.

Но это  не тот мастер, от творческого наследия которого можно так легко отмахнуться. Давайте попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.     

 Василий Перов. Автопортрет. 1870 г.

 

 Первую половину творческой жизни он был типичным представителем господствующего тогда в русском искусстве критического реализма. Художник показывал   нелегкую долю и невольное невежество простого народа, его быт и нравы, высмеивал и простой люд, и общество, и священников, явно был на стороне революционеров. Об этом свидетельствуют, например, его картины «Приезд станового» и «Отпетый». А его первой картиной, ставшей известной, но, увы, скандально известной, была картина « Сельский крестный ход   на Пасхе», где небольшая группа участников действия была показана абсолютно пьяной. 

  Перова называют преемником традиций  художников предыдущего поколения -  В. Тропинина и П. Федотова. И это справедливо, многие темы картин В. Перова явно перекликаются с сюжетами этих творцов.  Многие картины В. Перова были не только обличительными, вызывавшими  гнев, тяжелые раздумья  и возмущение несправедливостью, но казались иногда даже насмешкой («Дворник», «Сватовство», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист - бобыль»). В XX веке эти темы  со стен художественных выставок перешли на страницы газет и  сатирических журналов. Стали просто графическими рисунками. А в наше время эту роль выполняют демотиваторы. Однако в тот исторический период, возможно, были нужны такие жанровые картины,  непримиримо критикующие окружающую  действительность и заостряющие внимание только на ее теневых сторонах. Большое влияние на молодежь оказывала  и литература тех лет - произведения Гоголя, Некрасова, Достоевского, Тургенева. Многие  художники - передвижники старались вызвать сочувствие к простому народу.  К тому же часто они повторяли темы, уже набившие оскомину, иногда скатывались просто к слащавой жалости, забывали, что истина уже была найдена человечеством, восхваляли революционеров, исповедовавших насилие. И мы по прошествии времени уже знаем, как велика была эта ошибка. По большому счету,  мне кажется, что не надо было тратить силы, талант и умение   на темы мелкие  и скандальные. Иногда они вообще выглядят как иллюстрация к анекдоту.

Специалисты­психологи считают, что  многое в  поступках взрослого человека объясняется его тяжелым детством. Вполне вероятно, что именно  нелегкие впечатления детства  вызвали у В. Перова тяготение к карикатуре, а юношеский максимализм - к вызывающему обличительству в  его раннем  творчестве.  Мальчику было от чего страдать. Незаконнорожденный сын тобольского губернского прокурора Г.И. Криденера, мальчик родился 2 января1833 года. Православные заповеди и законы Российской империи  в порицали грех прелюбодеяния. Но явно несправедливо было то, что страдали не виновники  греха, а их несчастные дети. Они лишались права носить фамилию  и титул отца, наследовать его имущество. Отец будущего художника  имел титул барона и богатое имение в Прибалтике. Через некоторое время он все же женился на матери мальчика, но для ребенка это уже значения не имело. Он оставался бастардом на всю жизнь. У прокурора были дети от первого брака, они и получили все наследство. Петр I как­то сказал: «Для байстрюков один путь - в художники!». Он был небольшим ценителем искусства и считал,  что ничего  путного от незаконнорожденного ждать не приходится, а в художники сгодится. Но тут великий человек ошибался дважды, во ­ первых, для художника очень важен талант, знания, трудолюбие, особый склад ума и психики, а во­ вторых, царь сказал  это, не зная истории. А история сохранила совсем другие примеры ­ навеки прославленные имена бастардов: древний китайский философ Конфуций,  великий князь киевский Владимир Святославович, крестивший Русь, великий художник Леонардо да Винчи, выдающийся  государственный деятель герцог Ришелье знаменитые поэты Василий Андреевич Жуковский и Афанасий Афанасьевич Фет, выдающийся композитор и ученый­химик Александр Порфирьевич Бородин,  писатель Джек Лондон, Корней Иванович Чуковский, основатель корпорации Apple Стив Джобс и многие, многие другие, в том числе президенты и полководцы.

При Крещении будущий художник получил фамилию  своего крестного отца - Васильев, затем  стал Перовым - такое прозвище дал ему его учитель, отметивший таким образом виртуозное владение пером своего ученика.

 Василий Перов. Охотники на привале

 

Отец мальчика прокурором оставался недолго. Его разжаловали за неуместные остроты и склонность  критиковать все подряд. Можно себе представить, какая в доме царила атмосфера, где главой был вечно всем недовольный высокомерный курляндский барон. Видимо, отсюда и возникла у мальчика привычка критиковать все вокруг. После отставки отца семейство часто переезжало, пока в Арзамасе отец не получил малооплачиваемую  работу управляющего имением помещика Языкова. Весьма характерно, что Перов рисовал и портреты своих сводных братьев, и матери, но никогда не рисовал отца. В Арзамасе мальчик стал учиться в художественном училище. В 1851 году он написал свой первый автопортрет - наивный юноша, демонстрирующий свою элегантность. В 1852 году юноша переехал в Москву и поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здесь вместе с ним учился и наш земляк И. М. Прянишников, уроженец села Тимашово,  тоже будущий выдающийся художник. Оба молодых человека бедствовали, жили впроголодь. Но им повезло с одним из их учителей. Художник Е.Я. Васильев поселил их у себя, кормил и одевал  бедных студентов. Так началась крепкая, на всю жизнь дружба Перова и Прянишникова. Они даже позировали друг другу для своих картин, т.к. денег на натурщиков не было. Но благодаря этому мы имеем   изображения молодых друзей. На картине «Приезд станового»  Перов изобразил Прянишникова в образе арестованного, а Прянишников нарисовал своего друга на картине «Порубщик  леса». Позже они написали и подарили друг другу свои портреты.  Возможно, эта полуголодная молодость и  вечная стесненность в средствах привела к тому, что оба  художника заболели туберкулезом. Средств на лечении на зарубежных курортах у юношей не было, да и вообще туберкулез тогда  еще лечить не умели. Забегая вперед, должна сказать, что оба они умерли от этой болезни, не дожив до преклонных лет: Перов - в 48 лет, Прянишников - в 52 года.

В 1861 году Перов подал на конкурс в Академию художеств картину «Проповедь на селе» со сценкой из жизни провинциального дворянства. Совет Академии присудил  Перову за эту работу  Первую Большую  золотую медаль, Такая награда давала право на зарубежную поездку для совершенствования мастерства и знакомства с европейскими веяниями в искусстве. Но молодой художник пробыл в Европе  не весь  разрешенный срок и вернулся в Россию. За границей  в 70­е годы XIX века критический реализм не процветал. Идейные искания были иными. Но в плане усвоения новых чисто технических приемов и повышения мастерства живописца молодой художник  значительно усовершенствовался.  Однако Перову хотелось приносить пользу родному народу и быть в центре внимания публики. Но и за рубежом,   на художественных выставках в Париже и в Вене, его  работы были представлены. К сожалению, размеры газетной статьи не дают возможности рассказать обо  всех его картинах (их он написал более 90). К тому же многие из них  очень известны. Я напишу лишь о  самых интересных   созданных после заграничной поездки на  темы религиозные  - поскольку о них мало кто знает.  Но именно они были весомым вкладом в русское искусство, именно они имели высокую нравственную направленность и отражали  миропонимание зрелого человека и художника, мучительно размышлявшего над смыслом жизни и нашедшего его в христианстве, призывавшего к любви и состраданию.

Надо сказать, что  большинство его знаменитых картин были написаны после возвращения на родину. И  практически  все они отражают тему страдания. («Проводы покойника», «Девушка, бросающаяся в воду», «Утопленница», «Старики у могилы сына», « Старик - странник»). Явно тяготили его душу мысли о тяжелой доле детей простых  людей («Спящие дети», «Дети - нищие», «Девочка с кувшином», «Тройка»). Единственной легкой, светлой картиной этого периода были знаменитые «Охотники на привале». Вот как оценил эту картину Ф.М. Достоевский «Один горячо врет, другой слушает и изо всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется. Если растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут, как мы., что это русский враль и что врет он по­русски».

В 1871­76 гг  по заказу П.М. Третьякова Перов исполнил 14 портретов русских  писателей, деятелей искусства и ученых. Создание этих портретов - творческий подвиг художника. Эти работы стали доказательством исключительной роли Перова в развитии русского портрета. Самый знаменитый из них - удивительный портрет Ф.М. Достоевского. Такой глубины образа не смог создать ни один другой художник. Написал он и новый  автопортрет. Это был совсем другой человек по сравнению с его юношеским портретом 1851 года. Ничего общего!

На  портреты Василий Григорьевич потратил столько сил и размышлений, что перед этим блистательным собранием останавливались надолго потрясенные зрители единственной полной выставки картин Перова, проведенной в  1984 году в Третьяковской галерее. После создания этих картин - в 1877 году - Перов вышел из состава «Товарищества» передвижников», видимо, окончательно осознав  ограниченность их исканий. Он пишет икону «Христос и Богоматерь» (к сожалению, она пропала во время революции). А в 1878 году создает потрясающий шедевр - картину «Христос в Гефсиманском саду». Трудно найти в мировом искусстве что­то более сильное, так пронизывающее души человеческие. Это воспринимается  как глубочайше выстраданная просьба  великого художника  о  прощении ошибки всей его жизни.   Ведь он начинал свое творчество с «разоблачения и осмеяния» Церкви и Православия. Прошел путь страдания, осознав  бесполезность потраченных лет, и вернулся к истине, возвратившись к Богу. Это путь «блудного сына» с великим мужеством  осознавшего пустоту своей жизни и заявившего об этом  всему миру. В  произведение он вложил всю  душу, весь опыт творчества. На этом полотне  столько художественных и философских открытий, такое страстное принятие учения Иисуса, что, конечно, хочется  написать о картине больше. Если будет на то Божья воля, хотелось бы подробнее рассказать об этом в номерах газеты к Светлому Христову Воскресению. Картина,  принципиально не принятая и не одобренная передвижниками, забытая и замалчиваемая при безбожной власти, того стоит.

Затем  художник пишет «Снятие с креста», картину «Первые христиане в Киеве», портрет «Блаженный», жанровую картину «Суд Пугачева». И создает совсем другую по настроению (в отличие от прежних картин) сцену возвращения с работы  жниц - торжественную процессию  честных тружениц, а не измученных до потери человеческого облика крестьянок.

В последний год своей жизни он написал эпическую картину «Спор о вере» («Никита Пустосвят»), картину­ оду русской женщине «Плач Ярославны». И последняя работа, когда уже совсем не осталось сил, чтобы писать красками, - карандашный рисунок «Путник». Уходит вдаль пожилой человек в стареньком русском зимнем зипуне по пустынной дороге, на обочине которой стоит древний каменный придорожный крест.

Василий Перов. Снятие с креста. 1878 год

 

Перов был великим мастером драматургии  ­ совершающегося действия на его картинах. Последний его рисунок - возможность нам, зрителям, самим попробовать додумать сюжет. Что хотел сказать своим последним рисунком знаменитый художник?

Алла Тагиева

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь