Газета "Вестник" № 28 - 2014 г.

Твердо стоять в правде, чтобы победить...

Светлана Коппел­Ковтун в журналистике 22 года. Начинала на телевидении в качестве телеведущей, автора и режиссера цикла передач на религиозно­философскую тематику, затем работала в региональной газете. С 2004 — сотрудник редакции всеукраинского миссионерско­просветительского журнала «Мгарский колокол», до июля 2013 года — ответственный редактор этого ежемесячника, дизайнер. С 2007 года – учредитель и руководитель Международного клуба православных литераторов «Омилия». Член Национального союза журналистов Украины. Дипломант конкурсов «Православная моя Украина» (2009) и Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (2010). Награждена орденом «1020­летия Крещения Руси» «за усердные труды во славу святой Церкви». В связи с последними событиями на Украине Светлана была вынуждена переехать в Россию. Ее видение ситуации и анализ произошедшего – весьма ценно, поскольку она очевидец того, как разворачивались события на ее родине, тем более что Светлана жила сравнительно недалеко от Киева…

Светлана, каков духовный смысл кризиса на Украине?

­ Кризис отчасти искусственен, то есть создан по заказу Госдепа США, и мы можем проследить, какими путями он внедрялся, воплощался в жизнь. Как ни странно, под ударом оказался именно духовный параметр. Видно, наши враги поняли, что страшный для них «русский Бог» — причина прежних наших побед, может быть «предан и распят», и все свои усилия направили на поругание святынь души, на искажение ценностной шкалы. Людей поманили мифическими «европейскими ценностями», и, сломя голову, те понеслись за грезами.

Весьма показательна реакция на рекламную акцию одного из киевских торговых центров «Приди раздетым — уйди одетым». Ее проводили как раз накануне майдана, в сентябре 2013 — словно тестировали массы на «европейскость». Огромное число столичных жителей толпились в нижнем белье, полуголые, лишь бы получить подачку. И ведь это были не бедные и нищие, а вполне респектабельные киевляне. Результаты акции поразили организаторов. Потребительскую вакханалию, которая разыгралась, сразу сравнили с сеансом черной магии в варьете из романа М. Булгакова.

­ Сейчас многие политологи сравнивают кризис на Украине с ситуацией 1917 года в России. Считается, что в России, с духовной точки зрения, причиной революции стала подмена живой искренней православной веры формальным исповеданием. Известно даже выражение: «революция зарождалась в семинарии». А Вам как православному писателю, журналисту и воцерковленному человеку приходилось сталкиваться с формализацией веры на Украине?

­ Прежде всего сделаю оговорку: на Украине произошла не революция, а, скорее, путч – вооруженный захват власти. Все аналогии с 1917 годом весьма относительны, на мой взгляд, хотя и правомочны. В 1917 были хоть какие­то позитивные идеи, которыми увлекались массы. А нынче — только блеф, мишура, ложь… На Украине даже фашисты — это искусственно взращенные либерал­фашисты, ставшие орудием в руках олигархов.

То есть во всем — кажимость, попытка принарядиться в те или иные исторические, всем известные и понятные одежки, ради сокрытия истинной сути происходящего.

Что до формализации веры, то этот процесс естественен — он и в России происходит. Если обратиться к истории, то и монашество (в IV­ом столетии) возникло как протест против формализации веры. Так уж мы устроены, что веру свою можем сохранить живой только в подвиге. Ставшая рутиной вера обесценивается. Льюис высказывал мысль, что самые плохие на свете люди — это плохие религиозные люди, потому что «если встреча с Богом не сделает нас лучше, то сделает несравнимо худшими». А Экзюпери в своей несравненной «Цитадели» говорит: «Не знающий людей убежден, что благоговение перед оазисом взращено в оазисе. Нет, живущие в нем не задумываются, где живут. Благоговеет перед оазисом иссушенное песками сердце бродяги». Понимаете? Благополучие развращает. Сытость порой оказывается более труднопроходимым испытанием, чем голод.

­ Как Вы считаете, в какой степени Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата и Украинская Греко­Католическая Церковь виноваты в нынешнем состоянии на Украине?

­ Не так давно у меня спрашивали о сектах и их роли в организации Майдана, и мне пришлось констатировать факт удивительного единства всех религиозных организаций Украины. Все они поддержали беспорядки, все оказались на стороне олигархата. Думаю, именно религиозные организации повинны в массовом зомбировании населения, без их содействия это вряд ли удалось бы в таких масштабах. Ведь народ — это овцы, нуждающиеся в пастырях. Об этом свидетельствует Христос, об этом же говорила императрица Александра: «народ — дитя». Слепые и продажные пастыри привели свою паству к пропасти.

­ Как точно выразился протоиерей Андрей Ткачев, «перед тем как зажечь и бросить «коктейль Молотова» в милицию, в голове у человека должна быть эта горючая воспламеняющаяся смесь из гордости, зависти, жадности, раздутых национальных претензий и полного отсутствия культуры». В этой связи, как вы думаете, если бы в украинских школах массово велось преподавание «Основ православной культуры», то это улучшило бы ситуацию?

­ Думаю, проблема шире. Ведь можно ввести этот предмет, но так его преподавать, что ученики потеряют, а не найдут Бога — получится обратный эффект. Важны и личность преподавателя, и последующая встроенность ученика в церковную жизнь. Доводилось слышать о случаях, когда дети менялись в худшую сторону именно потому, что религиозные знания, получаемые ими, не имели опорной базы в их каждодневной жизни. Если детей не трогать, они потом, повзрослев, могут сами начать поиск Бога, но если им привить дурной религиозный вкус, можно взрастить монстров. Проблема на самом деле — в отсутствии здоровой приходской жизни, т. к. именно приход должен взращивать христианина. Священник­требоисполнитель — этого мало. Большинство людей не умеет самостоятельно работать с душой человека, тем более — с душой ребенка.

­ Православная вера учит любить, прощать, быть милосердными. К сожалению, сейчас этого не заметно на Украине, хотя при инаугурации Президента клятва приносится им и на Евангелии. Выходит, на Украине произошел не только политический кризис, но и духовный? Можно ли сказать, что была недоработка со стороны духовных пастырей, или люди сами виноваты в том, что Господь у них не на первом месте, а на периферии сознания?

­ «Быть злым к неправде — это доброта», — сказал поэт Евтушенко, и я с ним вполне согласна. Мы иногда милосердием называем соглашательство со злом. Сегодня слышны обвинения в адрес ополченцев, защищающих свои дома, своих жен, детей, стариков от агрессора, и звучат призывы к прощению (не кающихся!) правосеков, льющих кровь мирных людей, сжигавших с радостью куликовцев. Это ли милосердие? Тогда получается логика телеканала «Дождь» — не надо выигрывать войны, не надо давать отпор врагу, надо сдаваться, капитулировать. Это подмена понятий, а не милосердие.

Что до клятв на Евангелии… Порошенко до своего президентства причащался и у православных пастырей УПЦ МП, и у униатов. Про УПЦ КП  сведений нет, но и это возможно. Он одновременно — спонсор Майдана, Правого сектора… и УГКЦ наверняка финансировал, раз был прихожанином… Такая вот гремучая смесь. Не исключаю, что к нему пастыри прислушивались больше, чем ко Христу, чувствуя себя должниками.

Винить ли паству за ослепление? Отчасти — да, так как Христос обращается лично к каждому, а не к толпе прихожан, ведомой пастырем. Христос знает цену толпе, а потому ждет личного вопрошания. Кто искал Его, тот и нашел, а кто искал чего­то иного, тот нашел «фантик» вместо «конфетки», который легко подменить. Но «народ — дитя», потому главная ответственность на ведущих, а не на ведомых. Природа вещей такова: пастыри в ответе за пасомых.

­ По словам отца Андрея Ткачева, нужно заняться конкретной просветительской работой с людьми. На Украине «православное восстановление, воцерковление, ренессанс был «кирпично­купольный»: мы восстанавливали внешность, разрушенную большевиками. Кирпичи кирпичами, а заниматься нужно людьми».

На Ваш взгляд, какой должна быть миссионерская работа с людьми в нынешних условиях?

­ Христос всегда один и тот же. Миссионерская работа — это не деятельность, а горение духа. Как в день Пятидесятницы сошел Огонь, так Он и ныне просвещает всех. Миссионером может быть только Его носитель. Говоря словами Пастернака, «талантов много, духа нет».

Миссионер — это «поджигатель» сердец благодатным огнем, а не чиновник от церкви. Он сам должен гореть и сгорать от любви к Богу и ближнему, тогда у него все будет получаться. Но это — дар, а получение дара не может быть плановым. Потому, чем меньше бюрократии в церкви, тем лучше. Не надо организм превращать в механизм — это смертельно опасно.

­ Нынешняя ситуация зрела с 90­х годов, когда, особенно среди детей и молодежи, стали пропагандировать националистические настроения, которые со временем переросли в нацизм и откровенный фашизм. У Вас было предчувствие, что с Украиной может случиться то, что происходит сейчас?

Я — поэт, потому слышала приближение беды года за два до Майдана. Успела даже выпустить сборник стихотворений «Сквозь тень» — мое «накануне». Для примера одно стихотворение.

Когда слова, свои утратив смыслы,

сравняются с землей, —

словами станем мы.

Иль черноземом…

Все равно — траве,

трава равна сама себе,

и только.

Вонзится боль копьем

в траву и небо,

и в слово, что срослось

с забытым завтра.

Не вспомнить:

не рыдать,

не рыть нам землю,

вонзая пальцы в тело.

Нет, не вспомнить!

Забыто все,

печаль теряет слезы.

Утрата эта —

худшее из зол.                                 2012

Я слышала гул приближающейся волны (как цунами), переживала ужас грядущих перемен и думала: «Зачем мне все это знать заранее, если я ничем не могу помочь ни себе, ни людям?» Но когда все началось, я была сознающим наблюдателем. Для многих же осознание случившегося — дело будущего, им нужно время на осмысление.

Что до взращивания фашизма в душах, то процесс этот шел все двадцать лет после развала СССР. Американские технологи трудились в поте лица, и теперь мы пожинаем посеянный ими урожай. Но мы сами к этому стремились, сами….

Важно понимать, что далеко не все украинцы согласились с навязанной ролью предателей русского мира. Есть люди живые, верные своим корням (назовем их малороссами), сильно страдающие от охватившего украинцев беснования.

И еще важно понимать: воюют сегодня не с русским языком, а с русским мировоззрением, с русским духом. Многие правосеки говорят по­русски, Украина вообще — русскоговорящая страна. Вспомните страшные кадры из Дома профсоюзов, когда убийцы осматривают и считают своих жертв — каратели говорят по­русски. Разделение народа происходит не по национальному или политическому, а по духовному признаку.

­ Какие духовно­нравственные уроки Россия должна вынести из Майдана?

Один из уроков — отказ от ряженого благочестия, честность. Иван Ильин одну из своих книг начинает словами: «В страданиях мудреет человечество. Невидение ведет его к испытаниям и мукам; в мучениях душа очищается и прозревает; прозревшему взору дается источник мудрости — очевидность. Но первое условие умудрения — это честность с самим собою и с предметом перед лицом Божиим». А то получается как в сказке про голого короля: достаточно внедрить одного негодяя на высокий пост, чтобы все бездумно повторяли за ним ложь — вроде как из благочестия. Человек слишком легко обманывается, когда рядится в благочестие. Надо помнить, что любой «красивый наряд» — дело Божье, а не наше. Если мы хотим изобразить нечто, мы начинаем лгать.

Потому во всех обстоятельствах надо стараться быть адекватным — сегодня это главное. Манипуляторы смещают сознание и предлагают «наряды», а мы должны твердо стоять в правде, чтобы победить.

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.