Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2

Воспитание современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях

«Историко­культурное наследие и образование. XXI век»

выпуск №41 от 8 октября 2012 года

 

 

 

 

воспитание современной молодежи на исторических примерах

и православных ценностях

 

Сопредседателями Секции были митрополит Климент и заместитель Губернатора Калужской области Руслан Владимирович Смоленский. В заседании участвовал викарий Калужской епархии епископ Людиновский Никита, а также председатели и ответственные секретари  структурных подразделений Управления Калужской епархией: протодиакон Сергий Комаров, иерей Алексий Пелевин, иерей Максим Лихонин, иеромонах Дорофей (Соколов), иерей Игорь Горня и другие. 

Выступили с докладами и участвовали в дискуссии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев, доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета Православного Свято­Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Владимировна Склярова, старший научный сотрудник Института психолого­педагогических проблем детства РАО Тамара Викторовна Анохина, руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов), главный редактор информационно­аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов.

Приняли участие в заседании  ректор ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» Татьяна Александровна Артемова, представители министерства образования и науки: начальник и  специалисты отдела программ и проектов в сфере общего образования и воспитательной деятельности, преподаватели Калужского государственного университета.

Содержание выступлений на Секции стало логическим продолжением темы Пленарного заседания, на котором все выступающие были едины в необходимости пристального внимания к духовно­нравственной сфере жизни нашего народа, к исторической памяти и культурной связи поколений, к героическому наследию  нашего Отечества и духовному богатству Калужской области.

Во вступительном слове митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что  сегодня как никогда необходим совместный поиск решения общественных, семейных и государственных проблем, имеющих духовно­нравственную природу. Особого внимания требуют дети и молодежь. Актуальным является  дальнейшее развитие системного преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах региона, крайне важным видится формирование с помощью ОПК установки на здоровый образ жизни и традиционную семью. Поэтому, считает Владыка, необходима разработка законопроекта, регулирующего духовно­нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения  Калужской области.

О готовности решать эту задачу сообщил журналистам  председатель Законодательного Собрания В.С. Бабурин во время пресс­подхода, состоявшегося после пленарного заседания.

Участники заседания с  вниманием прослушали  доклады, два из которых можно назвать ключевыми: доклад министра образования и науки Калужской области А.С.Аникеева и доклад доктора педагогических наук Т.В.Скляровой.

С уверенностью можно констатировать, что  доклад министра «О преподавании курсов духовно­нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях Калужской области в условиях введения ФГО: проблемы и перспективы» стал существенным дополнением к  докладу на августовском образовательном форуме «Ресурсы модернизации региональной системы образования» (27.08.2012, Калуга). Поступившее предложение о размещении доклада на официальных сайтах, а также о направлении в муниципалитеты  было поддержано всеми участниками заседания.

 Теоретической основой, усиливающей позицию министра, стало последующее выступление Т.В.Скляровой о влиянии религиозной культуры на развитие самосознания в детском возрасте. Татьяна Владимировна кратко представила генезис структурных звеньев самосознания человеческой личности и рассказала о формировании личности в контексте православной антропологии. Доклад Т.В.Скляровой сопровождался мультимедийной презентацией. Татьяна Владимировна не только характеризовала каждое звено самосознания (представление о своем имени, представление о своем теле, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности), но и привела примеры педагогической работы с каждым из них в зависимости от возраста детей.

В докладе А.С.Аникеева было отмечено, что  «в Калужской области существует достаточно сформированная система духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках  введения «Основ православной культуры». Министр  привел статистические данные, показывающие позитивную динамику приобщения детей к основам православной культуры. «В текущем учебном году «Основы православной культуры» в различных формах преподаются практически во всех общеобразовательных учреждениях области (329). 24194 обучающихся в общеобразовательных учреждениях области изучают «Основы православной культуры» в школах (36%).  В этом году повсеместно приступили к преподаванию в 4­х классах учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (во всех 528­и 4­х классах 362­х общеобразовательных учреждений)». Среди регионов, входящих в ЦФО, Калужская область, по выбору модуля «Основы православной культуры», занимает лидирующую позицию.

Министр наметил ряд задач: «Нам предстоит проанализировать, как складывается обучение данному предмету в Калужской области.  В связи с этим стоит вопрос социализации детей­мигрантов — и здесь нужно проводить большую работу и с родителями, и с детьми. Наша общая задача — интегрировать их в наше общество. И модулю «Основы православной культуры» в этом вопросе отводится большая роль... Перед нами стоит  проблема совмещения преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ православной культуры»... Слабая вовлеченность семьи в процесс духовно­нравственного воспитания своих детей — одна и серьезных проблем сегодняшнего дня». 

Александр Сергеевич обратил внимание, что много вопросов вызывает и будет вызывать содержание курса ОРКСЭ и у специалистов системы образования, и у духовенства и, конечно, у родительской общественности до тех пор, пока в обществе не сложится консенсус. Существуют серьезные опасения, что данный курс не приживется. Такой редуцированный курс (только 4 класс) может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса — и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе».

Такое заявление министра образования и науки А.С.Аникеева основывается не только на социокультурных особенностях Калужской области, где сохраняется приверженность к духовной традиции Православия, что объясняет многолетний опыт преподавания  в школах ОПК, но и на прочном теоретическом фундаменте (доклад Т.В.Скляровой).

Далее обсуждалась тема кадетского движения (впервые на Богородично­Рождественских образовательных чтениях)  и необходимость преподавания ОПК среди кадетов. Руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов) не только кратко представил историю кадетского движения в России, но и привел примеры положительного опыта в образовательных учреждениях нашей области, когда через своих детей у родителей пробуждается интерес к духовной традиции Православия. В проект Резолюции чтений было предложено включить рекомендацию руководителям образовательных учреждениях, в которых есть кадетские классы, изыскать возможность системно преподавать ОПК по учебно­методическому комплекту.

Проблему влияния средств массовой информации на воспитание современной молодежи обсуждают практически на каждых Чтениях. О психологическом нездоровье детей вследствие воздействия Экрана (обобщенного экрана многих информационных устройств) было на этот раз только упомянуто в докладе старшего научного сотрудника Института психолого­педагогических проблем детства РАО Т.В.Анохиной, потому что это уже очевидный фактор современного общества. Тамара Викторовна, приводя данные фонда «Общественное мнение», опубликованные совсем недавно,  подчеркнула роль телевидения: 92% россиян черпают информацию из телепрограмм, 38% — из печатной прессы, 32% — из новостных сайтов в интернете, а также разницу влияния телевидения и Интернета.

Напомнив участникам заседания, что на Чтениях в прошлом году Анатолий Дмитриевич Артамонов поставил задачу через СМИ  «призывать молодежь к повторению примеров истинного служения своему народу и обществу», Тамара Викторовна рассказала о  примерах практического противодействия разрушительному влиянию СМИ, которые созданы  администрацией Боровского района и Свято­Пафнутьевым монастырем и доступны в сети Интернет. Это и есть отдельные компоненты формирования  социокультурной среды в Боровском районе на основе духовной традиции Православия. Речь шла о   дизайне  самого сайта администрации района,  а также о размещенных на нем баннерах: молодежного православного слета «Пафнутьевград», а также  специально заказанного  баннера  социальной рекламы «Скажи игровым клубам нет!». Т.В.Анохина обратила внимание участников Чтений,  что на сайте администрации уже больше года в социальной сфере размещаются материалы подраздела «Основы православной культуры».

Особый образовательный ресурс имеют еженедельные новостные  сюжеты студии телевидения Боровского района, где в качестве заставки выбрана не компьютерная графика, а виды храмов Боровского района.  Почти в каждом выпуске передачи «Боровский район: вчера, сегодня, завтра» жители видят священнослужителей, узнают о совместных с Церковью добрых делах, своевременно знакомятся с православно­ориентированными мероприятиями, среди которых  ежегодные Свято­Пафнутьевские образовательные чтения, Рождественский и Пасхальный фестивали,  заседания Координационного совета по духовно­нравственному воспитанию, фрагменты  школьных уроков «Основ православной культуры», повседневная жизнь редакции газеты «Вестник» Свято­Пафнутьева монастыря. Об этом участники заседания смогли не только услышать из выступления Тамары Викторовны, но и увидеть на слайдах, а также в видеосюжете, подготовленном специально для Чтений.

Существенным оказалось выступление в дискуссии Анатолия Дмитриевича Степанова, который обратил внимание, что в середине октября Госдума все­таки будет обсуждать законопроект РФ «Об образовании», который, по мнению многих экспертов, носит разрушительный характер и не только не приведет к улучшению ситуации в системе образования, а создаст новые проблемы и окончательно уничтожит те позитивные традиции, которые существовали. Митрополит Климент обратился ко всем педагогам с призывом активнее участвовать в обсуждении этого законопроекта и смелее выступать с его критикой.

Таким образом, участники заседания Секции №1 получили большой объем информации для дальнейшего самостоятельного осмысления происходящих в новой истории нашей страны изменений в изучении религиозной культуры в общедоступной государственной школе и увидели новые возможности воспитания современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях. Заместитель Губернатора Р.В.Смоленский поручил  провести опросы детей и родителей, чтобы помочь  им понять разницу изучения «Основ православной культуры» в сравнении с другими модулями учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Было одобрено появление на региональном телевидении новой телевизионной передачи «Родной образ», высказано пожелание организовать серию репортажей о работе XV Епархиальных Богородично­Рождественских образовательных чтений и встреч в телевизионной студии для продолжения обсуждения вопросов, затронутых на Чтениях.

С заключительным словом выступил митрополит Климент. 

 

Тамара Анохина

http://www.pafnuty­abbey.ru/vestnik/2012/?number=41&article=1505

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь