Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2

Восстановление исторического сознания народа как условие возрождения России

Анатолий Дмитриевич Степанов,

 

 главный редактор информационно­аналитической службы «Русская народная линия»

 

 

Восстановление исторического
сознания народа как условие
возрождения России

 

 

Историческое беспамятство — страшная болезнь, не излечив которую мы не сможем приступить к подлинному возрождению нашего Отечества. Без адекватного понимания прошлого у нас, как у народа, нет будущего. Без памяти о предках мы не сможем установить связь с потомками. Нам надо чаще вспоминать самим и напоминать молодежи, что мы — наследники великой традиции, потомки великих предков. Надо духовный алгоритм русской истории накладывать на светскую историю, тогда мы поймем логику исторического процесса.

И тут важнейшей проблемой становится хронологический волюнтаризм. Наглядно это видно на примере празднования годовщин исторических событий. К примеру, ежегодно годовщину, а в нынешнем 2012 году и 200­летний юбилей Бородинской битвы государство и общество празднуют не 8 сентября, а 7 сентября, поскольку к дате сражения, которое произошло 26 августа 1812 года, прибавляют не 13 дней, а 12, поскольку разница между календарями в XIX веке составляла именно 12 дней. На первый взгляд, все логично. Если не принять во внимание, что таким образом искажается историческая достоверность события. Ведь 26 августа по юлианскому календарю Русская Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. И именно в этот день состоялось сражение, решившее исход Отечественной войны 1812 года. Перед началом Бородинского сражения служился молебен перед Владимирской иконой Богородицы, а воины сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. А 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) — это другой день. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. В угоду астрономической достоверности приносится историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь.

Хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией — историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то сможем не только увидеть удивительные совпадения, но порой  понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий под Полтавой Петра I, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя — в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это, кстати, важный штрих, разрушающий портрет «безбожника» на троне, нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V — начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым.

Но самое главное, на мой взгляд, удивительное открытие состоит в следующем. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то окажется, что все эти события происходили в дни великих христианских праздников. Напомню самые яркие совпадения. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай договориться с блгв. князем Дмитрием Донским, чтобы подвести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет, 26 октября 1582 года, в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык — столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны, приведшее к закату мощи Швеции, произошло 27 июля 1714 года, в день памяти Великомученика и Целителя Пантелеимона, одного из самых почитаемых православных святых. Великое Чесменское морское сражение (24­26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери.

 

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему»

 

Наши предки устанавливали и особые церковные праздники в память о чудесной помощи свыше русскому народу в годину испытаний. Приведу самые известные примеры. Это праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленный в память заступничества Божией Матери во время нашествия на Русь лютого полководца Тамерлана 26 августа 1395 года. Именно в этот день, спустя 417 лет, 26 августа 1812 года, заступничеством Богородицы русская армия впервые остановила победоносное шествие войск доселе непобедимого Наполеона. Праздник Казанской иконы Божией Матери, ставший теперь государственным, установлен в честь взятия Китай­города ополчением князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина 22 октября 1612 года.

Есть в нашей истории и такой пример. К заключению Ништадтского мирного договора, завершившего победоносную, но и тяжелейшую для России Северную войну, Петр I специально приурочил перенос в новую столицу страны Санкт­Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Причем в этот день — 30 августа 1721 года, ставший впоследствии днем кавалеров ордена Александра Невского, Церковь отмечала память еще одного великого русского святого — преподобного Александра Свирского.

Все это — яркое свидетельство не только наличия у наших предков силы веры и силы смирения, но прежде всего того, что Сам Господь помогал русскому народу побеждать врагов Веры и Отечества! И таким образом русская история предстает как продолжение Священной истории! Понятно, что либеральная и марксистская историография всячески стремились исказить и затушевать этот очевидный факт.

 

Духовный контекст эпохи

 

Наложение церковного календаря на мирской календарь помогает порой понять духовную суть самых сложных исторических эпох. Сегодня идут ожесточенные споры среди ученых, писателей, публицистов и общественных деятелей в оценке революции 1917 года и советской эпохи. Но давайте вспомним духовный контекст событий. Февральская революция произошла во время Великого поста, то есть во время особого покаяния для каждого православного христианина. В понедельник Крестопоклонной седмицы толпа православного народа была не в храме, а штурмовала петроградскую тюрьму «Кресты». Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста — это приговор элите и народу. Если мы не будем принимать во внимание этот факт, мы не поймем и действий Императора Николая II, человека верующего и нравственного, вряд ли ожидавшего, что так могут поступить православные люди. Ну а Пасха 1917 года была настоящим революционным праздником, если познакомиться с документами той эпохи. А потом наступило время гнева Господня на Руси.

А вот хронология событий 20 лет спустя. 22 июня 1941 года — день всех Святых, в Земле Российской просиявших. 12 июля 1943 года, в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. 6 мая 1945 года Церковь празднует день Великомученика и Победоносца Георгия и великий праздник Воскресения Господня, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет столицу фашисткой Германии, наши солдаты водружают флаг над рейхстагом. А через 50 дней, 24 июня 1945 года, в праздник Святой Троицы, в Москве проходит Парад Победы. Господь вновь помогает русскому народу. Все это важно прежде всего для тех, кто профессионально занимается исследованием нашего прошлого. А что же можем сделать для пробуждения исторической памяти мы — педагоги, журналисты, священнослужители?

Хочу воспользоваться случаем и представить проект, которым «Русская народная линия» занимается на протяжении нескольких лет.

 

«Великие люди Земли Русской»

 

Проект по созданию книги «Великие люди Земли Русской» направлен на пробуждение и сохранение исторической памяти. Каждый православный человек знает, что есть церковный календарь, в который можно заглянуть и узнать, какому святому надо в этот день молиться. Но у нас нет соответствующего исторического календаря, и мы не знаем, за кого нужно сегодня молиться, кого нужно сегодня сугубо помянуть в храме или вспомнить на уроке в школе.

Например, сегодня, 24 сентября, отошли в мир иной: видный государственный деятель Царской России, министр внутренних дел, член Государственного Совета Петр Николаевич Дурново, скончавшийся в 1915 году; горный инженер, предприниматель, председатель правлений общества Брянских каменноугольных копий и рудников и «Ленского золотопромышленного товарищества» Николай Степанович Авдаков, умерший в том же 1915 году; ученый­историк, профессор, видный деятель монархического движения, лидер фракции правых в III Государственной Думе Андрей Сергеевич Вязигин и филолог, профессор того же Харьковского университета Яков Андреевич Денисов, взятые в заложники и убитые большевиками в 1919 году; литературовед, фольклорист, искусствовед, педагог, академик Владимир Николаевич Перетц, умерший в 1935 году.

А завтра, 25 сентября, — день памяти: русского Царя, восседавшего на троне в 1606­1610 гг., Василия IV Шуйского, скончавшегося в польском плену в 1612 году; героя Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона, скончавшегося в 1812 г. от ран, полученных в Бородинском сражении; воинов, павших при освобождении Смоленска в 1943 году (в этот день город был взят штурмом); химика и физика, нобелевского лауреата Николая Николаевича Семенова, скончавшегося в 1986 году; исполнительницы русских народных песен и частушек Марии Николаевны Мордасовой, умершей в 1997 году; первой в мире женщины — капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой, скончавшейся в 1999 году; врача и путешественника Юрия Александровича Сенкевича, скончавшегося в 2003 году.

А послезавтра, 27 сентября, мы должны будем почтить память знаменитого келаря Троице­Сергиевой Лавры, сподвижника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, Авраамия Палицына, скончавшегося в 1626 году; видного государственного деятеля, активного участника патриотического движения Александра Александровича Римского­Корсакова, скончавшегося в 1922 году в изгнании; исследователя Центральной Азии Петра Кузьмича Козлова, скончавшегося в 1935 году; конструктора легендарного танка Т­34 Михаила Ильича Кошкина, умершего в 1940 году; летчика­штурмовика, дважды Героя Советского Союза Григория Михайловича Мыльникова, умершего в 1979 году; писателя Георгия Мокеевича Маркова, скончавшегося в 1991 году.

Кто будет их поминать, если у них нет близких родственников?! Мы, как народ, как единый организм, не молимся за наших предков, не вспоминаем наших предков. И таким образом разрывается «дней связующая нить». А ведь народ — это не только пространственная, но и временная категория. Народ — не только совокупность ныне живущих представителей этноса, но и те поколения людей, которые веками жили на этой земле, проливали кровь за ее независимость и свободу, поливали потом эту землю, воспевали ее в произведениях культуры, прославляли ее научными открытиями и творениями.

 

Методологическая основа проекта

 

Новизна и уникальность проекта по созданию книги «Великие люди Земли Русской»  связана с тем, что в его основу нами положены четыре методологических принципа.

Первый принцип. Духовное измерение исторического процесса. Это значит, что все даты соотнесены с церковным календарем, а в ряде случаев — с Пасхалией. Мы понимаем, что и приход человека в этот мир, и его уход в мир иной — тайна. Мы не властны над тем, когда мы придем и уйдем из мира (печальные случаи несчастных самоубийц, как человеческую аномалию, мы во внимание не принимаем). Нам не дано предугадать, когда это произойдет. Поэтому день рождения и день кончины человека мы особо отмечаем и молимся сугубо тем святым, в день памяти которых свершилось это чудо — рождество и успение человека. Поэтому при составлении книги мы игнорируем григорианскую хронологию, а обращаем главное внимание на церковный (юлианский) календарь, к которому привязываем день памяти того или иного человека. Это требует кропотливого труда, поскольку, к сожалению, в большинстве справочников даты даются именно по григорианскому календарю, т.е. прибавляется к дате 10 дней для XVII века, 11 — для XVIII, 12 — для XIX. Это особенно странно, если учесть, что в нашей стране до 1918 года григорианский календарь вообще не действовал. Приходится перепроверять все даты, везде прибавляя 13 дней. Дело это трудоемкое, но необходимое.

Второй принцип. Мужественный христианский реализм. В советскую эпоху у нас установилась практика вспоминать день рождения человека, а не день смерти. Мысль о смерти изгонялась из практики воспитания. Свойственное еще древним понимание связи этой жизни и вечности (memento mori!) разрушалось. Путем выморочного «советского оптимизма» в молодежи воспитывали инфантилизм и безответственность. Чтобы помочь преодолеть такое искажение, в нашей книге отмечаются именно дни кончины, а не дни рождения.

Третий принцип. Непрерывность русской истории. Это значит, что в книгу включены не только выдающиеся деятели дореволюционной России, но и те, кто проливал кровь за нашу страну в годы Великой Отечественной войны и в последующее время, кто прославил нашу науку и культуру в советскую эпоху, а рядом с ними и выдающиеся представители русской эмиграции. Враги нашей страны и нашего народа сегодня снова пытаются посеять рознь между русскими людьми, используя незажившие еще раны лихолетья начала ХХ века. В советское время нам внушали, что Россия до 1917 года была страной мрака, невежества, тюрьмой народов, а настоящая история началась с февраля и октября 1917 года. Сейчас пытаются подбросить мысль, что после 1917 года наступил провал в нашей истории, что все советские годы — это время мрака и деградации, что Великую Победу добыли наши предки не своим мужеством и героизмом, своей любовью к Отечеству, но горами трупов и заградотрядами. Есть и среди представителей Церкви те, кто подхватили старую песню врагов России, что это была не Великая Отечественная война, но война двух тиранов, что генерал Власов был не трусом и предателем, а человеком, мучительно искавшим третий путь. Такие идеи — не только антинациональная и антигосударственная информационная война, но прямая клевета на Бога, Который очевидно помогал Русской армии, хоть и называвшейся тогда Красной, одержать победу. Ведь ничем иным, кроме действия Промысла Божия, нельзя объяснить тот факт, что Берлин был взят в день Воскресения Христова!

Четвертый принцип. Духовно­нравственный критерий для отбора персоналий. Это значит, что, во­первых, в книге не должно быть места изменникам, несмотря на их былые заслуги. Поэтому не могут быть включены в книгу князь Андрей Курбский, гетман Иван Мазепа, участники восстания декабристов, генералы Михаил Алексеев, Николай Рузский и Лавр Корнилов, предавшие святого Царя Николая Александровича. Во­вторых, поскольку книга предназначена прежде всего для молитвенного поминовения, сюда включены только православные люди. Для инославных (католиков, лютеран) и иноверцев, внесших весомый вклад в историю России, сделано исключение, они кратко упоминаются в книге, но указывается особо их вероисповедание, чтобы не вносить путаницы. В­третьих, в книгу не включены «герои гражданской войны» — ни белые, ни красные. Мы исходим из того, что в гражданской войне не может быть героев, это — страшная трагедия в нашей истории.

Даст Бог, книга эта будет завершена и станет необходимой для священнослужителей и учителей.

 

Другие статьи номера
Православный календарь