Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2

Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте

Татьяна Владимировна Склярова,

 

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики Православного

 Свято­Тихоновского гуманитарного университета

 

 

Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте 

 

Развитие ребенка, его первые слова, интересы, поступки — сфера не только высокой ответственности родителей, но  и своего рода творческая лаборатория. Святитель Иоанн Златоуст уподоблял родителей искусным скульпторам, ежедневно пекущимся о придании совершенных форм вверенным им золотым статуям. На что же в первую очередь обращать внимание в этом попечении о росте и развитии юного человека?

 

Культура религиозной жизни

 

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве со взрослым. 

Большое значение для  развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой культуры, вобравший в себя более чем тысячелетний опыт обращения человека и  человечества к Творцу. 

Очевидно, что усвоение традиции православной культуры детьми имеет особую ценность для их психического развития.

Во­первых, постижение богодухновенной культуры на каждом возрастном этапе способствует более глубокому и разностороннему становлению детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние).

Во­вторых, учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивую структуру самосознания. Согласно концепции Л.С. Выготского, самосознание у человека формируется к завершению подросткового и началу юношеского возраста, однако становление его происходит в процессе всего предыдущего развития.

 

«Все мы родом из детства»

 

Несколько этапов предшествуют формированию каркаса юношеского мировоззрения, оформлению структуры самосознания взрослеющего ребенка. Это младенчество, раннее, дошкольное детство и младший школьный возраст. В младший школьный возраст ребенок входит с новым образованием психики — способностью к рефлексии. Утрата детской непосредственности завершает возраст дошкольного детства. До этого — с трех до шести­семи лет в эмоциональной, творческой деятельности (еще не интеллектуальной) складываются основания личности. Они обобщенные, особенные для каждого человека и очень устойчивы — они сохраняют свою архитектонику в дальнейшем развитии человека. «Все мы родом из детства» — эта максима иллюстрирует происхождение наших личностных особенностей, подтверждая значимость детства в формировании и развитии уникальности человека.  Кризис семи лет является завершением возраста свободы и безответственности. Именно в этом возрасте растущий человек оказывается перед необходимостью осознанной работы над самим собой.  «Хочу» и «надо» — эти два состояния призваны быть уравновешиваемы в сознании и поведении любого самостоятельного человека. Начало школьного обучения дает ребенку образцы того, как «надо», и показывает, каким образом можно и нужно работать со своим «хочу». После семи лет в православной традиции наступает время начала осознанной духовной работы над самим собой. Первая исповедь, как правило, совершающаяся по наступлению семи лет, является началом пути «преображения ума». Именно так с греческого переводится слово «метанойя», означающее еще и покаяние.

Структура самосознания позволяет растущему человеку воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Она  обеспечивает целостность личности, предполагающую сохранение основных смыслов деятельности для человека, и состоит из пяти базовых звеньев: представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений (В.С. Мухина).

Рассмотрим, каким образом приобщение ребенка к культуре православной традиции способно воздействовать на становлении устойчивости  его самосознания.

 

Представление о своем имени

 

Имя позволяет причислить человека к определённому роду и виду, подчеркнуть его принадлежность к социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях. Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни массовая культура снижает остроту личностного восприятия имени, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя.  Любая культура, нацеленная на нивелирование личности человека, нивелирует и его имя. Клички, псевдонимы, номера, ники — все эти суррогаты имени снижают его статус и значимость для человека.

Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное общение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, даже не крещённых в Православии,  иметь личную иконку святого, имя которого носит ребёнок.

 

Представление о своем теле

 

Тело — это и организм человека, и его индивидуальный образ, отражающий внутреннее состояние личности.  Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика — наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами  человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом.

 

Потребность в признании

 

Потребность в  признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание  ребёнка  первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.

 Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с Другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком. Православная культура дает дополнительную глубину и смысловой стержень для оформления этого звена структуры самосознания — ребенок узнает о том, что Бог любит его. Онтологическая устойчивость личности — лучшая профилактика не только суицида, но и предваряющих его депрессии и уныния. Для гармоничного взросления ребенку необходимо быть уверенным в том, что он любим. Любим родителями, сверстниками, учителем. Нет необходимости объяснять, как важно для ребенка жить с пониманием того, что он любим Богом.

 

«И сотворил Бог человека: мужчину и женщину…»

 

Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании.  К концу раннего возраста дети устанавливают для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников  своего и противоположного пола. Православная традиция имеет глубокие основания для духовного осмысления и понимания человеком своей природы. Единство природы человека выражается в мужском и женском естестве, которые имеют свои предназначения и различные дары. Знакомство ребенка с правилами мужского и женского поведения не только в храме, но и в обыденной жизни  (форма одежды, виды семейной и профессиональной деятельности) есть здоровая профилактика т.н. половых перверсий.

 

Психологическое время личности

 

Психологическое время личности составляет важное звено самосознания человека, позволяющее ему адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего как отдельной личности, так и целой нации и государства. Христианская традиция маркирует время не только всей европейской цивилизации, но  личностное время каждого из нас. Именно в богословском контексте ребенок может получить исчерпывающий ответ на вопросы, мучающие каждого растущего человека — где я был, когда меня не было? Что будет со мною, когда я умру? Православная культура и история дают ребенку такие основания для понимания своего психологического времени, которые не могут дать нерелигиозные культуры.

 

«Возлюби ближнего своего»

 

Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу  деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет: место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении. Ребёнок опирается на смысловые опоры, выстраивая свои отношения с миром. Как он воспринимает свое имя и тело, свою принадлежность к мужскому или женскому роду, как он отвечает на вопрос «чей я?», насколько он уверен в неслучайности своего появления на свет, кого из своих предков он знает и чтит, какие права и обязанности он усвоил — все эти параметры воздействуют на формирование психики растущей личности. Постижение ребенком православной культуры в возрастах детства способствует становлению таких установок в самосознании личности, которые формируют ответственность за свое окружение и жизнь и не могут быть в полной мере сформированы в десакрализованной культуре.

 

Другие статьи номера
Православный календарь