Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2

Сохраним семью — сохраним россию

Уважаемый Руслан Владимирович!

Уважаемая Ольга Александровна!  Уважаемая Светлана Васильевна!

Уважаемые участники Чтений!

На протяжении многих столетий христианская вера, культура и история русского народа дают нам образцы нравственной семейной жизни, в корне отличные от новомодных псевдоидеалов.

Исторически семья в России — это  «малая Церковь», члены которой объединены общей верой и взаимной любовью, когда отец и мать совместно воспитывают детей, помня о том, что главная цель воспитания это обеспечение наиболее благоприятных условий для спасения души ребенка.

В христианской семье закрепление прав и обязанностей всех членов семьи от мала до велика происходит благодаря укладу жизни по вере, по традиции. У родителей есть обязанность заботиться о детях, воспитывать их. У детей есть обязанность почитать родителей. И об этом прямо сказано в заповедях, данных Богом Моисею. Почитание родителей предполагает послушание, помощь родителям, благодарность, любовь и верность им.

К сожалению, в наше время эти основополагающие элементы полноценной семейной жизни стали размываться и искажаться. Институт семьи, если пока и не объявляется ненужным, то постепенно начинает терять свои четкие формы, становясь  условным и расплывчатым. Такие базовые человеческие ценности, как любовь к детям, супружеская верность, целомудрие, благочестие, почитание старших, многодетность — многим современным людям стали казаться архаичными, излишними. И это приводит  к глубоким нравственным и духовным  проблемам современного человека и всего общества.

Главное, что принесло христианство в семью — понимание того, что детей семье дает Бог. Поэтому ребенку с момента зачатия было дано право на жизнь, а аборт считался тяжелейшим грехом. Родителей же никто не мог лишить родительских прав. Лишь в самом крайнем случае дети передавались на воспитание родственникам или близким людям. Во внутреннюю жизнь семьи государство старалось не вмешиваться.

Не менее важным в христианстве является распределение ролей между мужчиной и женщиной, причем роль женщины как матери и хранительницы очага ни в коей мере не означает ее «закрепощения». Напротив, это позволяет женщине наиболее полно реализовать в жизни свою, данную ей Богом природу.

Однако  эмансипация и феминизм привелик тому, что оказались окончательно смешаны роли мужчин и женщин как в общественной, так и в семейной жизни. Материнство, как главное предназначение женщины, стало отходить на второй план, и на его место пришли карьерный рост, социальная активность, беззаботная комфортная жизнь. Такое отношение к материнству стало проявляться и у мужчин, которые в большинстве своем  рассматривают рождение детей через призму наличного материального достатка, уровень которого в обществе потребления  поднимается с каждым годом все выше. И уже не Воля Бога, а воля человека регулирует деторождение. Так появляется понятие нежелательной беременности, нежелательного ребенка. И мало кто говорит о нарушении прав этого ребенка. О нарушении прав того, кто зачат и живет во чреве матери. Постепенно происходит подмена подлинных прав детей  надуманными правами, которые развращают детей и унижают родителей.

В таких условиях крайне важно привлечь внимание общественности, государственных и церковных структур к защите семьи, детства и нравственности, чтобы помочь гражданам нашей страны вернуть установку на крепкую многодетную здоровую семью.

Такую задачу и призваны решить участники Секции, которая впервые в рамках Богородично­Рождественских образовательных чтений проводится  совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области. И тому есть веская причина.

За прошедшие два года успешно реализованы несколько совместных с комиссией инициатив, начало которым было положено 1 апреля 2011 года за круглым столом по обсуждению опасностей, которые содержат в себе ювенальные технологии, замаскированные в либеральных проектах в сфере детства и семьи. Так получилось, что в нашем регионе обсуждение темы ювенальной юстиции началось на Боровской земле, в Миссионерско­просветительском центре Свято­Пафнутьева монастыря. Известные московские эксперты и региональные специалисты в сфере защиты интересов детей и семьи, открыто дебатируя по складывающейся новой практике работы органов опеки и попечительства муниципальных и региональных уровней, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений,  сошлись во мнении, что территория Калужской области не может быть подвержена никаким либеральным нововведениям. Что лучший способ защиты прав и интересов ребенка — это воспитание его в кровной семье, где отношения между родителями и детьми формируются на основе христианских ценностей.

Было решено продолжить диалог с целью выработки единых подходов и конструктивных предложений по взаимодействию власти и Русской Православной Церкви. К этому диалогу вскоре активно подключилась Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области Ольга Александровна Копышенкова. Первым мероприятием для нее в новой должности стал круглый стол «В защиту детства, семьи и нравственности» 27 мая 2011 года, состоявшийся в преддверии Дня защиты детей. Проводился он по решению заместителя Губернатора Калужской области Николая Викторовича Любимова при активном участии представителей Калужской епархии и  главного специалиста администрации Губернатора Калужской области, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области Людмилы Васильевны Цуриковой.

Речь шла о необходимости усиления гарантий и государственной помощи семьям, имеющим детей, и в первую очередь — многодетным, а также о нераскрытом потенциале курса «Основы православной культуры», содержание которого помогает родителям и учителям сформировать у детей прочную установку на  традиционный уклад жизни русского народа.

В семейном укладе с древних времен воплотились универсальные принципы бытия: соборность, жертвенность, иерархичность — это реальная жизнь во Христе. Аксиомой является то, что семья остается основной «социальной клеточкой общества». Семья — не только самый устойчивый социальный институт, который выполняет важнейшую репродуктивную функцию и помогает вхождению в общество новым поколениям, у нее есть еще наиважнейшие функции: формирование и развитие души человека. И если эти функции перестают реализовываться, то общество как социокультурная система сначала деформируется, а затем погибает. Такие процессы мы с вами и наблюдаем в мировом сообществе.

Однако все­таки есть надежда на то, что в российском обществе не проявятся опасные мировые тенденции. Согласно  данным исследования семейно­демографической ситуации в России и мире доктора социологических наук Антонины Вячеславовны Носковой, само понятие «семьи» у наших граждан не так размыто, как, например, у жителей Западной Европы и Америки. «Для последних зачастую семья — это и LATы (гостевые семьи), и различные формы свингерских отношений, и даже гомосексуальные союзы. В массовом же сознании большинства россиян, — пишет А.В.Носкова, — укоренились представления о «нормальной» семье как о полной (с двумя родителями) семье с детьми. Семья — это единый дом, супруги, дети, общее хозяйство»1. По результатам исследования А.В.Носковой, 73 % наших граждан назвали в 2008 году семью «самым значимым в жизни». При опросе о необходимости вступления в официальный брак более половины россиян 53,8% высказали мнение, что нужно вступать в брак обязательно, без официального брака не может быть полноценной семьи.

Таким образом, в нашей стране еще сохранена ориентация на семью и брак. И важно через систему образования усилить мотивацию на создание крепкой многодетной семьи. Призываю всех внимательно изучить предлагаемые раздаточные материалы, среди которых первый выпуск серии «Вера. Образование. Жизнь», в котором, наряду с научно­теоретическими и практическими статьями, приводятся и важные региональные решения, в частности, подписанное 7 июня 2012 года Постановление № 6 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Калужской  области   (http://eparhia­kaluga.ru/news/69­novosti­za­2012­god). В Постановлении признана ведущая роль учебного предмета «Основы православной культуры» в  формировании установки на здоровую и крепкую семью, которая является действенным средством профилактики негативных явлений среди детей, подростков и молодежи Калужской области. Также отмечена положительная  роль министерства образования и науки Калужской области в организации преподавания предмета «Основы православной культуры» и подготовке к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4­х классах с первого сентября 2012 г. В Постановлении говорится об одобрении  сотрудничества министерства образования и науки Калужской области с Координационным советом по духовно­нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области и с Калужской епархией Русской Православной Церкви.

В Постановление также внесена задача местным органам самоуправления. Она касается ознакомления специалистов органов опеки и попечительства, членов комиссии по делам несовершеннолетних с целями, задачами и практикой преподавания предмета «Основы православной культуры» по учебно­методическим комплектам, широко используемым в школах области, а также учебного предмета ОРКСЭ. Замечу, что в составе некоторых районных комиссий нашего региона введены священнослужители.

Таким образом, опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с муниципальными и региональными государственными структурами свидетельствует о том, что в Калужской области создаются условия для полноценной семейной жизни, для защиты интересов семьи и детей. Задача священнослужителей, родителей, педагогов и всех, кто причастен к воспитанию и духовному развитию подрастающего поколения донести до сердца каждого образцы семейной жизни, достойные подражания, которыми богато  историческое и культурное наследие нашего Отечества.

«Нация, у которой институт семьи разрушен, не имеет будущего,  — подчеркнул митрополит Климент, выступая на Международных Рождественских чтениях,  — поскольку семья— это основа государственного устройства. Начало Святой Руси — в семье, и мы должны прилагать все силы, напряженно работая над укреплением традиционных православных ценностей. Они должны стать нормой, а не теорией в нашем обществе».

На пути возрождения утраченной культурной нормы призываю всех к подлинной любви, которая «долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине... все переносит» (1 Кор. 13,4­7).

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь