Поиск по архиву

Газета "Вестник" №19 - 2014 г.

"Не пройди мимо сего Света без внимания, кто бы ты ни был..."

«Не пройди мимо сего света без внимания, кто бы ты ни  был…»

Георгий Победоносец — византийский  святой, которому вместе с другими греческими святыми стали поклоняться  на Руси  после  принятия  христианства.  Какой удивительный образ! Почему он завоевал всеобщую любовь, почему именно в его честь стали  храмы, наряду с храмами, посвященными Иисусу Христу и Богородице? Почему  великие русские князья стали называть его именем своих сыновей? И, наконец, почему  его  изображение   в  гербе  русской столицы и главной  воинской  награды  России? Причины эти, конечно, хорошо известны, но в день его памяти не будет лишним вспомнить основные события его жития.

Георгий Победоносец  родился  недалеко от Бейрута в малоазийской  области Капподокии, у благородных родителей, исповедовавших  христианскую  веру. Отца его, не захотевшего отречься  от Христа, замучили,  а мать переехала в Лидду Палестинскую, где  у нее были  свои  владения. Юноша  поступил в армию и  быстро  сделал карьеру. Он был  очень хорош собой, мужественен, его храбрость в битвах не  знала  предела.

Правивший в то время  император  Диоклетиан оценил  воинскую  доблесть Георгия и  присвоил  ему почетное  звание комита — старшего военачальника, который  должен был всюду  следовать за  императором  в его поездках.

В те  времена в Византийской  империи шла  ожесточенная  борьба   приверженцев старой  языческой  веры   с верой  новой – христианской. Преследуемые христиане  тысячами гибли, проявляя  мужество  духа и  удивительную стойкость в защите  своей  веры.  Диоклетиан  тоже  не признавал  последователей Иисуса, которого  тогда уничижительно  называли Галилеянином (как выходца из  глухой бедной провинции). Император видел в христианах угрозу существованию империи. Поэтому   Диоклетиан  замыслил истребить всех приверженцев Христа. К арестованным он велел   применять   жуткие  пытки, чтобы   запугать всех, кто еще   оставался  верующим.

Император созвал большой  совет, на который  вызвал всех  военачальников и членов  сената.  Он провозгласил строжайший запрет христианской веры и повелел беспощадно  истреблять  христиан, чтобы защитить древних  греческих богов и язычество.

Георгий  понял, что настал  его час проявить твердость веры. Он раздал все  свое  имущество бедным, даровал  свободу  своим  рабам, затем явился  на  совет к  императору и  во всеуслышанье  объявил себя  приверженцем  Иисуса  Христа: «О царь и вы, воины и сенаторы! Вы должны  соблюдать  справедливые  законы  и праведные суды, но  вместо этого яростно обрушиваете вашу  злобу  против  христиан, утверждая  беззаконие и преследуя  неповинных и никого не  обидевших людей. Вы  гоните  их и мучаете, принуждая  к вашему безумному  нечестию тех, кто  научился  быть благочестивым. Я — раб Христа, Бога  моего и, уповая  на  Него, предстал перед  вами  по своей  воле, чтобы  свидетельствовать об истине». Тут один из сенаторов, застывших от изумления, опомнился: «Что есть твоя  истина?» — «Истина  есть Сам  Иисус Христос, гонимый  вами!» —  ответил Георгий.

Не было предела  гневу  Диоклетиана. Как? Он любил и возвышал  молодого военачальника, и вдруг  в ответ – такая  дерзость! Но все же  он  попробовал уговорить Георгия не губить себя и отказаться  от своих слов. Однако и на это последовал  решительный  ответ молодого человека: «Ничто в этой  жизни не  ослабит моего желания   служить Богу».

Император велел отправить непокорного  в темницу и пытать. Георгия  заковали  в колодки и придавили  грудь  тяжелым камнем. На  следующий  день Диоклетиан вновь повелел привести  Георгия, чтобы  спросить, не  раскаялся ли  он.  Георгий  ответил: «Скорее ты  изнеможешь, мучая  меня, чем я, мучимый  тобой».

И его подвергли  еще более изощренным и  страшным пыткам: великомученика  привязали к колесу, под которым были стальные острия. Колесо вращали, острия  вонзались в тело жертвы, резали  и рвали  его.

Император решил, что  строптивец умер и что это  — достойная  жертва  его богам. Он отправился на капище молиться, но  тут вдруг потемнело небо, грянул гром и с небес  раздался  глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобой!» Засиял небесный  свет, и у колеса появился  Ангел. Он возложил  руки на великомученика, и  тот встал, исцеленный.

Свершившееся  чудо поразило присутствующих. А два тайных христианина  из числа  знатных чиновников,  Анатолий и Протолеон, тут же  открыто признались в своей  вере. По приказу  императора они  тотчас  были  убиты. Александра, супруга  императора Диоклетиана, тоже  хотела  исповедать христианскую веру. Но император, заметив  ее порыв, дал  знак   слугам, и те быстро увели  императрицу  во  дворец.

Император  продолжал придумывать изощренные пытки для  святого воина  Христова: его сбросили  в ров и засыпали негашеной  известью, но  через  три  дня, когда мученика откопали, он  был  невредим. Тогда  надели  на него  сапоги с раскаленными  гвоздями и с побоями  гнали по улице, но и после  этого он  лишь  улыбался. Император  призвал колдунов и велел  им  лишить воина  его  чудодейственной  силы, а потом  отравить. Святой  Георгий  перенес и это.

Поверившие  в  Иисуса  люди приходили к темнице, где  содержался великомученик, подкупали  стражу, чтобы  иметь возможность  увидеть и  услышать святого. Он проповедовал им  христианство, рассказывал о жизни  Христа и о его заповедях.

И вновь  повелел  Диоклетиан привести к нему святого. Желая  его посрамить, император, издеваясь, спросил, не может ли  он своим  могуществом  исцелить мертвого. Георгий ответил: «Ты  искушаешь меня, но ради  спасения  народа, который увидит  дела  Христовы, Бог мой  сотворит это знамение».

Святого подвели  к  гробнице,  и он  воззвал  к Богоматери, прося ее помощи  в  сотворении чуда. Земля  сотряслась, гробница  открылась, оживший мертвый  вышел оттуда. Один из императорских кудесников, Афанасий, припал к ногам  Георгия, испрашивая у него прощение за  грехи и неверие. Император в гневе  повелел убить  ожившего и Афанасия, а  Георгия  вновь бросить в  тюрьму.

Жрецы и чернь требовали  казни святого Георгия. Император  отдал приказ  отсечь ему  голову. Георгия  повели  на казнь, но тут  сквозь  толпу  пробилась  императрица  Александра, припала к ногам  святого, проклиная  его мучителей и их богов. Безудержный  гнев  овладел  императором,  и он  приказал вместе  с Георгием казнить  свою  супругу. Их повлекли  по улицам  города. Не дойдя  до места  казни, императрица  скончалась. Георгий  спокойно и мужественно принял казнь, положив  свою голову  под меч.

Это произошло 23 апреля  (по старому  стилю) 303 года. С тех пор уже  много столетий  Церковь в этот день отмечает память святого великомученика Георгия (6 мая по новому  стилю).

По завещанию  святого мученика его похоронили во владениях его матери в Палестине в городе  Лидде. На месте погребения святого построен храм, где находится его гробница, цепь, которой был скован великомученик, и ковчег с частью его мощей. Частицы мощей были направлены во многие храмы. Есть они  и в монастыре святой Екатерины на Синае, где, по преданию, была создана одна из первых  икон Георгия Победоносца.

Через десять лет, когда  императором  стал Константин Великий,  он  официально  признал новую  религию. Культ святого Георгия  стал быстро распространяться среди  христиан  по всему  миру. В V веке в Риме  была  построена первая  церковь  во имя  этого святого, там хранились  мощи  святого, его ратное  копье  и хоругвь. К этому  времени, видимо, относится  и создание  жития святого, где  сообщалось о его великомученичестве, но  еще не было ни  слова  о его воинском  звании и покровительстве  ратным людям. Мученик, готовый  идти на  любые  страдания ради  веры  Христовой, —  вот образ, в котором нуждалась христианская церковь в период своего становления и борьбы с язычниками.

Но уже в VI­VII вв. житие святого Георгия  претерпело существенные  изменения, в него был внесен ряд поправок и добавлений,  в частности,  еще ряд чудес. Появилось, например, и совершенное святым посмертно чудо  со змием.

Изменилось и представление  о святом. Черты великомученика стали  брать верх над чертами  воина. Культ его широко распространился и на  западе, и в славянских странах.

Храмы в честь св. Георгия были основаны в VI­IХ вв. в Малой  Азии, Сирии, Палестине, Византии. В IХ­Х вв. Византии приходилось много сражаться  с внешними врагами, поэтому  именно там «некогда скромный  мученик Георгий  превратился в  бесстрашного победоносного воина». Если  раньше  св. Георгий изображался с крестом  в руках, как знаком  мученичества, то теперь он  предстает с копьем и щитом, стоящим  или сидящим  на  коне и поражающим  дракона.

На Руси святой  Георгий уже был принят, как великомученик и Победоносец. Его образ  сразу  пришелся  по сердцу великим  князьям. Сын Владимира  Святого – Ярослав  Мудрый  (в святом  крещении принявший  имя  Георгий),  весьма  способствовал распространению почитания  своего святого покровителя.

С самого начала христианства на Руси, от равноапостольного  Владимира  Святого, установился обычай русских  князей  возводить в  своих  вотчинах храмы не только в честь Иисуса  Христа и Богоматери, но и в честь святого Георгия.

Так и сын Владимира – великий  князь Ярослав Мудрый основал в столице  Киевской  Руси монастырь в честь своего небесного покровителя Георгия  Победоносца. На  его строительство были  затрачены большие  средства, здесь трудилось множество строителей, и 26 ноября  1051 года храм был освящен митрополитом  Иларионом. С этого времени день 26 ноября превратился в особый  осенний  праздник св. Георгия – Юрьев день. В древности у русских людей Георгий  назывался  Юрием и Егорием, что явилось, видимо, производным от несколько  измененного имени святого – Гюрги или Гюргий.

Праздник осеннего  Георгия отмечался только на  Руси, его не знала византийская  церковь. Кто не помнит существующую до сих пор старинную пословицу:  «Вот тебе, бабушка, и Юрьев  день»? Как известно, она  появилась в то время, когда Борис  Годунов отменил право крепостных крестьян переходить в этот день к новому  хозяину.

Ярослав  Мудрый  посвятил святому  Георгию придел в построенной  им Софии Киевской, а в 1030 году, после победоносного похода на  чудь, заложил  «град Юрьев», ныне город Тарту в Эстонии. (Юрьевым он  назывался в ХI­ХIII вв. и с 1893 по 1919 год).

А в 1030  году он основал в трех  верстах от Новгорода, на  левом  берегу Волхова, Юрьев  монастырь. Но раньше  других Свято­Георгиевский монастырь появился в Крыму, недалеко от нынешнего Севастополя. Его в 891 году основали греческие мореплаватели. Они поставили святую обитель в честь своего  спасения  во время сильнейшего шторма. Гибель была неминуема. В отчаянии  моряки творили молитву. И вдруг на скале недалеко от берега возник Георгий Победоносец и вмиг  «утишил бурю». В этом месте на пустынном берегу, на неприступных скалах, и был построен первый на Руси Георгиевский монастырь.  Пролетевшие века пощадили святыню, монастырь действует и сейчас.

В 1769 году в России  Указом Императрицы Екатерины II как высший  знак отличия  для награждения офицеров и генералов был утвержден Орден Святого Великомученика Георгия Победоносца, а в 1807 году в Статут Ордена было добавлено и  награждение  солдат. С 1913 года Указом  Государя Императора Николая II была введена награда Георгиевский  крест. Она  имела  четыре  степени. За 1769­1920 гг. было награждено 2 млн. отличившихся воинов. Всего четыре  человека  имели все четыре  степени Ордена. Это генералы­фельдмаршалы М.И. Кутузов,  М.Б. Барклай­де­Толли, И.И. Дибич и И.Ф. Паскевич­Эриванский. Георгиевском  крестом были награждены и наши земляки, выдающиеся военоначальники: адмирал Д.Н. Сенявин, пятеро (!) генералов­родственников, владельцев с. Уваровского, и Н.А. Обнинский — владелец Белкино. 8 августа 2000 года президент В.В. Путин вновь подписал Указ о награждениях Георгиевскими наградами за  воинскую доблесть.

В наших краях  был  памятник, посвященный великомученику и Победоносцу Георгию. Это –  фреска на монастырской Георгиевской башне, которая долгие годы была входной башней.

До восьмидесятых годов ХХ века Георгиевскую башню Свято­Пафнутьева монастыря украшала фреска «Чудо Георгия Победоносца о змие». Считалось, что создана она была в начале XIX  века. Фреска — многофигурная композиция: здесь и застывшая в ужасе царевна Елисава, и ползущий к ней свернувшийся кольцами страшный «змеедракон» – олицетворение сатаны, зла и греха. Но уже мчится с копьем, нацеленным в чудовище, грозный и блистательный Георгий Победоносец на белом коне. За его плечами победно развевается красный плащ. После его горячей молитвы Сам Господь дал по вере его силы  для победы. Святой Георгий побеждает змия словом и крестом. Это изображение не просто фреска, в нем — самая суть христианства. На протяжении всей истории человечества длится непрекращающийся поединок между добром и злом. Какой сюжет может быть более важен и актуален! В восьмидесятые годы фреска на Георгиевской башне была закрашена. Трудно сейчас сказать, было ли то сделано по приказу безбожных властей или  (такая надежда тоже есть)  случилось чудо: фреску спрятали реставраторы, надеясь сохранить ее под слоями известки и штукатурки.

Хочется надеяться, что пришло время фреску восстановить. И да будет на то воля Божия. Нам так нужно  это восстановление, нам нужна эта победа. 

В заключение приведу строки Марины Цветаевой, которая обращается к Георгию Победоносцу:

 

Сойди с ворот, Господень

                                           часовой!

Верни – нам вольность,

                       воинам   – живот.

Страж роковой Москвы – 

                                сойди  с ворот

И докажи – народу и дракону,

Что (если) спят мужи –

                         сражаются иконы!

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь