Газета "Вестник" № 32 - 2014 г.
Самый таинственный из Великих пророков
О необыкновенных людях – пророках — рассказывает Библия. Им была открыта воля Божия, им было открыто будущее, они знали все, что ждет мир и человечество. Кто же они такие? Слово «пророк» в переводе с греческого — «прорицатель». Это были люди, которые могли общаться с божественными и сверхъестественными силами. Они стали посредниками, если можно так сказать, между высшими небесными силами и бренным человечеством, которому сообщали о божественной воле.
Каждый из пророков внес важную лепту в отношение к Божественному Откровению. Но имеются и общие положения у всех авторов.Эти идеи составили важную часть всего пророческого учения Ветхого Завета.Не случайно, что все пророчества идут от имени Единого, открытого Израилю Бога, Сущего Творца. Пророчества обычно так и начинались: «так говорил мне Господь» или «так повелел мне сказать Бог». Кроме того, все пророки проповедовали монотеизм и обличали язычество.
Пророки предвидели, что их нелицеприятные слова вызовут неприятие и сопротивление многих. Поэтому они были готовы к жизни, полной испытаний и мук. Их изгоняли и даже казнили. Но вера в существование и дыхание Живого Бога была для них важнее.
Жили и священнодействовали пророки приблизительно в исторический период до и с начала VIII в. до н.э. по начало IV в.до н.э. Проповедовали они на землях древних государств – Иудеи, Израиля, Ниневии и Вавилона. В библейских текстах их делят на две группы. Первых называют ранними пророками (жили до VIIIв. до н.э.), а других – поздними (жили в VIIIIV вв до н.э.). Ранние пророки книг не писали (но, возможно, они просто не сохранились). В христианстве их тексты относят скорее к книгам историческим, а не пророческим. Считается, что среди этих, ранних, пророков были Нафан, Илия, Самуил, Елисей и другие, но менее известные.
Пророческие книги поздних пророков тоже делят по авторству их создателей. Выделяются книги четырех великих пророков – Исайи, Иеремия, Даниила и Иезекииля. Кроме того, двенадцать книг пророчеств были созданы малыми пророками. Это — Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Высокое и сложное содержание пророческих книг поддерживается и ярким сильным талантом авторов. Пророки просто поражают воображение читателя образами видений, блестящей стилистикой, использованием пословиц, поговорок, притчей и богатством речи. Ученые выделяют эти произведения в особый ряд пророческой литературы и считают, что ее влияние на развитие идеологии и литературы было очень велико.
Изекеииль родился в иудейском городке Сарир около 622 года до н.э. в семье священника Иерусалимского храма Вузия. Беззаботное детство и свобода юности сменились тяготами жизни в плену. Иезекииль (в переводе с иврита это имя означает «Господь укрепит») в возрасте 25 лет оказывается среди 10 тысяч пленных евреев знатных семей, которых с караваном добычи отправил в Вавилон победивший израильтян царь Навуходоносор. Это пленение было предупредительной мерой иудеям, чтобы они прекратили сопротивление. Они, как известно, продолжали воевать, и, в конце концов, всего через десять лет после взятия первых пленных, грозный царь Иерусалим разрушил. Пленный Изекеииль обосновался в небольшом домике на берегу реки близ города Ниппур в поселке ТельАвив. Нет, это не то место, где сейчас расположился израильский город, а просто так называли немало жилых мест, т.к. это название переводится как «холм из остатков старого города». Здесь он и прожил, как пленный, оставшиеся ему 51 год жизни. Здесь написал он свою Книгу откровений. Умер великий пророк мученической смертью. По приказу одного знатного иудея, которого он обвинял в идолопоклонстве, Изекеииль был забит камнями, хотя есть и другая версия: его привязали к коням и разорвали. Пророк был похоронен в местечке ЭльКифль, которое сейчас находится на территории Ирака.
Первое видение ему было через пять лет после пленения. Оно произошло так ярко, и содержание его было так многозначно, что отнестись к нему, как рядовому событию, было невозможно. Иезекеииль понимал, что он должен поделиться этим с людьми, но он на семь дней лишился голоса. Только потом он пришел в себя. В его маленький домик стали приходить пленные иудеи. Священствовать пророк, будучи пленным, не мог, но он собирал людей у себя и проповедовал. Было еще одно обстоятельство, которое придавало этим собраниям эмоциональность – ностальгия. Плененные всячески старались иметь известия с родины, следили за развитием сложного положения страны. Им очень важным было сохранить традиционные обычаи, быт и особенности культа. Историки полагают, что из таких домов собраний в период вавилонского плена и возникла идея синагоги. А по своим видениям Изекеииль написал книгу. Обычно ее считают состоящей из пяти частей. Первая – видение Славы Божьей. Вторая – пророчества будущего грешной Иудеи. Третья – пророчества о народах востока. Четвертая о возрождении ветхозаветной Церкви. Пятая – о видении града Божьего.
Итак, о чем было его первое видение. Пророк находился на берегу реки, когда небо внезапно разверзлось, и ему представилось видение Божества во Славе. Иезекииль пал лицом вниз. А затем он услышал голос Господа: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилева. И ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня!» Видение Божества на колеснице предстало столь загадочным, с никогда невиданными символами, что было трудно расшифровать и понять, какой смысл содержит, например, влекущее колесницу блестящее существо из четырех форм. Пророку во всем великолепии и блеске предстала Слава Божия в виде сияющих, соединенных воедино четырех существ – херувимов. Каждое имело своеобразный образ, который принадлежал четырем сущностям: человек, телец, орел и лев. Но у них были отличия от обычных их изображений – каждое существо из видения имело крылья, соприкасающиеся друг с другом, и ноги из сверкающего металла с копытами. Это единение невиданных существ стали называть тетраморфом. Обращенность их на четыре стороны света указывает на их вселенскую природу. Они своеобразный живой космический престол Славы Божьей. Сверху над ним находилась полусфера, а покоилось изображение на волшебном колесе с глазами (известно, что колесо означает небесную сферу, а глаза на нем – звезды). Все это было в движении, лишь изредка останавливаясь. Во время движения вздымались крылья, производя сильный шум, а при остановке крылья опускались и пребывали в покое. Для их описания пророк находит самые выразительные слова. Он упоминает цвет радуги, ослепительное сияние Солнца, блеск драгоценных камней.
Так им были предсказаны за более, чем семь веков прообразы четырех евангелистов. Они должны были выполнить ответственейшее деяние просветить весь мир проповедью Евангелия. И сделать это на уровне совершенства – с разумом человека, с покорностью тельца, с силою львиной и высоким, доступным только орлу, полетом мысли и духа.
Второе пророчество, как считается, направлено против иудеев. Иезекииль предупреждает, что их преклонение перед солярным культом, распутство, корыстолюбие и жестокость доведет до того, что они станут каннибалами и подвергнутся Божьей каре. Думаю, что все же речь шла не о прямом каннибализме, а о беспощадности и презрении к людям другой крови. К тому же, Иезекеииль, обличая грехи Израиля, говорит о том, что Бог не желает жестокого наказания, а ждет покаяния грешников. Что же, и тут можно только удивиться, как верно поставлен диагноз и чего надо опасаться иудеям, в этом явно видна высшая оценка народа Богом, причем, не забывайте, что это было сказано много веков назад.
Третье пророчество – предостережение язычникам. Рано они радуются падению Израиля и разрушению Иерусалима. Их страны попадут в руки чужеземцев. Это касается аммонитян, стран Моав, Идумеи, критян и филистимлян. И ведь, действительно, мы уже даже не знаем таких названий стран и народов.
Знаменито и четвертое пророчество Иезекииля о воскрешении мертвых, которое читается в Церкви в Великую Субботу на утрени накануне Пасхи. Он рассказывает об апокалипсической картине в громадном поле. Оно усеяно множеством костей. Пророк слышит он глас Божий: « Вот, я открою гробы ваши и выведу вас из гробов ваших и введу вас на землю Израилеву». И живительное дыхание Божье проносится над костями.. И… они, как во дни сотворения человека, обретают жизнь, начинают обрастать жилами, мускулами, кожей. И в конце концов к восставшим из мертвых возвращается дух, они восстают из своих могил и покидают их. Этим пророчеством Иезекииль вдохновлял своих земляков, считая, что такое предсказание предвещает , что и страна их возродится, и кончится их вавилонский плен. Предсказал он и то, что править Израилем будет благочестивый Царь и Пастырь Давид (что тоже произошло).
Следующее пророчество о грядущем князе Гоге. Во главе неисчислимого войска он придет из северных пределов, чтобы завоевать Израиль. Но и князь, и его войско погибнут на завоеванной земле от каменного града. Трупов захватчиков будет так много, что израильтяне будут хоронить их семь месяцев.
Наконец, в последнем видении Бог приводит пророка на высокую гору и показывает на раскинувшийся внизу прекрасный Град Божий, Новый Иерусалим. В Храме вновь начались богослужения. И Слава Господня вновь наполнит весь храм, который будет обращен на восток. Бог продиктовал пророку размеры будущего храма и велел их запомнить и записать. Новый храм будет в четыре раза больше разрушенного. Упомянул, что богослужения должны проводиться по субботам. Иезекеииль предположил, что служить в Храме должны только саддукеи – потомки Садока и они должны носить льняные одежды. Относительно судьбы страны было сказано, что она так же, как раньше, будет расположена к югу от Дамаска, между Великим морем и рекой Иордан. Однако Израиль попрежнему будет разделен на двенадцать колен. Но при этом большая свобода будет дана иноземцам (однако со следованием этому пророчеству в Израиле не торопятся). А последний Божий завет звучал так: «Я соберу вас из народов и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны, и дам вам землю Израилеву. И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плоти, чтобы они ходили по заповедям Моим».
Пророк после первого пророчества, услышав слово Господне: «… ты будешь слышать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня», истово следовал Божьей воле. И всю свою дальнейшую жизнь Изекеииль старался быть символом надежды даже для народа грешника, зная, что сможет стать для него утешением, и, предупреждая о грядущих ошибках, объявлял и о прощении, и о грядущем возрождении. И эти предсказания, эта обещанная защита Божия для избавления от греха пригодятся всем народам. Хотя были пророчества записаны двадцать семь веков назад.