Газета "Вестник" №15 - 2014 г.

Киево-Печерская Лавра. И на вечность она стоять будет.

 Киево­ПечерскаяЛавра — христианская святыня для всех верующих православных народов. Начало ее создания — ХI век. Строилась она при великом русском киевском князе Ярославе Мудром. Первым монахом, вырывшим  для молитвенного уединения пещеру в песчаной круче над Днепром, был священник Иларион из  села Берестова. Вскоре еще  несколько монахов поселились в пещерах рядом. Эти пещеры назывались Дальними, чуть позже возникли Ближние пещеры.  В этом месте  святые отцы основали монастырь. Он существует  почти десять веков. За это время враги разрушали Лавру до основания восемь раз.  В 1941 году ее  взорвали фашисты. И всякий раз Киево­Печерская Лавра, как Феникс из пепла, возрождалась вновь. И не могло быть иначе — место для ее главного собора выбрала Сама Царица Небесная.

Первые славянские общины в Киеве собирались в лесистой местности в пещерах около Днепра, спасаясь от преследований. Пещеры здесь были искусственного происхождения, их рыли сами люди . В этих  пещерах потом стали жить монахи.  В одной из  них, вырытой еще монахом Илларионом, поселился будущий основатель Лавры, пришедший из Афона преподобный Антоний. У него появились последователи. Вместе с одним из них, монахом Феодосием из Курска, он и стал создавать монастырь. Когда возник первый  храм, начались службы, началась монашеская  жизнь,  он снова удалился в пещеру. Но ее  преподобному Антонию Печерскому  пришлось вырыть самому — все дальние пещеры были уже заняты. Эта пещера положила начало новому ряду пещер, которые стали называть Ближними. Позже от слова «пещера»  (по­украински «печера») и  произошло  название монастыря.  А называться «Лаврой» он стал с ХII века. Десять веков отсюда возносятся молитвы ко Господу — о мире, о прощении грехов, о любви к ближнему, о благоденствии  родной страны.

С самого своего основания  обитель пользовалась покровительством русских великих киевских князей. Обширные земли над пещерами на правом берегу Днепра, в самом центре столицы Древней Руси, монастырю подарил сын Ярослава Мудрого — великий князь Святослав II Ярославович. В 1075 году здесь было начато строительство большой церкви  во имя Успения Пресвятой Богородицы. Князь Святослав вместе со всеми начал копать землю под  котлован.

Место это указала Богородица, прислав в Киев  из Царьграда четырех искусных строителей­греков.  С  собой они бережно несли образ Пресвятой Девы. Строители пришли к преподобным Антонию и Феодосию и рассказали, что во Влахернском храме им  явилась Царица Небесная и повелела идти в Киев. Она сказала:  «Хочу воздвигнуть себе храм в Киеве. Я сама буду пребывать в сей обители». Она вручила им образ  Успения Своего, чтобы в Киеве он стал местной святыней. И еще  дала ларчик с мощами святых,  повелев положить его в основание церкви. Как­то ночью преподобные отцы увидели над пещерами небывалый, великий свет,  в его лучах молился призрачный сонм   иноков и ангелов. Потрясенные монахи долго созерцали  завораживающее чудо. Ясно было, что именно это место для  храма указала Богородица. Здесь и заложили преподобные Антоний и Феодосий большую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую впоследствии стали называть Великой церковью. Строили ее с  воодушевлением, и через три года она была готова. Большую помощь при строительстве храма оказывал великий князь Владимир Мономах.

Вот и выходит, что монастырь был построен благодеяниями великих русских князей: и землю они выделили, и средства. Неплохо было бы помнить об этом  нынешним захватившим власть неонацистам проамериканской ориентации, которые, ввиду небольшой образованности,  не знают историю и не стесняются говорить, что русские никогда в древнем Киеве не жили и  не являются коренным населением. А  являются  всего­навсего бесправной диаспорой. Но, возможно, что такое «незнание истории» просто щедро оплачено  США.

В новую церковь принесли икону с образом Успения Пресвятой Богородицы из Царьграда. Кроме этой чудотворной иконы в знаменитом иконостасе Успенского собора находятся еще 69 древних храмовых икон мирового значения. Для иконы Успения Богородицы сделали богатую позолоченную раму, ее  украсили драгоценностями  и повесили над царскими вратами. Уже вскоре икона прославилась многими чудесами. Стены расписали прекрасными фресками. О том, как был  красив новый двухэтажный храм с семью позолоченными куполами, говорят дошедшие до наших времен описания  из древних книг: «Внутри церковь была украшена превосходной живописью и мозаикой, помост был устлан разноцветными мраморами, иконы горели драгоценными камнями, а наверху возвышался крест, кованный из чистого золота». Преподобный Феодосий  ввел  в Лавре общежитильный студийский устав, который заимствовали многие русские монастыри. В историю Киево­Печерская Лавра вошла как колыбель русского монашества.

К сожалению, все уникальные украшения  обители всякий раз  исчезали  при очередном набеге и разорении  монастыря половцами, торками, берендеями и татарами.

Правда, через десять лет после окончания строительства гетман Самойлович огородил пространство Лавры земляным валом, а в XVII веке  небезызвестный гетман Мазепа построил каменную стену с бойницами и башнями. Но для защиты монастыря эти сооружения большой роли не сыграли. Тем не менее,  прошедшие десять веков Лавра непрерывно росла и расширялась.

Сейчас Лавра занимает территорию в 28  гектаров. На этой святой земле расположено свыше ста каменных сооружений, двадцать церквей, сорок архитектурных памятников. Здесь находится и могила нашего великого государственника и реформатора, премьер­министра П.А. Столыпина, убитого девятого сентября 1911 года иудеем­террористом Богровым. А в пещерах в гробницах хранятся мощи 130 лаврских святых. Среди них есть знаменитые зодчие, писатели, врачи  и  художники  Киевской Руси. В Дальних пещерах покоятся  Нестор­летописец и гениальный иконописец Алипий. Первым  погребением стало погребение в Ближних пещерах преподобного Антония. Его гробница находится в пещере, где он жил и которую сам выкопал. Поэтому  этот ряд пещер  назвали  еще и Антониевыми, а Дальние — Феодосиевыми. С течением времени пещеры Лавры стали значительным  монументальным сооружением. Их общая длина — 500 метров. Высота — 2 метра. Глубина, на которой они находятся, от пяти до двадцати метров. В XVIII веке своды пещер укрепили, чтобы избежать обвалов, отштукатурили  и расписали. В пещерах  построено шесть маленьких подземных храмов с иконостасами из позолоченной меди. Пещеры – уникальное место, где сохранено столько святынь,  что в мире  нет ничего подобного.

В связи с набегами  варваров история Лавры, конечно, изобилует трагическими событиями. Но ни одно из этих нападений не принесло столько разорения, сколько большевистский переворот 1917 года. Уже  в  январе 1918 года был арестован и убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Часть братии  расстреляли, остальных отправили в тюрьму или ссылку. Их уничтожали, выполняя ленинскую директиву. Естественно, были разграблены  и проданы за границу многие церковные ценности. Это грустно, но, когда смотришь  украинскую хронику уже наших дней, разве не возникают ассоциации с кинокадрами, рассказывающими о «подвигах» таких же «революционеров» в России?

В сентябре 1926 года  украинский совет народных комиссаров постановил создать в Лавре… Всеукраинский музейный городок с  атеистическим музеем. Какое кощунство и издевательское, мещанское название!

Во время войны  немцы продолжили  издевательства над Лаврой. Они здесь разместили полицейский участок, где полицаи­украинцы расстреляли более 500 мирных граждан. Сам собор Успения Пресвятой Богородицы был взорван. Только в 1998 году смогли начать его реконструкцию. При разборе завалов обнаружили чудом сохранившуюся  в пожаре икону Божией Матери Одигитрии. Восстанавливали храм по найденным исследователями архивным данным. Деньги собрали жители Киева. В 2000 году собор был восстановлен. В первые послевоенные годы (1945­1947 гг) Хрущёв, бывший тогда председателем Совнаркома УССР, яростно боролся, требуя разрушить Киево­Печерскую Лавру. Казалось бы, давно кончился ленинский религиозный террор по уничтожению Православия. Но Хрущёву не терпелось Продолжать это «славное» дело. Верующие протестовали. Неизвестно, чем бы кончилось это противостояние народа и «кукурузника», если бы его не вызвали  в Москву «на повышение». Там он уже мог разрушать что­нибудь покрупнее. Но и  в Москве  воспоминания о Лавре не давали ему покоя: он получил большую власть – был Первым  секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР. И  по его приказу в 1961 году Лавра была закрыта.

На территории  Верхней Лавры образовали  Национальный заповедник Киево­Печерской Лавры. Отдали два здания  Лавры под Училище культуры  и Государственную  украинскую историческую библиотеку. Она остается там и в наши дни. Действующей оставили только одну церковь —  Трапезную церковь преподобных Антония и Феодосия. Здесь находилась  чудотворная икона Антония Печерского, написанная в XII веке. Нижняя Лавра  осталась в ведении Украинской Православной  Церкви (Московского патриархата).

В 1990 году Киево­Печерская Лавра была внесена в список Всемирного  наследия ЮНЕСКО.

Конечно, нынешние  нелегитимные правители Украины тоже не могли оставить  в покое знаменитую обитель. Ночью 21 февраля, без предупреждения или согласования с кем бы то ни было, вокруг Лавры выставили караул  из 70 вооруженных боевиков­майдановцев. Кроме того, вооруженные люди   из  экстремистской группировки «Правый берег» вошли внутрь Лавры, перекрыли допуск даже для сотрудников и монахов. Потребовали  немедленной  передачи Нижней Лавры так называемому Киевскому патриархату.  Сейчас Лавра  со всеми сокровищами опять в большой опасности.

Помолимся Господу, испрашивая  помощи и защиты от осквернения  и  разграбления древней  святой обители и о восстановлении сотрудничества двух славянских народов, объединенных одной верой – Православием.

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.