Газета "Вестник" № 26 - 2014 г.

Крымские предания старины

Полуостров Крым – уникальный  край. В нем так много удивительного! Например, его природа. Северная  часть – степи с весьма умеренным теплым климатом. Юг –  горы, море, знаменитые курорты, экзотическая растительность, роскошный среднеземноморский климат. Крым омывают два моря — Черное и Азовское, которые сообщаются и между собой, и со Средиземным морем. Но каким­то странным образом все они  имеют совершенно разные характеристики по составу воды, по наличию в них разных элементов, насыщенности солями и даже сероводородом. Черное море – глубокое, Азовское — совсем мелкое. Греки называли Черное море Благоприятным, а про Азовское – молчали. Считали, что оттуда – только неприятности. При таком географическом многообразии  территория полуострова  небольшая, всего 25,5 кв. км. Приблизительно это равно территории Бельгии.

Но самое удивительное — история Крыма. Это какой­то таинственный священный котел, в котором тысячелетиями одновременно существовали  или сплавлялись разные  цивилизации, народы, разные вероисповедания, разные культуры. Здесь бушевали страсти, враждовали и  народы, населявшие Крым, и  вторгавшиеся из окружавшего мира. Колоссальное значение всегда имело геополитическое положение Крыма. Власть над Крымом – это власть над выходами в Средиземное море, доступ к  южным морям всей восточной половины Евразийского материка. А это не только большие экономические возможности, но и степень безопасности.                                                                                                                                               А.С. Грибоедов писал: «Крым — это естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». Всякий музей — хранитель древностей и преданий. В Крыму их сохранилось великое множество.   Изобильно цвело устное народное творчество, многие события сохранялись в легендах и мифах. Потомкам передавали  массу самых разнообразных легенд. Нигде так, как в устном народном творчестве, не открывается душа народа, его мировоззрение, его истинные, а не показные идеалы и мечты, высота духа. Так что мифы и предания могут быть и недостижимым, но желанным идеалом, а могут быть разоблачением жестокости и мелочности. Поэтому в пору нашего вновь вспыхнувшего интереса к Крыму хочется понять его и через разные виды творчества, и через то, что остается от народов на века.

А уцелело от времени и забвения  немало разных легенд, мифов и преданий.  Сохранились мифы языческие, их герои — духи деревьев, властитель моря, хозяин гор. Много преданий возникло у мусульман — о жестоких ханах,  о безжалостных турецких  полководцах, о мудрецах из простого народа. Например, весьма интересна легенда о том, что хан Мамай, претерпев всюду поражения, попросил у правительства одного их крымских городков его приютить. Однако, придя в себя и отдохнув, решил этот городок завоевать и полностью себе подчинить. Один из его слуг просил хана не оскорблять гостеприимный город и не чинить ему зла вместо выражения благодарности. Это был мудрый совет, но хан к нему не прислушался, вышел на бой. Старый хан битву проиграл, и его убили. Его похоронили далеко от города безо всяких почестей. В то же время некоторые из преданий повествовали о том, что у Мамая было много золота и драгоценных камней. Где он их оставил?  И каждое новое поколение любителей легкой наживы раскапывает его захоронение, нарушая покой некогда грозного хана.                                                                                                                                          

Всем известна  романтическая легенда о бахчисарайском фонтане. Прошли века,   мраморный фонтан уцелел, и по­прежнему «льет слезы» о большой, но неразделенной любви. Как у всякого народа, существующего на берегу моря, и в Крыму бытует  предание о гордой красавице, дочери хана, бросившейся в море с высокой башни, когда   отец решил выдать ее замуж за богатого, но постылого. Цена свободы всегда очень высока.                                              

Однако нам интереснее легенды, созданные православными. Прекрасные предания связаны с некоторыми православными храмами и монастырями. Об одном из них, рассказывающем о чудесном явлении святого Георгия на берегу моря во время шторма, когда неминуемая гибель грозила матросам, я уже писала. Святой  спас моряков, утихомирив бурю. Представляете — одним своим появлением он мог прекратить жестокий шторм: холодные безжалостные валы высотой с гору, нависшие над жизнью мореплавателей, черные тучи с молниями, гром и рев бури. Моряки, восхищенные и благодарные ответом святого на их молитвы, построили Свято­Георгиевский монастырь в Балаклаве под Севастополем. На скале, где стоял Святой Георгий Победоносец, водрузили большой крест.

Как  песнь о красоте природы и таком естественном  среди земной красоты чуде  — явлении  иконы Богородицы, воспринимается легенда, связанная  с возникновением Свято­Успенского монастыря. Он был одним из самых древних в Крыму — его основали в  VI­VIII вв. Монастырь расположен в красивейшем глубоком ущелье, «ущелье Марии». Местные жители с гордостью сообщают, что это  самое красивое ущелье на всем Крымском полуострове, поэтому и явилась здесь удивительная икона. В те давние времена пастух Михаил  на сочной зелени  ущелья пас  стадо. И вдруг он увидел чудо — высоко на скале появилась икона Богоматери, а перед иконой зажглась свеча. Бросив стадо, помчался пастух в селение к людям. Он не был плохим пастухом, просто он понял, что икона гораздо боле  важна людям, и верил в благость Богородицы. Самый мудрый из сельчан тут же организовал  команду из молодых людей и снабдил их надежными веревками.  Они быстро взобрались на скалу, с большими почестями сняли икону со скалы и спустили вниз. Обретенное чудо поместили в самом большом доме. Но утром пришедшие к ней селяне икону в доме не обнаружили. Побежали в ущелье и, к счастью, увидели, что икона  — на прежнем месте.

Надо отдать им должное, они больше не забирали икону, а, поняв волю Богородицы, всем селом быстро вырубили лестницу в скале, затем несколько пещер, небольшой пещерный храм, куда и поместили икону. Потом пригласили жить там монахов. Так образовался Свято­Успенский мужской монастырь. Есть предание о том, что икона эта происходила из древнего скита в Сумели (сейчас в Турции), и была одной из тех 72 икон, которые написал апостол и евангелист Лука.

 А самый древний крымский храм находится в Керчи. Это  храм Иоанна Предтечи. Предполагают, что он был построен в VIII веке. Подтверждают  дату  древнегреческие надписи  на  колоннах и надпись, выбитая на большом камне. Там написано: «В лето 1576 года, бенедикта 6, князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до Кърчева 10000 и 4000 сажен». Молодец князь, каким он был любознательным! Только поэтому и сохранилось его имя на века. Храм Иоанна Предтечи сложен из   серого камня, а его декоративные украшения — из красного кирпича. Сейчас он восстановлен и возвращен РПЦ.

Очень интересны предания,  связанные со святынями столицы Крыма Симферополя. Город на этом месте был основан скифами в III веке до н.э. и назывался  Неаполь Скифский. Когда Крым вошел в 1783 году в состав Российской империи, то городу было выбрано новое имя — Симферополь, что в переводе с древнегреческого означает «город­собиратель». Как новая столица, он должен был объединить Крым. Здесь начали строить общественные здания,  школы, больницы, сажали  деревья  для садов и парков. Конечно, нужен городу был и храм. Долго ждать не хотели, поэтому командир одного из расквартированных здесь полков для этой цели на свои средства купил(!) самый большой дом в городе. В нем стали обустраивать храм во имя равноапостольных царей Константина и Елены, причем вначале он задумывался как полковой храм, позже к дому пристроили колокольню. 25 мая 1787 года в этой церкви молилась императрица Екатерина II, знакомившаяся тогда с Крымом. Она приказала прислать  в скромную церковь  богатую церковную утварь и ризницу  из Санкт­ Петербурга. Храм уцелел в войнах, сейчас восстановлен, в нем совершаются богослужения.

Нельзя не рассказать еще об одной святыне Симферополя и о том, как через много лет восстанавливали память героев. В Крымскую войну 1853­56 гг в верховьях пригородной Петровской балки хоронили погибших  русских солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и полковых священников. Никого из них не знали по фамилиям, но помнили по рассказам о совершенных ими подвигах. Здесь было похоронено в братских могилах около пятидесяти тысяч воинов. Благодарные потомки знали воспоминания очевидцев той войны, на которой не было ни одного дезертира! Они сохранили память о воинской доблести погибших воинов, об их беззаветной любви к России, готовности отдать свою жизнь за Родину. В Симферополе по народной подписке были поставлены часовня и большой  крест из диорита с памятной надписью. О кладбище заботились до установления советской власти, потом оно было заброшено. Сейчас его восстанавливают. 

А из многочисленных легендарных памятников Севастополя вспомним сегодня о двух. Главная достопримечательность города — возвышающийся на Центральном холме Владимирский собор. Еще в 1825 году было получено высочайшее разрешение построить в Севастополе храм на развалинах Херсонеса, над местом, где получил Святое Крещение киевский великий князь Владимир, будущий креститель Руси. В 1854 году приступили к строительству собора, но по просьбе адмирала М.П. Лазарева решили поставить его в центре Севастополя.  Строительство было прервано начавшейся войной 1854­55 гг. Недостроенный величественный собор стал пантеоном для героически погибших во время осады  города легендарных адмиралов В.А. Корнилова, В.И Истомина, П.С. Нахимова и их учителя адмирала М.П. Лазарева (умершего раньше, в 1851 году). После окончания войны строительство собора закончили (1858­1888 гг). Он стал общим памятником героям Севастопольской обороны. Могилы адмиралов соединили в общую гробницу  в виде расположенного на полу креста из черного мрамора, на четырех окончаниях которого бронзовыми буквами написаны имена и фамилии адмиралов и даты их жизни. В центре мраморного креста был расположен крест золотой.

При советской власти собор поспешили закрыть, расположив здесь мастерские, музей и конторы. Пострадал собор и в годы Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. Только в начале 90­х годов его  стали восстанавливать и  вернули РПЦ.

Своеобразным символом города­героя  стал  установленный в 1905 году памятник затопленным  в войну 1854­55 гг кораблям. Их, которые были родным домом, воспринимались моряками как живые существа, которыми гордились и берегли, отправили на дно бухты, чтобы вражеский флот не мог подойти  к городу и чтобы  русская эскадра не досталась врагу. Сколько здесь было пролито слез, как сжимались сердца всех, кто видел это ужасное зрелище. Не поставить здесь памятник во славу  мужества русских моряков было невозможно. В 10 метрах от берега в море насыпали  гранитный утес. На нем возвышается колонна, которую венчает  золотой двуглавый орел, несущий лавровый венок. Существует легенда, что если смотреть на памятник со стороны моря, то силуэт одного  распростертого крыла  воспроизводит профиль императора Николая I, а второго — адмирала П.С. Нахимова, геройских вдохновителей Первой обороны Севастополя. Если будете в Севастополе, у вас появится  возможность эту романтическую легенду проверить.               

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.